Судья: Прохорова Н.В. Дело № 33-2104/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей Карелиной Е.Г., Уваровой В.В.,
при секретаре Зизюк О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в г. Северск Томской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», возложении обязанности включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с медицинской деятельностью по охране здоровья населения как в городе, так и сельской местности периоды работы: в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев - с 01.08.1980 по 09.09.1983 в качестве медсестры ЛОР-отделения Новотроицкой городской объединенной больницы; в календарном исчислении период работы с 07.02.1992 по 15.10.1994 в должности старшей медсестры в детском саду № 9 коммунального управления Навоийского горно-металлургического комбината; в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца периоды работы: с 25.02.1995 по 18.08.1997 в должности старшей медсестры сада «Кораблик», № 26 Самусьского поселкового Совета, МУ УДУ г. Северска; с 20.10.1997 по 31.12.2010 в должности медсестры яслей-сада № 34 МУ УДУ г. Северск Томской области, детского сада № 34, МДОУ «Детский сад № 34 «Сказка», МДОУ «Детский сад № 34»; обязать начислить и выплатить досрочную трудовую пенсию со дня обращения за назначением пенсии
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Северского городского суда Томской области от 08 апреля 2013 года.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, представителя ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области ФИО2, возражавшей против жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области (далее - ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области).
В обоснование искового заявления указала, что 04.04.2011 она обратилась в ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Решением ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 04.07.2011 № 1316 в назначении пенсии досрочно ей было отказано в связи с отсутствием необходимого льготного стажа - 30 лет медицинского стажа в городах, сельской местности и поселках городского типа. Указанное решение, по мнению истца, является незаконным. Так, ответчиком необоснованно засчитан период работы с 01.08.1980 по 09.09.1983 в качестве медсестры в ЛОР - отделении Новотроицкой городской объединенной больницы в календарном исчислении. Однако отоларингологическое (ЛОР) отделение являлось отделением хирургического профиля, работа в котором среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.0.1991 № 464 давала право засчитывать 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. Периоды работы: с 07.02.1992 по 15.10.1994 в должности старшей медсестры в детском саду № 9 коммунального управления Навоийского горно - металлургического комбината, с 25.02.1995 по 18.08.1997 в должности старшей медсестры сада «Кораблик», № 26 Самусьского поселкового Совета, МУ УДУ г. Северска, с 20.10.1997 по 31.12.2010 в должности медсестры яслей-сада № 34 МУ УДУ г. Северска Томской области, детского сада № 34, МДОУ «Детский сад № 34 «Сказка»», МДОУ «Детский сад № 34» ответчик не засчитал в стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с медицинской деятельностью. Однако в период работы с 07.02.1992 по 15.10.1994 (до 01.10.1993) действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, позволяющее включать в медицинский стаж работу в качестве медицинской сестры в детских дошкольных учреждениях. Таким образом, период работы в детском саду-яслях с 07.02.1992 по 01.10.1993 в должности старшей медсестры в детском саду подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии. Периоды работы с 25.02.1995 по 18.08.1997, с 20.10.1997 по 31.12.2010 ответчик не засчитал в специальный стаж на том основании, что Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, не содержит наименования таких учреждений как «ясли, детские сады, детские ясли-сады». Однако осуществляя в настоящее время работу медицинской сестры педиатрического кабинета поликлиники Самусьской больницы ФГБУЗ КБ №81 ФМБА России, которая включается в медицинский стаж, она фактически осуществляет ту же трудовую функцию, что и в спорные периоды работы медицинской сестрой в дошкольных детских учреждениях. То обстоятельство, что в спорные периоды должность медицинской сестры находилась в штате детских садов, а не медицинских учреждений, не должно влиять на ее пенсионные права с учетом тождественности выполняемых работ. Данные периоды работы подлежат зачету в стаж в льготном исчислении (1 год и 3 месяца), т.к. работа протекала в сельской местности. Просила суд признать отказ ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области в назначении досрочной трудовой пенсии по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» незаконным; обязать ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с медицинской деятельностью по охране здоровья населения как в городе, так и в сельской местности: в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев период работы с 01.08.1980 по 09.09.1983 в качестве медсестры ЛОР - отделения Новотроицкой городской объединенной больницы; в календарном исчислении период работы с 07.02.1992 по 15.10.1994 в должности старшей медсестры в детском саду № 9 коммунального управления Навоийского горно-металлургического комбината; в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца: с 25.02.1995 по 18.08.1997 в должности старшей медсестры сада «Кораблик», № 26 Самусьского поселкового Совета, МУ УДУ г. Северска; с 20.10.1997 по 31.12.2010 в должности медсестры яслей-сада № 34 МУ УДУ г. Северска Томской области, детского сада № 34, МДОУ «Детский сад № 34 «Сказка»», МДОУ «Детский сад № 34»; обязать ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области начислить и выплатить досрочную трудовую пенсию со дня обращения за назначением пенсии - с 04.04.2011.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержала.
