ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-21143/2016 от 06.12.2016 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Кулинич А.П. Дело № 33-21143/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 декабря 2016 года г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе

председательствующего Ковалева А.М.,

судей: Криволапова Ю.Л., Молотиевского А.Г.,

при секретаре Абросимовой А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Волгодонска в интересах неопределенного круга жителей г.Волгодонска к ПАО «ТНС Энерго г.Ростов-на-Дону» о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за электроэнергию на общедомовые нужды и о прекращении указанных действий по апелляционному представлению прокурора г.Волгодонска на решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 26 сентября 2016 года.

Заслушав доклад судьи Криволапова Ю.Л., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Волгодонска Ростовской области обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», в обоснование указав о том, что прокуратурой г. Волгодонска на основании обращения собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных домов г. Волгодонска, находящихся в управлении различных управляющих компаний, проведена проверка по фактам выставления ответчиком квитанций на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды. В ходе проверки установлено, что большая часть многоквартирных домов на территории г. Волгодонска находится в управлении управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, то есть собственниками реализовано право выбора способа управления домами, принято решение о заключении договора управления с УК, выступающими в роли исполнителя жилищных и коммунальных услуг, в том числе в части выполнения работ по техническому содержанию внутридомовых электрических сетей. Случаев принятия на общих собраниях собственников помещений МКД решений о внесении платы за коммунальную услугу «электроснабжение» непосредственно ресурсоснабжающей организации - ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», а также фактов принятия собственниками помещений МКД на общих собраниях решений о распределении «сверхнормативного» объема потребленной энергии между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещений в МКД не выявлено. Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на ОДН, поскольку такие организации не являются исполнителями коммунальных услуг и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.

На основании изложенного, истец просил суд признать незаконными действия ответчика по начислению и взиманию платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в период с 01.10.2013, обязать ответчика прекратить начисление и взимание с нанимателей и собственников жилых помещений многоквартирных домов г. Волгодонска плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.

Решением Волгодонского районного суда Ростовской области от 26 сентября 2016 года в удовлетворении исковых требований прокурора г.Волгодонска было отказано.

Не согласившись с указанным решением, прокурора г.Волгодонска подал апелляционное представление, в котором просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных исковых требований.

Апеллянт оспаривает вывод суда о том, что ресурсоснабжающая организация, при отсутствии договора энергоснабжения с управляющей организацией является исполнителем коммунальной услуги и приступает к предоставлению коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме. Апеллянт указывает, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации. Жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ). Функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме разграничены законодателем. Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.

Дело в отношении неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционного представления надлежащим образом, о чем сведения имеются в материалах дела, рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Ростовской областной прокуратуры - Кустову М.Д., представителей ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» ФИО1, ФИО2, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены или изменения решения суда.

При принятии решения суд первой инстанции руководствовался ст.ст. 153, 155, 157, 161 ЖК РФ, положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 и исходил из того, что истцом не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов собственников и нанимателей помещений в МКД при начислении и взимании с них ресурсоснабжающей организацией ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» платы за потребленную электроэнергию на ОДН.

Суд, исходя из принципа полной оплаты за потребленную энергию, пришел к выводу о том, что положения действующего законодательства позволяют ресурсоснабжающей организации выступать в качестве исполнителя коммунальных услуг, и не исключают внесение потребителями платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающей организации. В случае, если управляющая организация не заключила договор с ресурсоснабжающей организацией (либо такой договор расторгнут), ресурсоснабжающая организация обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

В данном случае после отказа от исполнения договоров энергоснабжения, заключенных с УК г. Волгодонска, ответчик принял на обслуживание собственников жилых помещений МКД г. Волгодонска, не допустив перерыва в поставке электрической энергии.

Доводы истца о том, что управляющие компании отвечают перед собственниками и нанимателями помещений МКД за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, поэтому именно УК должны взимать соответствующую плату, а часть расходов на электроэнергию, потребленную сверх нормативов потребления услуги, должны погашать из собственных денежных средств, по мнению суда, не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов собственников помещений в МКД именно действиями ответчика.

Как указал суд, то обстоятельство, что при заключении договора управления с управляющей организацией, товарищество или кооператив контролирует выполнение ею обязательств по договору, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг, а при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями, свидетельствует о возникновении обязательств перед собственниками помещений в МКД лишь у управляющей организации, но не у ресурсоснабжающей организации.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается и полагает, что в удовлетворении исковых требований прокурора г.Волгодонска отказано правомерно.

Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Частью 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

Согласно части 7.1 ст. 155 Кодекса на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Таким образом, части 7 и 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ закрепляют возможность внесения платы за коммунальные услуги управляющим организациям и ресурсоснабжающим организациям.

Согласно ч. 12 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.

Из указанной нормы закона следует, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов, в соответствии с Правилами.

Таким образом, предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без наличия соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией, следовательно, в случае отсутствия договора энергоснабжения управляющая организация не вправе выставлять гражданам плату за потребленную электрическую энергию.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии со статьей 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).

Пунктом 13 Правил установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Согласно п.8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пп.9 и 10 Правил.

Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.

Таким образом, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация.

При этом в силу п. 30 Правил, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил.

Согласно п. 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Подпунктом "б" пункта 17 Правил определено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пункте 14 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения.

Из буквального толкования указанных норм следует, что, если управляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, данная организация обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией или ТСЖ договорные отношения в силу закона (ст. 39 ФЗ "Об электроэнергетике", ст. ст. 539, 540 ГК РФ) возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, и ресурсоснабжающая организация вправе в платежном документе указывать размер платы за электрическую энергию, потребленную в объеме, указанном в пункте 40 Правил: плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Вышеуказанные Правила противоречащими закону в порядке, установленном главой 24 ГПК РФ, не признаны.

Пункт 40 Правил предусматривает, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды - ОДН).

Согласно п. 44 Правил, если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения № 2 к настоящим Правилам.

На основании п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Учитывая, что после расторжения договоров с управляющими компаниями ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, размер платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, не ограничивается нормативом потребления.

С учетом вышеизложенного, доводы прокурора о незаконности действий ресурсоснабжающей организации в части выставления жителям г.Волгодонска, проживающим в многоквартирных домах, счетов-квитанций с размером платы за потребленную электрическую энергию, приходящуюся на общедомовые нужды, правомерно отклонены судом. Доказательств необоснованного взимания ПАО «ТНС Энерго г.Ростов-на-Дону» платы за потребленную электрическую энергию с граждан – жителей г. Волгодонска суду представлено не было.

Доводы апелляционного представления, по существу, сводятся к несогласию апеллянта с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения, эти доводы направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции по правилам ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 26 сентября 2016 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора г.Волгодонска – без удовлетворения.

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 21.12.2016.

Председательствующий

Судьи