Дело № 33-2110/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 6 августа 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.,
судей областного суда Лапшиной Л.Б., Егоровой И.В.,
при секретаре Лисицыной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лапшиной Л.Б.
дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1, ФИО2, ФИО3 по доверенности ФИО4 на решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 28 апреля 2014 года по иску представителя ФИО1, ФИО2, ФИО3 по доверенности ФИО4 к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Астраханской области о взыскании компенсации за утраченное жилье и имущество, компенсации за причиненный вред и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л А:
представитель ФИО1, ФИО2, ФИО3 по доверенности ФИО4 обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Астраханской области о взыскании компенсации за утраченное жилье и имущество, компенсации за причиненный вред и компенсации морального вреда, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 приобрел в собственность <данные изъяты> долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В результате военных действий по разрешению кризиса в Чеченской Республике дом был полностью разрушен и восстановлению не подлежал, что подтверждается дефектным актом от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 года № 404 «О порядке осуществления компенсационных выплат в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории» истцы подпадают под категорию граждан, имеющих право на получение компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике в размере <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ истцами в секретариат Правительственной комиссии по компенсационным выплатам сдан необходимый пакет документов, о чем выдана расписка и присвоен регистрационный номер 18/2891. Однако выплаты за утраченное жилье ФИО3 и членам его семьи не произведены. ДД.ММ.ГГГГ Комиссия по рассмотрению заявлений граждан о компенсационных выплатах за утраченное жилье сообщила, что жилой дом ФИО3 группой обследования жилья, разрушенного в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, составлен положительный акт. Однако, в связи с тем, что с июля 2005 года техническая группа Федерального агентства по строительству и ЖКХ прекратила свою работу по формированию перечня разрушенного жилья в Чеченской Республике его заявительский материал не был включен в перечень. При возобновлении работы технической группы его заявительский материал будет включен в перечень. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 направлена претензия с просьбой выплатить компенсацию. ДД.ММ.ГГГГ получен ответ Комиссии о том, что жилой дом истца в перечень утраченного жилья не включен. ДД.ММ.ГГГГ решением Камызякского районного суда <адрес>, вступившим в законную силу, бездействие Комиссии по рассмотрению заявлений граждан о компенсационных выплатах за утраченное в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике жилье и имущество, Правительства Чеченской Республики по не включению в перечень утраченного С-выми жилья признано незаконным и на комиссию возложена обязанность включить заявительский материал ФИО3 за № от ДД.ММ.ГГГГ в перечень разрушенного жилья в Чеченской Республике. ДД.ММ.ГГГГ УФССП России по Чеченской Республике возвращен исполнительный лист, выданный на основании решения Камызякского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ в связи с невозможностью исполнения.
В соответствии с Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 6 сентября 2004 года № 96 «О средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на 4 квартал 2004 года для расчета размеров безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всем категориям граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета», средняя рыночная стоимость 1 кв.м. составляла 8380 рублей. Поэтому в 2004 года истцы на 350000 рублей могли бы приобрести квартиру площадью 42 кв.м. В настоящее время стоимость 1 кв.м. жилья в Чеченской Республике составляет 21050 рублей и в связи с длительным бездействием Комиссии на компенсацию <данные изъяты> рублей истцы могут приобрести только <данные изъяты>. жилого помещения. Таким образом, невыплатой и бездействием государственных органов ФИО3 и членам его семьи причинен материальный вред в размере <данные изъяты>).
В связи с тем, что положенная компенсация за жилье не выплачена, истцы вынуждены проживать у знакомых, чем им причиняются моральные страдания, которые они оценивают в <данные изъяты> рублей каждому.
Поскольку главным распорядителем средств федерального бюджета по осуществлению компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество является Министерство финансов Российской Федерации, то истцы просят взыскать с ответчика компенсацию за утраченное жилье и имущество в размере <данные изъяты> рублей, причиненный материальный ущерб в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда по <данные изъяты> рублей каждому из истцов.
В судебном заседании истец ФИО3, представитель ФИО3, ФИО1 и ФИО2 по доверенности ФИО4 исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Астраханской области ФИО5 исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Истцы ФИО2 и ФИО1 направили в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной миграционной службы Чеченской Республики, Правительства Чеченской Республики, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, участия в судебном заседании не принимали.
Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 28 апреля 2014 года истцам отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе представитель истцов по доверенности ФИО4 ставит вопрос об отмене решения суда, указывая в обоснование, что судом неправильно применен материальный закон, и выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Действие Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 года № 404 «О порядке осуществления компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории», вопреки выводам суда первой инстацнии распространяется на истцов, так как регистрационный учет семьи С-вых по адресу: <адрес> носит формальный характер. Жилой дом находится в непригодном для проживания состоянии и истец ФИО3 приезжает туда только для получения пенсии. Фактически ФИО3 и ФИО2 проживают на территории Чеченской Республики по адресу: <адрес>. ФИО1 проживает по адресу: Чеченская Республика, <адрес>, что подтверждается предоставленными документами. Суд не дал надлежащую оценку указанным обстоятельствам. Кроме того, решением Камызякского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ на Комиссию по рассмотрению заявлений граждан о компенсационных выплатах за утраченное в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике жилья и имущества возложена обязанность включить заявительский материал ФИО3 в перечень разрушенного жилья на территории республики. Решение вступило в законную силу, но не исполнено, так как комиссия приостановила свою работу и решение о выплате компенсации по заявлению ФИО3 Комиссией не принято до настоящего времени. Представитель считает, что незаконными действиями государственных органов нарушены права истцов и их исковые требования, предъявленные к ответчику, подлежат удовлетворению в полном объеме.
ФИО3, ФИО1, ФИО2 направили в судебную коллегию заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Заслушав докладчика, объяснения представителя истцов по доверенности ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Астраханской области ФИО5, возражавшей против удовлетворения жалобы, изучив доводы жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 года N 898 "О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике" Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 года № 404 «О порядке осуществления компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории» утверждено Положение об осуществлении компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории. Образована Комиссия по рассмотрению заявлений граждан о компенсационных выплатах за утраченное в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике жилье и имущество (далее именуется - Комиссия) и утверждено Положение о Комиссии по рассмотрению заявлений граждан о компенсационных выплатах за утраченное в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике жилье и имущество, ее состав.
Комиссии предписано:
до 15 августа 2003 г. сформировать и утвердить списки граждан, жилье которых включено в перечень разрушенного на территории Чеченской Республики жилья, не подлежащего восстановлению;
начиная с 15 августа 2003 г. обеспечить прием от пострадавших граждан заявлений о компенсационных выплатах за утраченное в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике жилье и имущество.
Министерству финансов Российской Федерации предписано обеспечить финансирование, а Правительству Чеченской Республики осуществить компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории, в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
В соответствии с пунктом 2 Положения об осуществлении компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории (далее Положение) право на получение компенсационных выплат имеют граждане, постоянно проживающие на территории Чеченской Республики, жилье которых независимо от формы собственности утрачено и включено в перечень разрушенного на территории Чеченской Республики жилья, не подлежащего восстановлению, утвержденный Правительством Чеченской Республики и Министерством регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Пунктами 7, 9 Положения установлено, что для получения компенсационных выплат гражданин представляет в Комиссию заявление от имени всех членов семьи (членов других семей), зарегистрированных (прописанных) на жилой площади разрушенного жилья до его утраты с приложением необходимых документов.
Заявителю выдается расписка.
Данные о принятом заявлении заносятся в журнал учета заявлений о компенсационных выплатах. При этом номер заявления по журналу учета присваивается делу заявителя.
Из материалов дела следует, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ в Комиссию сдан пакет документов для подготовки к рассмотрению вопроса о компенсационных выплатах за утраченное жилье и имущество, расположенное по адресу: <адрес>, и присвоен регистрационный номер №
В силу пунктов 10, 11 Положения комиссия в 10-дневный срок с даты приема заявлений направляет в Министерство внутренних дел Российской Федерации в установленном им порядке сведения о гражданах, подавших заявления.
Министерство внутренних дел Российской Федерации в 10-дневный срок с даты получения сведений проводит их проверку и о результатах информирует Комиссию.
После поступления из Министерства внутренних дел Российской Федерации документального подтверждения результатов проверки Комиссия в недельный срок принимает решение о компенсационных выплатах.
Из пояснений представителя С-вых - ФИО4 и письменных материалов дела: письма Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом ФИО3 по указанному выше адресу в перечень разрушенного жилья не включен. Техническая группа Федерального агентства по строительству и ЖКХ по формированию перечня разрушенного жилья в Чеченской Республике приостановлена. Заявительский материал ФИО3 на заседании Комиссии не рассматривался и решение об отказе либо выплате компенсации по нему не принималось.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для применения ответственности, предусмотренной указанной нормой, необходимо обязательное наличие совокупности условий деликтной ответственности в виде состава правонарушения, включающего наступление вреда и его размеры, противоправное поведение причинителя вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между противоправным поведением последнего и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.
Отсутствие одного из элементов деликтной ответственности исключает возможность удовлетворения исковых требований о возмещении материального и морального вреда за счет казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо муниципального образования.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований правильно указал, что истцами не представлено суду доказательств наличия совершения незаконных виновных действий (бездействия) со стороны Министерства финансов Российской Федерации, причинивших им материальный или моральный вред.
С учетом того обстоятельства, что уполномоченным Правительством Российской Федерации специальным органом Комиссией по рассмотрению заявлений граждан о компенсационных выплатах за утраченное в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике жилье и имущество решение о выплате ФИО3 компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество не принималось, отсутствуют правовые основания для возложения на Министерство финансов Российской Федерации обязанности по выплате компенсационных выплат, возмещению материального и морального вреда.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 28 апреля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФИО1, ФИО2, ФИО3 по доверенности ФИО4 – без удовлетворения.