Представитель третьего лица ФГБУЗ «Клиническая больница № 81 ФМБА России» ФИО3 в судебном заседании поддержала исковые требования ФИО4
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области ФИО5 исковые требования не признала.
Суд на основании ст. 7, п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» исковые требования ФИО1 удовлетворил частично. Обязал ГУ УПФ РФ в г. Северск Томской области включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с медицинской деятельностью по охране здоровья населения как в городе так и сельской местности, периоды работы: в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев с 01.08.1980 по 09.09.1983 в качестве медсестры ЛОР - отделения Новотроицкой городской объединенной больницы; в календарном исчислении с 07.02.1992 по 30.09.1993 в должности старшей медсестры в детском саду № 9 коммунального управления Навоийского горно-метталургического комбината. В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда изменить, вынести новое решение, которым заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что ею было представлено достаточно доказательств: архивные справки, должностная инструкция, рабочие журналы – подтверждающие, что работа, выполняемая ею в детских дошкольных учреждениях (детских садах и яслях-садах), идентична работе, выполняемой медицинскими сестрами в детских поликлиниках по оказанию лечебно-профилактической помощи детям. В настоящее время медицинский персонал детских дошкольных учреждений переведен на работу в учреждения здравоохранения, что также подтверждает тождественность функциональных обязанностей и характера работы медсестер детских садов и яслей работе, выполняемой ею в настоящее время.
На основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица ФГБУЗ «Клиническая больница №81 ФМБА России», извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
ФИО1 оспаривает решение суда в части невключения в специальный стаж периодов работы с 25.02.1995 по 18.08.1997 в должности старшей медсестры сада «Кораблик», № 26 Самусьского поселкового Совета, МУ УДУ г. Северска; с 20.10.1997 по 31.12.2010 в должности медсестры яслей-сада № 34 МУ УДУ г. Северска Томской области, детского сада № 34, МДОУ «Детский сад № 34 «Сказка»», МДОУ «Детский сад № 34».
Отказывая во включении в медицинский стаж указанных периодов работы, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрено включение в медицинский стаж периодов работы медицинской сестрой в детских садах, в детских яслях, в детских яслях – садах.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом на основании следующего.
В соответствии с подп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.1 Разъяснений Министерства труда и социального развития от 17.10.2003 № 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
В соответствии с действовавшим до 01.10.1993 Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров ССС от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», включению в стаж, дающий право на назначение льготной пенсии по старости подлежат периоды работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах.
Учитывая указанные положения, суд обоснованно удовлетворил требования истца в части включения в медицинский стаж периода работы старшей медсестрой в детском саду №9 Жилищно-коммунального управления Навоийского горно-металлургического комбината с 07.02.1992 по 30.09.1993.
Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 953 исключена возможность применения на территории Российской Федерации постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" с 01.10.1993.
Согласно Спискам должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, ранее действующим Спискам должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, а также постановления Совета Министров РФ от 06.09.1991 № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях медицинским сестрам в детских яслях, детских садах, детских комбинатах.
Довод жалобы о том, что в настоящее время истец, работая медицинской сестрой в учреждении здравоохранения, выполняет те же обязанности, что и при работе медицинской сестрой в спорные периоды в дошкольных учреждениях, не может быть принят судебной коллегией, поскольку, как верно указал суд первой инстанции, право определять виды учреждений, работ, профессий, должностей, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, принадлежит уполномоченному государственному органу – Правительству Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации полно разработан перечень должностей и учреждений системы здравоохранения, дающих право на пенсию на льготных условиях.
Ссылка апеллянта на п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» несостоятельна, так как оснований для установления тождественности выполняемых истцом работ тем работам, которые дают право на назначение досрочной пенсии, у суда не имелось, учитывая, что критерием разграничения является область применения работ – здравоохранение, при этом законодателем полно разработано правовое регулирование в данной области пенсионного законодательства. Поскольку детские сады, детские ясли, детские комбинаты в спорный период не отнесены к системе здравоохранения, при этом действующее законодательство не предусматривает иное, оснований для включения периодов работы истца медицинской сестрой в указанных учреждениях в медицинский стаж не имеется.
С учетом изложенного оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Северского городского суда Томской области от 08 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: