Судья Краснов В.Б. Дело № 33-2105/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей и Ошманкевича Р.А. и Слободянюк Т.А.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрела в судебном заседании 12 мая 2014 года дело по апелляционной жалобе руководителя администрации городского поселения «Сосногорск» Ефремова А.М. на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 23 декабря 2013 года, которым
заявление руководителя администрации городского поселения «Сосногорск» об оспаривании предписания главного инспектора безопасности дорожного движения отделения ГИБДД МО МВД России «Сосногорский» оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад материалов дела судьи Ошманкевича Р.А., судебная коллегия
установила:
Руководитель администрации ГП «Сосногорск» обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания и.о. главного государственного инспектора безопасности дорожного движения отделения ГИБДД МО МВД России «Сосногорский» от <Дата обезличена>.
В обоснование заявления указано, что предписание вынесено незаконно, оно не содержит указание на нарушения, допущенные администрацией ГП «Сосногорск», на события, повлекшие вынесение предписания, отсутствует указание на нормативно-правовые акты, в адрес администрации городского поселения не направлен акт <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, техническое задание на производство работ по нанесению горизонтальной разметки и дорожных знаков по <Адрес обезличен>, дислокация дорожных знаков и дорожной разметки на указанные участки дорог отсутствует.
Представитель заявителя, действуя на основании доверенности, в судебном заседании на удовлетворении заявлений настаивал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель МО МВД России «Сосногорский» с заявлением не согласился, указав на его необоснованность.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе руководитель администрации ГП «Сосногорск» ФИО6 с решением суда не согласился, просит его отменить, сославшись на его незаконность.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, оценив имеющиеся доказательства, проверив, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции, приходит к следующему.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу статьи 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда принимается немедленно после разбирательства дела. Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела, но резолютивную часть решения суд должен объявить в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела. Объявленная резолютивная часть решения суда должна быть подписана всеми судьями и приобщена к делу.
Вместе с тем, резолютивная часть решения по настоящему делу, вынесенная судом в порядке статей 193, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации <Дата обезличена>, по содержанию отличается от мотивированного решения суда, изготовленного <Дата обезличена>.
Так, резолютивная часть решения, вынесенная судом в порядке статей 193, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержит указание на частичное удовлетворение заявления администрации городского поселения «Сосногорск» об оспаривании предписания главного инспектора безопасности дорожного движения отделения ГИБДД МО МВД России «Сосногорский». При этом признано незаконным предписание главного инспектора безопасности дорожного движения отделения ГИБДД МО МВД России «Сосногорский» в части предложения исполняющему обязанности руководителя администрации городского поселения «Сосногорск» в течении 7 суток организовать выполнение работ по ликвидации выбоин размеры которых превышают предельно допустимые на участках дорог по <Адрес обезличен> от перекрестка с <Адрес обезличен> до перекрестка с <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен>; по <Адрес обезличен> от перекрестка с <Адрес обезличен> до перекрестка с <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен>. В остальной части заявление Администрации ГП «Сосногорск» оставлено без удовлетворения.
При этом резолютивная часть мотивированного решения суда, изготовленного <Дата обезличена>, ограничивается указанием на то, что заявление руководителя администрации городского поселения «Сосногорск» об оспаривании предписания главного инспектора безопасности дорожного движения отделения ГИБДД МО МВД России «Сосногорский» оставлено без удовлетворения.
Таким образом, имеется противоречивость выводов суда, изложенных в резолютивной части, вынесенной в порядке статьи 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и полным текстом решения, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с пунктом 3 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда.
В связи с указанными нарушениями норм процессуального права решение Сосногорского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> подлежит отмене.
Рассматривая заявленные требования по существу, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Исходя из материалов дела, автомобильные дороги по <Адрес обезличен>, Парковая расположены в пределах муниципального образования городского поселения «Сосногорск».
Согласно проекту дислокации дорожных знаков автомобильной дороги <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен>, утвержденному <Дата обезличена> руководителем администрации ГП «Сосногорск» участок дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемого перекрестка с <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен> оборудован дорожным знаком 2.1 «Главная дорога».
Как следует из заявления руководителя администрации ГП «Сосногорск», объяснений представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, и подтверждается актом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемого перекрестка ... – ... в <Адрес обезличен> отсутствует знак 2.1 «Главная дорога», на <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен> отсутствовала горизонтальная разметка.
<Дата обезличена> на основании полученных данных исполняющим обязанности главного государственного инспектора безопасности дорожного движения отделения ГИБДД МО МВД России «Сосногорский» в адрес исполняющего обязанности руководителя Администрации городского поселения «Сосногорск» направлено предписание в целях устранения нарушений обеспечения безопасности дородного движения и устранении требований п. 5.3.2, 6.2.2. ГОСТ Р 52289-2004, выявленных при осуществлении проверки, предложено в течение ... суток: произвести работы по обустройству пересечения улиц ... дорожным знаком 2.1 на <Адрес обезличен>; произвести работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки по <Адрес обезличен> согласно п. 6.2.2. ГОСТ Р 52289-2004.
<Дата обезличена> главным государственным инспектором безопасности дорожного движения отдела ГИБДД МО МВД России «Сосногорский» заявителю направлено оспариваемое предписание.
Согласно статьи 1 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» основными задачами в сфере регулирования безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу ст. 21 указанного Федерального закона «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного самоуправления относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Таким образом, на органы местного самоуправления возлагается обязанность по содержанию дорог.
На основании п. 2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог.
Соответственно, лицом, которое обязано обеспечить соответствие состояния дорог на территории муниципального образования городского поселения «Сосногорск» при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам является Администрация городского поселения «Сосногорск», возглавляемая руководителем.
Согласно п.п. «б» п. 12 утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации главные государственные инспектора безопасности дорожного движения наделены полномочиями давать в письменной форме юридическим лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.
В соответствии с п. 14.1, 14.2 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД Российской Федерации от 08.06.1999 №410 руководители подразделений Госавтоинспекции в районах, городах, районах в городах или иных муниципальных образований и их заместители на основании полученных данных о должностных лицах, действие или бездействие которых повлекли отступление от требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения принимают решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений, назначают сроки, место и способ представления информации о принимаемых мерах по их выполнению. Сроки представления информации о выполнении предписания не должны превышать сроков устранения недостатков, послуживших основанием к выдаче предписания, и соответствовать нормативным срокам их ликвидации, установленным ГОСТ Р 50597-93.
Правила применения технических средств организации дорожного движения установлены ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст.
В силу п. 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2004 знак 2.1 «Главная дорога» устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков. Согласно 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения.
Согласно п. 4.1.5 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета 2.1 - 2.7) следует осуществлять в течение 3 суток после обнаружения, а знаков приоритета - в течение суток.
В силу п. 4.2.1 - 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93 разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами. Дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.
Требования названных ГОСТ являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Как видно из материалов дела, наличие нарушений ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52289-2004, выразившихся в отсутствии в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемого перекрестка ... в <Адрес обезличен> дорожного знака 2.1 «Главная дорога», отсутствии на <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен> горизонтальной разметки следует из заявления руководителя Администрации городского поселения «Сосногорск», объяснений представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, подтверждается актом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, актом от <Дата обезличена> контрольной проверки выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.
Доводы заявителя в жалобе о не направлении в адрес администрации городского поселения «Сосногорск» акта <Номер обезличен> от ..., технического задания на производство работ по нанесению горизонтальной разметки и дорожных знаков по <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен>, отсутствии дислокации дорожных знаков и дорожной разметки на дорогу <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен>, отсутствие благоприятных погодных условий для выполнения работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки, необходимости заключения муниципального контракта на проведение указанных работ на законность оспариваемого предписания не влияют.
Также не может послужить основанием для признания незаконным данного предписания и его отмены доводы в жалобе о направлении Администрацией ГП «Сосногорск» в ОГИБДД МО МВД России «Сосногорский» письма с просьбой подготовить техническое задание на производство работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки, которое не было изготовлено ОГИБДД МО МВД России «Сосногорский», а также довод о не указании в предписании главного инспектора безопасности дорожного движения отделения ГИБДД МО МВД России «Сосногорский» нарушений, допущенных администрацией городского поселения,
Оспариваемое предписание выдано надлежащему лицу – исполняющему обязанности руководителя Администрации городского поселения «Сосногорск» уполномоченным должностным лицом – исполняющим обязанности главного государственного инспектора безопасности дорожного движения отделения ГИБДД МО МВД России «Сосногорский» в соответствии с его компетенцией, является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения заявления об оспаривании предписания главного государственного инспектора безопасности дорожного движения отделения ГИБДД МО МВД России «Сосногорский» не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сосногорского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> отменить.
Принять по делу новое решение, которым заявление руководителя администрации городского поселения «Сосногорск» об оспаривании предписания главного инспектора безопасности дорожного движения отделения ГИБДД МО МВД России «Сосногорский» от <Дата обезличена> оставить без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-