ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2108/17 от 16.08.2017 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья: Хромова О.В. Дело №33-2108/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 августа 2017 г. город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Курлаевой Л.И.

судей Хомяковой М.Е., Наместниковой Л.А.

при секретаре Цукановой Т.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к заместителю главы администрации г. Ливны Орловской области ФИО2, администрации Ливенского района Орловской области, Управлению культуры, молодежной политики и спорта администрации г. Ливны Орловской области, муниципальному автономному учреждению «Физкультурно-оздоровительный комплекс», муниципальному бюджетному учреждению «Центр молодежи «Лидер», муниципальному бюджетному учреждению «Центральный районный дом культуры» об обязании предоставить право бесплатного посещения социальных объектов,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ливенского районного суда Орловской области от 31 мая 2017г., которым исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., объяснения ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к заместителю главы администрации г. Ливны Орловской области ФИО2 об обязании предоставить право бесплатного посещения социальных объектов.

В обоснование заявленных требований указывал, что он является рекордсменом, неоднократным чемпионом и призером областных соревнований по легкой атлетике, ветераном спорта ЦСКА, ветераном боевых действий. В период прохождения срочной воинской службы получил тяжелое увечье.

Полагал, что на основании п. 16 ч. 1 ст. 16 Федерального закона №5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах» имеет право на бесплатное посещение всех видов услуг учреждений связи, культурно-просветительских и спортивно- оздоровительных учреждений.

16 марта 2017 г. на его обращение заместитель главы администрации г.Ливны по социальным вопросам ФИО2, по его мнению, немотивированно отказал в предоставлении данного права.

В связи с чем просил выдать решение, на основании которого он может бесплатно и свободно посещать: муниципальное автономное учреждение «Физкультурно-оздоровительный комплекс» (далее МАУ «ФОК») (спортзал, бассейн, теннисный стол, тренажерный зал, сауну) в соответствии с режимом работы с 08 час. 00 мин. до 21 час. 00 мин. по адресу: <...>; муниципальное бюджетное учреждение «Центр молодежи «Лидер» (далее МБУ «Центр молодежи «Лидер») по адресу: <...>; муниципальное бюджетное учреждение «Центральный районный дом культуры» (МБУ «Центральный районный дом культуры») по адресу: <...>.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Управление культуры, молодежной политики и спорта администрации г. Ливны Орловской области, администрация Ливенского района Орловской области, МАУ «ФОК», МБУ «Центр молодежи «Лидер», МБУ «Центральный районный дом культуры».

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.

Полагает, что в силу закона имеет право на бесплатное посещение культурно-просветительских и спортивно- оздоровительных учреждений.

Ссылается на то, что является ветераном боевых действий, а также ветераном спорта О-ны.

На заседание судебной коллегии не явились ответчики заместитель главы администрации г. Ливны Орловской области ФИО2, представители администрации Ливенского района Орловской области, Управления культуры, молодежной политики и спорта администрации г. Ливны Орловской области, МАУ «ФОК», МБУ «Центр молодежи «Лидер», МБУ «Центральный районный дом культуры», извещены о судебном разбирательстве надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что ФИО1 является ветераном боевых действий и имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» с 20 февраля 2006 г. В период прохождения срочной воинской службы получил тяжелое увечье - <...>.

Также ФИО1 является ветераном спорта ЦСКА, неоднократным чемпионом и призером областных соревнований, что подтверждается представленными им удостоверениями и наградами.

01 марта 2017г. ФИО1 обратился в администрацию г. Ливны Орловской области с заявлением о предоставлении ему на основании ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», имеющихся наград и удостоверений, бесплатного права на посещение МАУ «ФОК», МБУ «Центр молодежи «Лидер», МБУ «Центральный районный дом культуры».

Письмом заместителя главы администрации г. Ливны по социальным вопросам ФИО2 от 16 марта 2017 г. ФИО1 было сообщено, что из содержания п. 16 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» следует, что обслуживание ветеранов в организациях и учреждениях осуществляется без очереди, и данная норма закона не является основанием для бесплатного посещения автономного учреждения г. Ливны «Физкультурно-оздоровительный комплекс».

Не согласившись с данным ответом, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.

Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий предусмотрены положениями статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно подпункту 16 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ветераны боевых действий имеют преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта.

Согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 52 «Основы законодательства РФ о культуре», утвержденных ВС РФ 09 октября 1992г. № 3612-1, цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно. При организации платных мероприятий организации культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, обучающихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Порядок установления льгот для организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, для организаций культуры, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации, для организаций культуры, находящихся в ведении органов местного самоуправления, органами местного самоуправления.

Статьей 16 Закона Орловской области от 22 декабря 2016 г. № 2065-03 «О физической культуре и спорте в Орловской области» определено, что инвалидам, детям, проживающим в малоимущих семьях, детям из многодетных семей, детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, физкультурно-спортивные услуги на спортивных объектах, находящихся в государственной собственности Орловской области, предоставляются бесплатно в соответствии с порядком, установленным Правительством Орловской области.

Согласно Постановлению Правительства Орловской области от 30 марта 2012 г. № 102 «Об утверждении Порядка бесплатного предоставления физкультурно-спортивных услуг на государственных спортивных сооружениях Орловской области», в целях социальной поддержки отдельных категорий граждан, предусмотренных статьей 14 Закона Орловской области от 8 сентября 2009 г. № 959-03 «О физической культуре и спорте в Орловской области», реализации государственной политики в области защиты прав потребителей и законных интересов граждан был утвержден Порядок бесплатного предоставления физкультурно-спортивных услуг на государственных спортивных сооружениях Орловской области.

На основании п. 2.1 указанного выше Порядка, были установлены категории граждан, имеющих право на бесплатное получение услуг, к которым отнесены: инвалиды; дети из малообеспеченных и многодетных семей; дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей.

02 декабря 2016 г. постановлением администрации г. Ливны № 805 был утвержден перечень муниципальных учреждений г. Ливны Орловской области, находящийся в ведении отраслевых (функциональных) органов администрации г. Ливны (Управление культуры, молодежной политики и спорта администрации г. Ливны Орловской области), среди которых: МБУ «Центр Молодежи «Лидер», МАУ «ФОК».

Постановлением администрации г. Ливны № 96 от 03 ноября 2015 г. были установлены цены на услуги, оказываемые МАУ «ФОК».

Директором МАУ «ФОК» был издан приказ 29 марта 2017 г. «О подготовке спортсменов г. Ливны в личных и командных дисциплинах, совершенствования спортивного мастерства и подготовки спортивного резерва», согласно которому был утвержден список спортсменов-ветеранов, выступающих за сборную г.Ливны допущенных к тренировкам в тренажерном зале МАУ «ФОК», среди которых ФИО1

Директором МБУ «Центр молодежи «Лидер» было утверждено положение о платных услугах и иной приносящей доход деятельности МБУ «Центр молодежи Лидер» г. Ливны на 2016-2017 г., в котором установлены категории граждан, имеющих право бесплатного или частично платного посещения: участники и инвалиды Великой Отечественной войны; неработающие инвалиды 1, 2 группы, дети-сироты и дети- оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в детских домах и школах-интернатах; престарелые граждане, находящиеся в домах-интернатах для инвалидов и престарелых; дети до 3-х лет.

Установив, что ФИО1 не относится ни к одной из категорий граждан, имеющих право бесплатного посещения указанных им учреждений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска ФИО1

Доводы истца о том, что в силу ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» он имеет право бесплатного посещения культурно-просветительных и спортивно- оздоровительных учреждений основаны на неверном толковании норм права. Данным законом право бесплатного посещения культурно-просветительских и спортивно- оздоровительных учреждений ветеранам боевых действий не предоставлено.

Иных оснований для предоставления бесплатного права посещения данных объектов истцом ФИО1 в нарушение ст. 56 ГПК РФ не приведено.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, а также влияли бы на законность и обоснованность судебного решения, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.

Оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам жалобы не усматривается.

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ливенского районного суда Орловской области от 31 мая 2017г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи