АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судья Порохина О.Г. № 33-2112/2014 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми в составе
председательствующего Голикова А.А.,
судей Смирновой Н.И., Головкова В.Л.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в судебном заседании 02 июня 2014 года дело по апелляционной жалобе администрации МО МР «Печора» на решение Печорского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, по которому
признан незаконным пункт ... решения исполнительного комитета Печорского городского Совета народных депутатов <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в части передачи в состав земель населенных пунктов ... ... согласно приложения <Номер обезличен> ... га земель, находившихся в пользовании ... ... ...;
признаны незаконными постановление администрации муниципального района «Печора» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» и постановление администрации муниципального района «Печора» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «О предоставлении П.Т. в аренду на новый срок земельного участка под строительство индивидуального жилого дома по адресу: <Адрес обезличен>, ..., <Адрес обезличен>».
Заслушав доклад судьи Голикова А.А., заключение прокурора Чершкуте Я.В., судебная коллегия
установила:
печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО МР «Печора» в части непринятия мер по отмене противоречащих закону правовых актов, об обязании в течение ... дней с момента вступления в законную силу решения суда отменить решение Печорского исполкома «О рассмотрении материалов по передаче земель в ведение ... ... народных депутатов» от <Дата обезличена> № ..., постановление администрации МО МР «Печора» «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» от <Дата обезличена> № ..., постановление администрации МО МР «Печора» «О предоставлении П.Т. в аренду на новый срок земельного участка в аренду под строительство индивидуального жилого дома по адресу: <Адрес обезличен> .... ..., <Адрес обезличен>» от <Дата обезличена> № ... В обоснование своих требований указал, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции при использовании земельных участков и распоряжении ими, в ходе которой выявлен факт несоответствия действующему федеральному законодательству решения Печорского исполкома «О рассмотрении материалов по передаче земель в ведение ...» от <Дата обезличена> № ..., постановление администрации МО МР «Печора» «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» от <Дата обезличена> № ..., постановление администрации МО МР «Печора» «О предоставлении П.Т. в аренду на новый срок земельного участка в аренду под строительство индивидуального жилого дома по адресу: <Адрес обезличен> д. ..., <Адрес обезличен>» от <Дата обезличена> № .... Перевод земель из земель лесного фонда в земли населенных пунктов не мог производиться Печорским исполкомом, спорный земельный участок входит в земли лесного фонда. Принесенные протесты были отклонены администрацией МО МР «Печора», в связи с чем предъявлены указанные требования.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика администрации МР «Печора», требования прокурора не признала.
Заинтересованное лицо П.Т. требования прокурора не поддержала.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МР «Печора» с решением суда не согласна и просит его отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу, а также пропущен срок для обращения с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.
В судебное заседание участвующие в деле лица не явились.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения на них, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
По делу установлено, что во исполнение статьи 15 Закона РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 «О земельной реформе» Президиумом Печорского городского Совета народных депутатов было принято решение «Об утверждении Печорской районной депутатской комиссии по земельной реформе». Указанная депутатская комиссия рассматривала и утверждала проекты передачи земель в ведение сельских советов и других пользователей.
Решением Кедровошорского сельского Совета народных депутатов от 03.09.1991 «О рассмотрении материалов по передаче земель в ведение сельского Совета», решено просить Печорский городской Совет народных депутатов: утвердить черту населенных пунктов Кедровошорского сельского Совета с общей площадью земель внутри черты – ... га (приложение № 1), изъять от землепользователей Печорского района ... га земель и передать в состав земель населенных пунктов Кедровошорского сельского Совета, передать ... га земель в ведение Кедровошорского сельского Совета народных депутатов (приложение № 2).
Решением исполнительного комитета Печорского городского Совета народных депутатов <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «О рассмотрении материалов по передаче земель в ведение Кедровошорского сельского Совета народных депутатов» была утверждена черта населенных пунктов Кедровошорского сельского Совета общей площадью земель внутри черты -...... га согласно приложения <Номер обезличен> (п.1 Решения); изъято от землепользователей <Адрес обезличен> ... га земель и передано в состав земель населенных пунктов Кедровошорского сельского Совета согласно приложения <Номер обезличен> (п.2 Решения). Из приложения <Номер обезличен> к указанному Решению следует, что из землепользования Конецборского лесничества Печорского лесхоза были изъяты ... га земель и переданы в состав земель населенного пункта .......
В процессе подготовки материалов по передаче земель лесного фонда в ведение Кедровошорского сельского Совета сотрудниками Печорского лесхоза был составлен Акт технического обследования земельных участков, испрашиваемых из состава государственного лесного фонда от .... Согласно указанного Акта было установлено, что изымаемый участок расположен в лесах 1 группы в квартале 155 Конецборского лесничества Печорского лесхоза площадью ... га. Также в данном Акте было указано, что целью отвода является передача указанного участка в ведение Кедровошорского сельского Совета д. Конецбор, обязательства получателя участка - соблюдать лесохозяйственные правила, рубку леса проводить с согласия лесхоза.
Согласно картографическим материалам, имеющимся в материалах дела, указанный участок находится в ... квартале Конецборского участкового лесничества ГУ РК «Печорское лесничество» (ранее - Печорский лесхоз Конецборское лесничество).
В силу Постановления Президиума Верховного Совета Коми ССР от <Дата обезличена> «О закреплении земель лесного фонда за местными Советами народных депутатов», в целях реализации земельной реформы в Республике решено закрепить за местными Советами народных депутатов земли, занятые лесами I группы, согласно приложению без изъятия из лесного фонда. Согласно указанному приложению, за Кедровошорским сельским советом закреплено ... га лесов ... группы, находящихся в землепользовании Печорского лесхоза, Конецборского лесничества, квартал ....
Вышеуказанным постановлением Президиума Верховного Совета Коми ССР, рекомендовано местным Советам народных депутатов использовать указанные земли для нужд населения и ведения сельского хозяйства, также решено, что изъятие земель для передачи во владение и пользование физическим и юридическим лицам производится в соответствии со статьей 22 Закона Республики Коми «О лесе» и Земельным Кодексом Республики Коми.
Согласно выписке из государственного лесного реестра от ..., лесной участок, расположенный по адресу: <Адрес обезличен> муниципальное образование муниципального района «Печора» ГУ «Печорское лесничество» ..., квартал <Номер обезличен> зарегистрирован на праве собственности Российской Федерации на основании свидетельства от <Дата обезличена> № <Адрес обезличен>. Площадь составляет .... Целевое назначение данного участка указано защитные леса: запретные нерестовые полосы лесов (... га), эксплуатационные леса (... га). Назначение лесного участка в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации и Лесохозяйственным регламентом ГУ «Печорское лесничество».
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В силу части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса РФ при разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Признавая решение исполнительного комитета Печорского городского Совета народных депутатов <Номер обезличен> от ..., постановление администрации муниципального района «Печора» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и постановление администрации муниципального района «Печора» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> незаконными, суд первой инстанции вышел за пределы заявленных прокурором требований.
Как усматривается из заявления, прокурором обжалуются бездействие администрации МО МР «Печора» в части неудовлетворения протестов прокурора по отмене вышеуказанных постановлений и решения, в связи с чем заявлены требования о понуждении администрации МО МР «Печора» об отмене указанных актов.
Вместе с тем заявленные требования прокурором о понуждении администрации МО МР «Печора» к выполнению требований, изложенных в протесте, удовлетворению не подлежат.
В силу положений статьи 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
При осуществлении возложенных на него функций прокурор согласно части 1 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 данного Федерального закона.
Статьей 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протесты вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьей 23 данного Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Из системного анализа приведенных выше норм следует, что законодатель не возлагает на лицо, принявшее опротестовываемый прокурором акт, обязанность по отмене или изменению этого акта. Данному лицу в силу требований части 2 статьи 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» необходимо рассмотреть поступивший протест в десятидневный срок и сообщить о результатах рассмотрения прокурору в письменной форме.
Статья 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которой протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению, не предполагает обязательного рассмотрения протеста по существу, а свидетельствует о том, что прокурору в любом случае должен быть направлен ответ.
Из материалов дела следует, что поступившие в администрацию МО МР «Печора» протесты прокурора рассмотрены и отклонены.
Как усматривается из заявления, прокурором в обоснование требований указывалось о незаконности постановлений и решения, однако требований о признании их недействительными не заявлялось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
Статьей 11 названного Кодекса закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ способами, в числе которых, требования о понуждении отмены ненормативных актов отсутствуют.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса РФ н
енормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
С учетом положений статьи 12 Гражданского кодекса РФ под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
Действующее законодательство не ограничивает лицо, чьи права нарушены, в выборе способов защиты, перечисленных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем выбранный способ защиты должен соответствовать характеру нарушенного права, не должен нарушать права и законные интересы иных лиц, и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Следовательно, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав в интересах РФ, прокурор должен указать, какие права и каким образом нарушены, а также избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права.
Из материалов дела следует, что имеется спор по использованию и распоряжению землями лесного фонда, который может быть разрешен, в том числе предъявлением виндикационных исков.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что прокурором в данном случае избран неверный способ защиты права, который не приводит к восстановлению права. При таких обстоятельствах решение суда в части удовлетворения требований печорского природоохранного межрайонного прокурора подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Печорского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> отменить.
Вынести по делу новое решение, которым Печорскому природоохранному межрайонному прокурору отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия администрации МО МР «Печора» в части непринятия мер по отмене противоречащих закону правовых актов, об обязании в течение 20 дней с момента вступления в законную силу решения суда отменить решение ... «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» от <Дата обезличена> № ..., постановление администрации МО МР «Печора» «О предоставлении П.Т. в аренду на новый срок земельного участка в аренду под строительство индивидуального жилого дома по адресу: <Адрес обезличен> ..., <Адрес обезличен>» от <Дата обезличена> № ...
Председательствующий
Судьи