ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-211 от 16.01.2013 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья: Чернышова Р.В. Дело № 33-211

Б-54

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 января 2013г. Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Платова А.С.,

судей: Беляковой Н.В., Сударьковой Е.В.,

с участием прокурора: Жилкина П.А.,

при секретаре: ФИО6,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.

дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах Бурмакиной В.Е.  к Муниципальному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения администрации <адрес>» о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, взыскании единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения,

по апелляционной жалобе Бурмакиной В.Е.,

по апелляционному представлению Канского межрайонного прокурора Степанова В.А.,

на решение Канского городского суда от 12 сентября 2012г., которым постановлено:

Отказать в удовлетворении исковых требований Канского межрайонного прокурора в интересах Бурмакиной В.Е.  к Муниципальному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения администрации г.Канска» о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, предусмотренной долгосрочной целевой программой «Старшее поколение» на 2011-2013 годы», взыскании единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, предусмотренной долгосрочной целевой программой «Старшее поколение» на 2011-2013 годы».

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А :

Канский межрайонный прокурор в интересах Бурмакиной В.Е. обратился в суд с иском к МКУ «Управление социальной защиты населения администрации г.Канска» (далее по тексту - УСЗН) о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, взыскании единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения. Требования прокурор мотивировал тем, что Бурмакина В.Е. является одиноко проживающим пенсионером. 29 марта 2011г. она обратилась в УСЗН с заявлением об оказании единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, предусмотренной долгосрочной целевой программой «Старшее поколение» на 2011 -2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 16 ноября 2010г. № 559-п. Письмом от 04 апреля 2011г. она была уведомлена о том, что предоставленный ею пакет документов для оказания материальной помощи на ремонт жилья принят, решение об оказании помощи будет принято при поступлении финансирования. 19 декабря 2011г. комиссией принято решение об отказе в предоставлении Бурмакиной В.Е. единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, о чем ей сообщено письмом от 23 декабря 2011г. Основанием отказа послужило внесение постановлением Правительства Красноярского края от 19 июля 2011г. № 430-п изменений в программу в части включения в качестве условия предоставления единовременной адресной материальной помощи наличия дохода за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, не превышающего полуторакратной величины прожиточного минимума, установленной для пенсионеров по соответствующей группе территорий Красноярского края. Вышеуказанные изменения существенно нарушают права Бурмакиной В.Е., поскольку на момент обращения за единовременной адресной материальной помощью указанные требования отсутствовали, и Бурмакина В.Е. имела право на ее получение. В этой связи прокурор просил суд признать незаконным отказ УСЗН от 19 декабря 2011г. в предоставлении Бурмакиной В.Е. единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения; взыскать с ответчика в пользу истицы единовременную адресную материальную помощь в размере 15 000 руб.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Бурмакина В.Е. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

В апелляционном представлении Канский межрайонный прокурор Степанов В.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

В судебное заседание Бурмакина В.Е., ее представитель Бурмакина С.В., представители МКУ «УСЗН администрации г.Канска», Министерства социальной политики Красноярского края, Министерства финансов Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, поддержавшего апелляционное представление и полагавшего необходимым решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

Из материалов дела следует, что Бурмакина В.Е. является одиноко проживающим пенсионером. 29 марта 2011 г. истица обратилась в УСЗН с заявлением об оказании единовременной адресной материальной помощи, предусмотренной долгосрочной целевой программой «Старшее поколение» на 2011-2013 годы», на ремонт занимаемого ею жилого помещения, для производства которого требовалось 23 500 руб. На это заявление ей было направлено уведомление от 04 апреля 2011г. № 2064 о том, что ее заявление с документами будут рассмотрены комиссией при поступлении финансирования. 19 декабря 2011г. комиссией принято решение об отказе в предоставлении Бурмакиной В.Е. единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, о чем ей было направлено сообщение от 23 декабря 2011г. № 10221. Причиной отказа в предоставлении единовременной адресной материальной помощи явилось то, что ее доход за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи указанного заявления, превышает полуторакратную величину прожиточного минимума.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции исходил из того, что отказ в предоставлении Бурмакиной В.Е. единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения был связан с тем, что 19 декабря 2011г. на момент рассмотрения комиссией ответчика ее заявления действовала программа, которая была изменена постановлением Правительства Красноярского края от 19 июля 2011 г. № 430-п, и которая содержала условие, позволяющее оказать указанную помощь пенсионерам с учетом их среднедушевого дохода за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления.

Судом установлено, что размер пенсии Бурмакиной В.Е. в декабре 2010г. составлял 7 373 руб. 95 коп., в январе 2011г. – 7 373 руб. 95 коп., в феврале 2011г. – 8 022 руб. 87 коп., что составляет среднедушевой доход - 7590 руб. 25 коп., тогда как в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 18 января 2011г. №5-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения по основным социально- демографическим группам населения Красноярского края за 4 квартал 2010г. величина прожиточного минимума для пенсионеров установлена в размере 4 784 руб.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что, поскольку Правительством Красноярского края введено в действие новое правовое регулирование, которое не предусматривает возможности предоставления Бурмакиной В.Е. мер государственной поддержки в виде выделения единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, ответчик обоснованно отказал в предоставлении истице данной помощи, в связи с чем суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия с решением суда согласиться не может по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Красноярского края от 16 ноября 2010 г. № 559-п утверждена долгосрочная целевая программа «Старшее поколение» на 2011-2013 годы».

В соответствии с п. 2.3 программы государственным заказчиком программы является Министерство социальной политики Красноярского края. Министерство социальной политики Красноярского края осуществляет организационные, методические и контрольные функции в ходе реализации программы.

Главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на реализацию программы, является Министерство социальной политики Красноярского края.

Финансирование мероприятий программы осуществляется из краевого бюджета и за счет средств субсидии, предоставляемой Пенсионным фондом Российской Федерации краевому бюджету на оказание адресной социальной помощи.

Средства краевого бюджета на финансирование пункта мероприятий программы предусматриваются в 2011 - 2013 годах в форме субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края отдельным законом Красноярского края наделяются государственными полномочиями по оказанию единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения одиноко проживающим пенсионерам старше 65 лет, одиноко проживающим супружеским парам из числа пенсионеров старше 65 лет.

Пунктом 2.3.1 программы предусмотрен порядок оказания единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения одиноко проживающим пенсионерам старше 65 лет, одиноко проживающим супружеским парам из числа пенсионеров старше 65 лет органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края в размере не более 15000 рублей.

Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 16 ноября 2010г. №599-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Старшее поколение» на 2011-2013 годы», решение о предоставлении (отказе в предоставлении) единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, ее размере принимается уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Красноярского края в установленные им сроки и порядке.

Основаниями для принятия уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Красноярского края решения об отказе в выплате единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения являются:

принадлежность лица, обратившегося за единовременной адресной материальной помощью на ремонт жилого помещения, к категории лиц, не имеющих право на ее получение в соответствии с настоящим пунктом программы;

оказание в течение периода действия программы адресной социальной (материальной) помощи на ремонт жилого помещения по одному или нескольким основаниям в общем размере 15 000 рублей;

неполное представление документов, требуемых для оказания единовременной адресной материальной помощи.

29 ноября 2011г. в указанное постановление Правительства Красноярского края от 16 ноября 2010г. №559-п были внесены изменения, в частности, указано, что решение о предоставлении единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения либо мотивированное решение об отказе в ее предоставлении принимается в течение 30 календарных дней со дня получения заявления. Кроме того, установлено, что о принятом решении пенсионеры уведомляются в письменной форме в 10-дневный срок со дня его принятия. В случае принятия решения об отказе в предоставлении единовременной адресной материальной помощи заявитель уведомляется об этом с указанием причин отказа.

Как следует из материалов дела, 29 марта 2011г. Бурмакина В.Е. обратилась в УСЗН с заявлением об оказании единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, предусмотренной долгосрочной целевой программой «Старшее поколение» на 2011-2013 годы». На момент подачи ею указанного заявления действовало постановление Правительства Красноярского края от 16 ноября 2010г. №559-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Старшее поколение» на 2011-2013 годы», которое не предусматривало 30-дневного срока принятия решения о предоставлении единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения или мотивированного решения об отказе в предоставлении такой помощи, и также не предусматривало ограничений по доходам пенсионеров. Эти ограничения были введены в действие постановлением Правительства Красноярского края от 19 июля 2011г. №430-п «О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16 ноября 2010г. №559-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Старшее поколение» на 2011-2013годы», в соответствии с которыми единовременная адресная материальная помощь на ремонт жилого помещения оказывается пенсионерам, доход (среднедушевой доход) которых за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, не превышает полуторакратной величины прожиточного минимума, установленной для пенсионеров по соответствующей группе территорий Красноярского края.

В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.

В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1). В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

В связи с тем, что правоотношения сторон возникли в период до введения в действие 19 июля 2011г. изменений в вышеуказанное постановление Правительства Красноярского края от 16 ноября 2010г. № 559-п, то решение УСЗН должно было быть принято по заявлению Бурмакиной В.Е. в соответствии с положениями постановления Правительства Красноярского края, действующего в прежней редакции от 16 ноября 2010г. без учета изменений и дополнений, внесенных в программу постановлением Правительства Красноярского края от 19 июля 2011г. №430-п. и, несмотря на отсутствие в программе указания на срок принятия такого решения, должно было быть принято в разумные сроки со дня подачи истицей заявления.

Однако решение УСЗН по заявлению истицы от 29 марта 2011г. было принято только 19 декабря 2011г. и было принято на основании положений, предусмотренных новой редакции программы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 19 июля 2011г. №430-п, что привело к неправомерному лишению Бурмакиной В.Е. права на получение этой материальной помощи. В этой связи указанное решение УСЗН об отказе Бурмакиной В.Е. в предоставлении указанной материальной помощи от 19 декабря 2011г. не может быть признано законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что правоотношения, сложившиеся между Бурмакиной В.Е. и УСЗН по предоставлению указанной материальной помощи, предусмотренной указанной программой, урегулированы новой редакцией программы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 19 июля 2011г. № 430-п, а также вывод суда об обоснованном отказе ответчиком в предоставлении истице указанной материальной помощи, основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения о признании незаконным решения комиссии по предоставлению единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения УСЗН в части отказа в предоставлении указанной материальной помощи на ремонт жилого помещения Бурмакиной В.Е. и взыскании с УСЗН в ее пользу единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения в размере 15 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Канского городского суда от 12 сентября 2012г. отменить.

Принять по делу новое решение.

Признать решение комиссии по предоставлению единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения Муниципального казенного учреждения «Управление социальной защиты населения администрации г.Канска» от 19 декабря 2011г. в части отказа в предоставлении единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения Бурмакиной В.Е.  незаконным.

Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Управление социальной защиты населения администрации г.Канска» в пользу Бурмакиной В.Е.  единовременную адресную материальную помощь на ремонт жилого помещения в размере 15 000 руб.

Председательствующий:

Судьи: