Дело № 33-2106/2015 Судья в 1 инстанции Гаркуша О.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 октября 2015 года судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего – Устинова О.И.,
судей – Ефимовой В.А., Володиной Л.В.,
с участием секретаря – Дубравской А.И.,
прокурора – Ведмидь А.И.,
представителя ответчика
Департамента здравоохранения
г.Севастополя – Матвейчук Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента здравоохранения города Севастополя на решение Ленинского районного суда города Севастополя по делу по заявлению Первого заместителя прокурора города Севастополя к Департаменту здравоохранения города Севастополя о признании приказов незаконными и их отмене,
УСТАНОВИЛА:
В июне 2015 года Первый заместитель прокурора города Севастополя в порядке статей 45, 254 ГПК РФ обратился с заявлением в Ленинский районный суд города Севастополя, в котором просил признать незаконными и отменить: 1) приказ начальника Главного управления здравоохранения города Севастополя № 483 от 03.12.2014 «О приведении учредительных документов коммунальных заведений «Детский санаторий «Солнышко» и «Детский санаторий «Теремок» «Севастопольский Дом ребенка для детей с поражением ЦНС И НП» в соответствие с законодательством Российской Федерации»; 2) приказ начальника Главного управления здравоохранения города Севастополя № 21 от 14.01.2015 «Об усовершенствовании работы детской психиатрической службы».
Требований мотивированы тем, что реорганизация и перепрофилирование детских учреждений «Детский санаторий «Солнышко» и «Детский санаторий «Теремок» путем присоединения к коммунальному заведению «Севастопольский дом ребенка для детей с поражением ЦНС и НП» является незаконной, а указанные приказы противоречат требованиям действующего законодательства. Так, заявителем указано, что проведение реорганизации и ликвидаций организаций, учрежденных городом Севастополя, относится исключительно к компетенции Правительства Севастополя. Кроме того, реорганизация данных заведений осуществлена с нарушением действующего законодательства без положительного заключения соответствующей комиссии, что привело к фактическому перепрофилированию и изменению назначения детских санаториев «Солнышко» и «Теремок». Помимо этого, реорганизация и перепрофилирование указанных детских санаториев, Дома ребенка привело к фактическому сокращению детских санаториев, а также нарушению трудовых прав сотрудников вновь созданного учреждения, а также к лишению их определенного круга льгот.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 09 июля 2015 года заявление прокурора удовлетворено. Признан незаконным и отменен приказ начальника Главного управления здравоохранения города Севастополя № 483 от 03.12.2014 «О приведении учредительных документов коммунальных заведений «Детский санаторий «Солнышко» и «Детский санаторий «Теремок» «Севастопольский Дом ребенка для детей с поражением ЦНС и НП» в соответствие с законодательством Российской Федерации». Признан незаконным и отменен приказ начальника Главного управления здравоохранения города Севастополя № 21 от 14.01.2015 «Об усовершенствовании работы детской психиатрической службы».
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, подтверждено материалами дела, что Главным управлением здравоохранения г.Севастополя, правопреемником которого является Департамент здравоохранения г.Севастополя, издан приказ № 483 от 03 декабря 2014 года о приведении учредительных документов Коммунальных заведений «Детский санаторий «Солнышко», «Детский санаторий «Теремок», «Севастопольский дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики» в соответствие с законодательством Российской Федерации путем присоединения Коммунальных заведений «Детский санаторий «Солнышко», «Детский санаторий «Теремок» к Коммунальному заведению «Севастопольский дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики», и переименовании последнего в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Севастополя «Центр медицинской реабилитации и специализированный дом ребенка» (сокращенное наименование ГБУЗС «ЦМРД и СДР»).
14 января 2015 года Главным управлением здравоохранения г.Севастополя издан приказ № 21 «Об усовершенствовании работы детской психиатрической службы», на основании которого детской психиатрической службе выделено помещение, находившееся до 03 декабря 2014 года на балансе Коммунального заведения «Детский санаторий «Солнышко», расположенное по адресу: г.Севастополь, ул.Очаковцев, 35-а, а для размещения структурных подразделений ГБУЗС «ЦМРД и СДР» передано помещение, находившееся до 03 декабря 2014 года на балансе Коммунального заведения «Детский санаторий «Теремок», расположенное по адресу: г.Севастополь, пр.Октябрьской революции, д.45.
Таким образом, на основании указанных выше приказов были разрешены вопросы о реорганизации коммунальных заведений путем присоединения и о передаче имущества присоединенных предприятий, в том числе третьим лицам.
Разрешая спор и признавая требования прокурора о признании указанных выше приказов незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что реорганизация Коммунальных заведений «Детский санаторий «Солнышко», «Детский санаторий «Теремок», «Севастопольский дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики» произведена начальником Главного управления здравоохранения г.Севастополя в отсутствие полномочий, предусмотренных законом.
При этом, суд правильно руководствовался ч.1 ст.57 ГК РФ, согласно которой реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, и исходил из того, что реорганизованные ответчиком коммунальные заведения были учреждены территориальной общиной г.Севастополя в лице Севастопольского городского Совета, в силу ч.1 ст.2 Закона города Севастополя N 46-ЗС от 25.07.2014 "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" являются собственностью г.Севастополя, при этом вопросы реорганизации таких предприятий в силу п.6 ч.1 ст.23 Закона г.Севастополя № 5-ЗС от 30 апреля 2014 года «О правительстве г.Севастополя» относятся к исключительной компетенции Правительства г.Севастополя.
Согласно Положению о главном управлении здравоохранения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства г.Севастополя № 38 от 05 июня 2014 года, Главное управление здравоохранения Севастополя является органом исполнительной власти г.Севастополя, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, наделено рядом полномочий, из содержания которых не усматриваются полномочия касающиеся реорганизации юридических лиц, учрежденных Правительством г.Севастополя.
Следовательно, реорганизация Коммунальных заведений «Детский санаторий «Солнышко», «Детский санаторий «Теремок», «Севастопольский дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики» произведена неуполномоченным лицом.
Также, судом правильно установлено, что при проведении реорганизации ответчиком был допущен ряд нарушений: в нарушение ч.2 ст.58 ГК РФ не составлен передаточный акт, о переходе прав и обязанностей присоединенных юридических лиц - Коммунальных заведений «Детский санаторий «Солнышко» и «Детский санаторий «Теремок»; в нарушение п.2 ст.13 Федерального закона № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» не истребовано положительное заключение комиссии по оценке последствий решения органа исполнительной власти о реорганизации указанных выше коммунальных заведений, являющихся государственными организациями, образующими социальную инфраструктуру для детей.
Таким образом, на основании приказа Главного управления здравоохранения Севастополя № 21 от 14 января 2015 года был решен вопрос о передаче недвижимого имущества, которое до проведения реорганизации находилось на балансе Коммунальных заведений «Детский санаторий «Солнышко» и «Детский санаторий «Теремок», однако после проведения реорганизации кому-либо из правопреемников в установленном порядке не передавалось.
Кроме прочего, суд правомерно исходил из того, что переименование Коммунального заведения «Севастопольский дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики» (после присоединения к нему Коммунальных заведений «Детский санаторий «Солнышко» и «Детский санаторий «Теремок») в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Севастополя «Центр медицинской реабилитации и специализированный дом ребенка», привело к созданию медицинской организации, не предусмотренной номенклатурой медицинских организаций (Приказ Минздрава № 529н от 06 августа 2013 года), что является нарушением Федерального закона № 322-ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также к исключению указанного учреждения из числа учреждений, работа на которых согласно Постановлению Правительства России № 781 от 29 октября 2002 года дает право на досрочное назначение страховой пенсии.
Доказательства, свидетельствующие об обратном, ответчиком суду не представлены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что п.2 пп.2.1 распоряжения Правительства г.Севастополя № 133 от 19 августа 2014 года «Об организации работы Главного управления здравоохранения Севастополя» Главное управление здравоохранения Севастополя уполномочено осуществлять функции уполномоченного органа и собственника в отношении предприятий, учреждений, организаций, заведений г.Севастополя, указанные в п.1 распоряжения, ко вниманию судебной коллегии приняты быть не могут, поскольку из содержания указанного распоряжения, с учетом изменений внесенных постановлением Правительства г.Севастополя № 38 от 05 июня 2014 года «Об организации работы Главного управления здравоохранения Севастополя», не усматривается решение собственника (Правительства г.Севастополя) о реорганизации Коммунальных заведений «Детский санаторий «Солнышко», «Детский санаторий «Теремок», «Севастопольский дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики» путем присоединения Коммунальных заведений «Детский санаторий «Солнышко», «Детский санаторий «Теремок» к Коммунальному заведению «Севастопольский дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики».
Кроме того, правовым актом Правительства г.Севастополя № 432 от 17 ноября 2014 года на Главное управление здравоохранения г.Севастополя была возложена обязанность организовать приведение учредительных документов организаций в соответствие с законодательством Российской Федерации и обращение организаций с заявлением о внесении сведений о них в Единый государственный реестр юридических лиц согласно приложению, утвержден соответствующий Перечень медицинских организаций, подведомственных Главному управлению здравоохранения Севастополя, чьи учредительные документы подлежат приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации.
При этом в указанном перечне были определены конкретные действия Главного управления здравоохранения Севастополя: «создание нового учреждения ГБУЗС «ЦМРД и СДР» на базе Коммунального заведения «Севастопольский дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики» путем присоединения Коммунальных заведений «Детский санаторий «Солнышко», «Детский санаторий «Теремок», то есть действия направленные на реорганизацию коммунальных заведений, и не относящиеся к действиям, направленным на приведение учредительных документов организаций в соответствие с законодательством Российской Федерации.-
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС Российской Федерации, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 08 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения города Севастополя – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи