ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2106 от 02.03.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Борисова Е.А. Апел. гр./дело: 33 -2106

Апелляционное определение

г. Самара 02 марта 2017 г.

судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда

в составе: председательствующего Ермаковой Е.И.,

судей Сафоновой Л.А., Ефремовой Л.Н.,

при секретере Булановой В.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Департамента градостроительства г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 23 ноября 2016г., которым постановлено:

«Признать незаконным Постановление Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

Обязать Департамент градостроительства городского округа Самара принять решение по заявлению Косоуровой ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 501,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для огородничества.»

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н.,

возражения Бережной Н.М. (представителя Косоуровой Н.М.) на доводы апелляционной жалобы

суд апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛ:

Истец - Косоурова Н.М. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Самара, Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным отказа и обязании принять решение, ссылаясь на следующее.

Настоящее исковое заявление рассматривается в порядке, предусмотренном нормами ГПК РФ, так как спор касается земельных прав истца.

С ДД.ММ.ГГГГ. и до ДД.ММ.ГГГГ. Министерство имущественных отношений Самарской области было наделено полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.

ДД.ММ.ГГГГ. истец обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 770,70 кв.м. для огородничества.

ДД.ММ.ГГГГ. истцом получено уведомление об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.

ДД.ММ.ГГГГ. истец вновь обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 500,90 кв.м. под огородничество.

ДД.ММ.ГГГГ истец написала заявление в Министерство имущественных отношений Самарской области, в котором просила возобновить работу по первому заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для огородничества, уточнив площадь до 501 кв.м.

Заявление от ДД.ММ.ГГГГ. (о предоставлении земельного участка за выкуп) истец отозвала ДД.ММ.ГГГГ.

Работа по первому заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ.(о бесплатном предоставлении земельного) было возобновлено.

ДД.ММ.ГГГГ. Министерством имущественных отношений Самарской области вынесен приказ об уточнении местоположения границ и площади земельного участка, изменении вида разрешенного использования земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ. получена кадастровая выписка о земельном участке площадью 501 кв.м. с разрешенным видом использования под огородничество.

С ДД.ММ.ГГГГг. вопросами предоставления гражданам земельного участка в собственность занимается Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара(ныне: Департамент градостроительства г.о. Самара).

ДД.ММ.ГГГГ. истец обратилась в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара(ныне: Департамент градостроительства г.о. Самара) по вопросу получения документов из Министерства имущественных отношений Самарской области.

ДД.ММ.ГГГГ. истец получила ответ, согласно которому, документы от Министерства в адрес Департамента не поступали.

ДД.ММ.ГГГГ. истцом получен ответ из Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, согласно которому, правовые основания для рассмотрения заявления истца в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ отсутствуют, поскольку схема расположения земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. не утверждена.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. истцу разъяснено право на приобретение земельного участка в соответствии со ст. 9.1 Закона о земле.

Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ. до истца доведено сообщение о том, что Департаментом получен пакет документов по заявлению истицы.

Истцом получено оспариваемое Постановление от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату по тем основаниям, что схема расположения земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не утверждена, что истец не имеет права на приобретение земельного участка в собственность за плату без проведения торгов по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.

Однако ещё в ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением о предоставлении бесплатно земельного участка в соответствии с законодательством, действующим на момент подачи заявления.

Ответчиками не учтено, что окончательно истец просила предоставить земельный участок бесплатно, однако истцу отказано в предоставлении земельного участка за выкуп.

Таким образом, не рассмотрено заявление истца о предоставлении бесплатно земельного участка по законодательству на момент подачи заявления в ДД.ММ.ГГГГ.

Истец просила суд:

- признать незаконным Постановление Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, по результатам рассмотрения обращения Косоуровой Н.М.,

-обязать Департамент градостроительства городского округа Самара в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, принять решение по заявлению Косоуровой Н.М. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 501,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для огородничества.

Представитель ответчика - Администрации городского округа Самара - возражал против удовлетворения требований истца.

Представитель ответчика - Департамента градостроительства городского округа Самара - возражал против удовлетворения требований истца.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представителем Департамента градостроительства городского округа Самара ставится вопрос об отмене решения суда и о постановке нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

На основании ст. 2 Земельного кодекса РФ, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

В силу ч. 2, ч. 3 и ч. 4 ст. 2 Земельного кодекса РФ, Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Из материалов дела следует, с ДД.ММ.ГГГГ. и до ДД.ММ.ГГГГ. Министерство имущественных отношений Самарской области было наделено полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.

С ДД.ММ.ГГГГ. и по настоящее время данными полномочиями обладают органы местного самоуправления городского округа Самара.

ДД.ММ.ГГГГ. истец обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, площадью 770,70 кв.м. для огородничества, что подтверждается соответствующим заявлением истицы.

ДД.ММ.ГГГГ истцом получено уведомление об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.

ДД.ММ.ГГГГ. истец вновь обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 500,90 кв.м. под огородничество.

ДД.ММ.ГГГГ. истец написала заявление в Министерство имущественных отношений Самарской области, в котором просила возобновить работу по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. г. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для огородничества площадью 501 кв.м.

Заявление от ДД.ММ.ГГГГ.(о предоставлении участка за выкуп) - истец отозвала ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ. Министерством имущественных отношений Самарской области вынесен приказ об уточнении местоположения границ и площади земельного участка, изменении вида разрешенного использования земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ. получена кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке площадью 501 кв.м. с разрешенным видом использования под огородничество.

С ДД.ММ.ГГГГ. полномочия по предоставлению в г. Самаре гражданам земельного участка в собственность - передано Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (ныне: Департамент градостроительства г.о. Самара).

ДД.ММ.ГГГГ. истец обратилась в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (ныне: Департамент градостроительства г.о. Самара) по вопросу получения документов из Министерства.

ДД.ММ.ГГГГ. истец получила ответ, согласно которому, документы от Министерства в адрес Департамента не поступали.

ДД.ММ.ГГГГ. истцом получен ответ из Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, согласно которому, правовые основания для рассмотрения заявления истца в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ отсутствуют, поскольку схема расположения земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. не утверждена.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. истцу разъяснено право на приобретение земельного участка в соответствии со ст. 9.1 Закона о земле.

Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ. до истца доведено сообщение о том, что Департаментом получен пакет документов по заявлению истца.

Оспариваемым истцом Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ., истцу отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату по тем основаниям, что схема расположения земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. не утверждена, что истец не имеет права на приобретение земельного участка в собственность за плату без проведения торгов по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.

Суд правильно признал, что оспариваемым Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ., рассмотрены иные требования истца, которые она отозвала ещё в ДД.ММ.ГГГГ.

Так, истец ещё ДД.ММ.ГГГГ. отозвала свое заявление о предоставлении земельного участка в собственность за выкуп, а окончательно просила рассмотреть первоначальное заявление от ДД.ММ.ГГГГ о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка площадью 501 кв.м.

Порядок предоставления земельного участка носит заявительный характер.

В связи с чем, суд обоснованно признал, что оспариваемое истцом постановление Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. не соответствует требованиям закона, подлежит отмене, так как истец не просила предоставить ей земельный участок за плату, оно вынесено ответчиком по незаявленным требованиям истца, поэтому данное постановление Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. не порождает для истца никаких правовых последствий.

С учетом изложенного, не обоснованны доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что оспариваемым Постановлением истцу правильно отказано в предоставлении земельного участка, в силу п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ,

Таким образом, до настоящего времени остались не рассмотренными требования истца, заявленные ею в уполномоченные органы ещё в ДД.ММ.ГГГГ о бесплатном предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.

Суд правомерно признал, что заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ о бесплатном предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка подлежит рассмотрению ответчиками по нормам законодательства, действующими на момент подачи истцом данного заявления, по следующим основаниям.

С ДД.ММ.ГГГГ. Министерство имущественных отношений Самарской области было наделено полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (в соответствии с ранее действовавшим постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара»).

До ДД.ММ.ГГГГ. в Законе Самарской области «О земле», действовали положения, согласно которым, граждане имели право при соблюдении определенных требований и условий на бесплатное однократное предоставление в собственность соответствующих земельных участков, что подтверждается Законом Самарской области от 15.07.2013 № 69-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О земле», внесшим изменения в статью 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле».

С ДД.ММ.ГГГГ. полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара наделены органы местного самоуправления городского округа Самара, что следует из Закона Самарской области от 29.12.2014г. № 134- ГД (в редакции Закона Самарской области от 26.02.2015г. № 11-ГД) «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области»,

В рамках заключенных соглашений - Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара - осуществляют подписание актов приема-передачи документов, касающихся распоряжения земельными участками, передаваемых Министерством имущественных отношений Самарской области в адрес Администрации городского округа Самара, что следует из постановления Администрации городского округа Самара от 01.04.2015г. №287 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара».

Ещё ДД.ММ.ГГГГ. истец обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области(в уполномоченный орган) с заявлением о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка.

Однако по заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ. уполномоченными органами до настоящего времени не принято решения.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Самарской области от 15.07.2013г. № 69-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О земле» - действие данного Закона не распространяется на отношения, связанные с предоставлением земельных участков, в отношении которых до вступления в силу данного Закона в орган, осуществляющий распоряжение земельными участками, поданы заявления о предоставлении земельных участков.

На основании изложенного, суд правильно признал, что граждане, подавшие заявления о предоставлении в собственность бесплатно земельных участков по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 9 Закона о земле, до момента вступления в силу Закона Самарской области от 15.07.2013г. № 69-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О земле» - сохраняют свое право на его оформление.

Правомерность данной позиции подтверждается также Определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2014г. № 46-АПГ14-5 об удовлетворении заявления о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 15.07.2013 № 69-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О земле».

Изменения, внесенные субъектом федерации в земельное законодательство Законом Самарской области от 23.03.2015 № 22-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О земле» и признании утратившими силу отдельных законов Самарской области в сфере утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», согласно части 3 статьи 3 - действие настоящего Закона не распространяется на отношения, связанные с предоставлением земельных участков, в отношении которых до вступления в силу данного Закона в орган, осуществляющий распоряжение земельными участками, поданы заявления о предоставлении земельных участков на бесплатное предоставление в собственность земельных участков.

Предоставление земельного участка в таком случае осуществляется в соответствии с редакцией Закона о земле, действовавшей до дня вступления в силу данного Закона.

В силу общего принципа действия закона во времени положения нормативного правового акта применяются к отношениям, возникшим после введения его в действие. К отношениям, возникшим до введения в действие соответствующего нормативного правового акта, он применяется в части прав и обязанностей, возникших после введения его в действие.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 20.07.2011 № 20-П, придание обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями части 1 статьи 1, статей 2, 17, 18, 19, 54, частей 2 и 3 статьи 55 и статьи 57 Конституции Российской Федерации.

Проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности и дав им надлежащую правовую оценку, суд пришел к правильному выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению.

Решение суда является законным и обоснованным. Для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения по основаниям, указанным в статье 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.

Доводы апелляционной жалобы представителя Департамента градостроительства г.о. Самара о том, что заявленные требования о признании незаконным оспариваемого истцом Постановления Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. не подлежат рассмотрению по нормам ГПК РФ, а подлежат рассмотрению по нормам КАС РФ в административном порядке, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание, так как данные доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм закона.

В данном случае, заявленные истцом требования не могут быть рассмотрены но нормам КАС РФ в административном порядке.

Доводы апелляционной жалобы представителя Департамента градостроительства г.о. Самара, направленных на переоценку имеющимся в деле доказательствам, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным мотивам.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 23 ноября 2016г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Департамента градостроительства г.о. Самара - без удовлетворения.

Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6 месяцев.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:

СУДЬИ: