ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-21150/17 от 05.10.2017 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Уфа 5 октября 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Крыгиной Т.Ф.

судей Гильмановой О.В.

ФИО9

при секретаре Ахмадеевой Р.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО10 на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 июля 2017 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований ФИО10 к Правительству Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене Распоряжения Правительства Республики Башкортостан №... от датаг. о наложении на ... ФИО10 дисциплинарного взыскания в виде выговора, отказать.

Заслушав доклад судьи Крыгиной Т.Ф., судебная коллегия

установила:

ФИО10 обратилась в суд с исковым заявлением (с учетом
уточнения) к Правительству Республики Башкортостан, в котором просила признать незаконным и отменить Распоряжение Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан №... от датаг. о наложении на ... ФИО10 дисциплинарного взыскания в виде выговора.

Свои требования мотивировала тем, что она является государственным гражданским служащим Республики Башкортостан, с дата замещает должность ...

Согласно заключению по результатам служебной проверки от дата за виновное неисполнение (ненадлежащее исполнение) служебных обязанностей по разработке проекта нормативного правового акта, направленного на оптимизацию бюджетных расходов Республики Башкортостан, нарушении положений п.п. 2.2.3, п.п. 2, 3 пункта 3.1, п.п. 19, 26, 29, 30 пункта 3.2 Должностного регламента, неисполнении п. 3.2. приказа председателя Госкомитета РБ по ЧС от дата№...№... ненадлежащей организации деятельности Госкомитета РБ по ЧС по курируемым направлениям, несоблюдении нормативно установленных требований к нормативным правовым актам Правительства Республики Башкортостан, порядку и срокам их принятия, рекомендовано применить дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан №... от дата истице за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей объявлен выговор.

Считает, что при проведении служебной проверки были нарушения. Данное распоряжение считает незаконным.

Судом вынесено вышеизложенное решение.

Не соглашаясь с решением суда, ФИО10 в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на то, что оно незаконно и необоснованно. Полагает, что результаты служебной проверки следует признать недействительными, поскольку в состав комиссии была включена начальник отдела планирования и информационно-аналитической работы ФИО3, которая являясь ответственным исполнителем по подготовке проекта, не выполнила ее поручения, вследствие чего произошел срыв работы. Считает, что ФИО3 заинтересована в результатах проверки и в применении к ней дисциплинарного взыскания, поскольку она могла быть сама привлечена к дисциплинарной ответственности вследствие неисполнения ее поручения.

Считает заключение недопустимым доказательством, поскольку в нем отсутствует подпись начальника отдела правовой и кадровой работы ГК РФ по ЧС ФИО7

Распоряжение не содержит основания применения выговора.

Нарушен месячный срок применения дисциплинарного взыскания, поскольку факт ведения работы над проектом не на должном уровне обнаружен при получении письма Министерства финансов РБ дата, взыскание наложено дата.

Ее вины в срыве работы над проектом нет, поскольку у нее отсутствовали полномочия давать исполнителю ФИО4 указания. ФИО4 не являлась ее подчиненной, несмотря на то, что истица курировала отдел, где работала ФИО4

В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Все участники процесса извещены о времени и месте заседания судебной коллегии Верховного Суда Республики Башкортостан заблаговременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО10 и ее представителя ФИО5, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Правительства Республики Башкортостан ФИО6, представителя Госкомитета РБ по ЧС ФИО7, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по соответствующим основаниям. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Порядок применения дисциплинарного взыскания предусмотрен статьей 58 данного Федерального закона.

До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Порядок проведения в отношении государственного гражданского служащего служебной проверки предусмотрен ст. 59 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Судом установлено, что датаг. между представителем нанимателя в лице председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям ФИО8, действующего на основании Положения о Государственным комитете Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от датаг. №..., с одной стороны и ФИО10, заключен служебный контракт.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Правительство Республики Башкортостан в лице его должностных лиц в отношении заместителей руководителей республиканских органов исполнительной власти выступает в качестве представителя нанимателя.

На основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от дата№... и личного заявления ФИО10, Приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям №... от датаг. ФИО10 принята в порядке перевода на государственную гражданскую службу Республики Башкортостан на должность ... с датаг.

датаг. №... распоряжением Правительства Республики Башкортостан за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей ... ФИО10 объявлен выговор. С данным распоряжением ФИО10 ознакомлена датаг.

Основанием для применения данного взыскания явилось неисполнение (ненадлежащее исполнение) служебных обязанностей по разработке проекта нормативного правового акта, направленного на оптимизацию бюджетных расходов Республики Башкортостан, нарушении положений п.п. 2.2.3, п.п. 2, 3 пункта 3.1, п.п. 19, 26, 29, 30 пункта 3.2 Должностного регламента, неисполнении п. 3.2. приказа председателя Госкомитета РБ по ЧС от дата№..., ненадлежащей организации деятельности Госкомитета РБ по ЧС по курируемым направлениям, несоблюдении нормативно установленных требований к нормативным правовым актам Правительства Республики Башкортостан, порядку и срокам их принятия.

дата в Правительство Республики Башкортостан был внесен проект распоряжения Правительства Республики Башкортостан, который предусматривал утверждение Плана мероприятий («дорожная карта») по оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных расходов, увеличению собственных доходов за счет средств Государственного комитета Республики Башкортостан чрезвычайным ситуациям (далее Проект).

Ответственным должностным лицом по указанному Проекту, указана ФИО10 о чем имеется ее подпись в справках о согласовании проекта распоряжения Правительства Республики Башкортостан. Срок утверждения указанного Проекта распоряжения до датаг. Данный проект был согласован заместителем Премьер-министра Правительства РБ ФИО3, Председателем Госкомитета РБ по чрезвычайным ситуациям ФИО8

датаг. Министерством финансов Республики Башкортостан Проект был возвращен с замечаниями на доработку.

Приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям от датаг. №... на ФИО10 -..., возложена персональная ответственность по обеспечению и устранению замечаний и согласование с Министерством финансов Республики Башкортостан Проекта распоряжения Правительства Республики Башкортостан «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных расходов, увеличению собственных доходов за счет имеющих резервов по Государственному комитету Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям» - в срок до дата. С указанным приказом ФИО10 была ознакомлена, о чем имеется ее подпись в согласовании.

датаг. ФИО10 направила Проект распоряжения в Министерство финансов Республики Башкортостан повторно.

датаг. Проект распоряжения Министерством финансов Республики Башкортостан возвращен, с указанием, что замечания, изложенные в письме от датаг. №... не учтены.

датаг. в адрес Госкомитета РБ по ЧС поступила телефонограмма Правительства Республики Башкортостан с приглашением принять участие датаг. в совещании по рассмотрению исполнения за 2016г. планов мероприятий («дорожных карт») республиканских органов исполнительной власти по оптимизации бюджетных расходов, увеличению доходов за счет имеющихся резервов с приложением регламента проведения этого совещания. Пунктом 5 регламента совещания предусмотрено рассмотрение вопроса о причинах неисполнения пункта 6 Распоряжения Главы Республики Башкортостан от дата№... «Об утверждении Комплексного плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Республике Башкортостан на 2016-2017 годы».

Таким образом, датаг. председателем Госкомитета РБ по ЧС выявлено, что приказ председателя Госкомитета РБ по ЧС от датаг. №...... ФИО10 не исполнен, соответствующее распоряжение Правительства Республики Башкортостан не согласовано и не принято.

дата Государственным комитетом Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям №... вынесен приказ «О проведении служебной проверки» в отношении ФИО10, которая была уведомлена в тот же день.

Служебной проверкой Государственного комитета Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям от датаг. установлен факт неисполнения, ненадлежащего исполнения ... ФИО10 по ее вине возложенных на нее служебных обязанностей, а именно то, что ФИО10, являясь должностным лицом категории «руководители», в чьи должностные обязанности входит организация работы по разработке нормативных правовых актов и осуществлению мер по реализации основных направлений государственной политики по направлению деятельности, являясь ответственным должностным лицом по проекту распоряжения Правительства Республики Башкортостан, направленного на оптимизацию бюджетных расходов, на протяжении 6 месяцев работу над проектом вела не на должном уровне, достаточных мер по доработке и приведению проекта в соответствие с требованиями нормативных правовых актов не принимала, поручения председателя Госкомитета РБ по ЧС, данные в пределах ее компетенции, не исполняла.

В связи с проведением проверки от ФИО10 затребованы объяснения. В объяснении от датаг. ФИО10 не оспаривает выявленные нарушения. Однако указывает, что она не является исполнителем поручения Главы Республики Башкортостан, кроме того, ей как должностному лицу не были установлены сроки исполнения по Проекту. Более того, ответственными исполнителями по проекту были назначены ФИО4 и ФИО2 На ее неоднократные устные просьбы исполнить задание, последние игнорировали, работали в другом отделе и не находились у нее в подчинении.

В соответствии с должностным регламентом, в обязанности ФИО10 входит: организовывать работу по финансово-экономическому обеспечению мер в области защиты населения и территорий Республики Башкортостан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, обеспечения безопасности людей на водных объектах. Организовывать работу по разработке нормативных правовых актов и осуществлению мер по реализации основных направлений государственной политики по направлению деятельности. Исполнять поручения председателя, данные в пределах его полномочий. Осуществлять непосредственное руководство работой отделов управления рисками и инфраструктурных проектов, планирования информационно-аналитической работы. Курировать работу отдела финансовых и контрактных отношений, правовой и кадровой работы (п.3.1., 3.2.). ... несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей, невыполнение поручений и требований руководителя, непредставление или несвоевременное представление запрашиваемой информации, несвоевременное выполнение заданий и приказов руководителей (раздел 6). Эффективность и результативность профессиональной служебной деятельности ... определяется по результатам его профессиональной деятельности и деятельности курируемых им структурных подразделений (раздел 12).

Разрешая спор, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что у работодателя имелись основания для привлечения ФИО10 к дисциплинарной ответственности в виде выговора, поскольку истица, являясь ..., обязана разработать проект нормативно-правового акта, направленного на оптимизацию бюджетных расходов Республики Башкортостан, организовать деятельность Госкомитета РБ по ЧС. Однако этого не сделала.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.

Суд, верно пришел к выводу о том, что вина истицы в совершении вменяемого ей дисциплинарного проступка установлена, при этом порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, предусмотренный законом, нарушен не был, основания для объявления выговора у работодателя имелись.

Дисциплинарное взыскание в виде выговора было наложено в соответствии с требованиями закона, приказ издан с соблюдением установленного законом срока, работодателем учтены тяжесть проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО10 к Правительству Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене Распоряжения Правительства Республики Башкортостан №... от датаг. о наложении на нее дисциплинарного взыскания в виде выговора, законным и обоснованным.

Ссылка апелляционной жалобы на недоказанность неисполнения (ненадлежащего исполнения), возложенных на нее должностных обязанностей судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Довод апелляционной жалобы о том, что в распоряжении№... от дата не указаны, в чем заключалось нарушение, допущенное истицей, а также пункты Должностного регламента, которые нарушила истица, не влечет отмены решения суда.

Отсутствие в распоряжении конкретных вменяемых истице нарушений служебных обязанностей не свидетельствует о его незаконности, поскольку все нарушения служебных обязанностей, послужившие поводом к наложению дисциплинарного взыскания, изложены в заключении по результатам служебной проверки от дата.

В соответствии с требованиями ч. 9 ст. 59 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" все необходимые сведения, обязательные в заключении по результатам служебной проверки, отражены в заключение комиссии Государственного комитета Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям от датаг.

Судебная коллегия также не может согласиться с доводами апелляционной жалобы истицы о том, что порядок ее привлечения к дисциплинарной ответственности нарушен, поскольку заключение служебной проверки не подписано начальником отдела правовой и кадровой работы ГК РФ по ЧС ФИО7

Действительно, согласно ч. 10 ст. 59 ФЗ РФ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

В силу ч. 4 ст. 59 Закона проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Как следует из материалов дела, состав комиссии по проведению служебной проверки утвержден приказом председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям №... от дата.

Согласно данному приказу в комиссию для проведения служебной проверки вошла ведущий советник отдела правовой и кадровой работы ФИО1

Учитывая, что заключение служебной проверки подписано ведущим советником отдела правовой и кадровой работы ФИО1, доводы истицы о нарушении порядка проведения служебной проверки несостоятельны.

Ссылка на отсутствие подписи в заключение служебной проверки начальника отдела правовой и кадровой работы ГК РФ по ЧС ФИО7 необоснованна, поскольку она не входила в состав комиссии.

Является также необоснованным и довод апелляционной жалобы о том, что служебная проверка в отношении истицы проведена в нарушение установленного порядка, а именно, в состав комиссии для проведения служебной проверки была включена ФИО3, которая являлась заинтересованным лицом.

В обосновании данного довода истица указала на то, что ФИО3, являющаяся ответственным исполнителем по проекту, не исполнила ее указания по разработке проекта, в связи с чем произошел срыв работы.

Однако данный довод не может быть признан достоверным, поскольку истицей не представлено доказательств того, что ФИО3 не исполнила ее требования по проекту.

Более того, истица в судебном заседании пояснила, что просила предоставить аналитические показатели только в устной форме. Никаких докладных, служебных записок о неисполнении ФИО3 ее указаний она не предоставляла.

Довод апелляционной жалобы о том, что ее указания также не выполняла ответственное лицо ФИО4, поскольку последняя работала в другом отделе и не являлась ее подчиненной, судебная коллегия также находит несостоятельным, поскольку на истицу была возложена персональная ответственность по разработке проекта, факт допущенных истицей нарушений является, бесспорно, установленным.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении сроков привлечения к ответственности судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку о совершении дисциплинарного проступка Госкомитету РБ по ЧС стало известно дата при поступлении телефонограммы с приглашением на совещание по итогам исполнения за 2016 год планов мероприятий («дорожных карт») республиканских органов исполнительной власти.

Согласно материалам гражданского дела датаг. Госкомитетом РБ по ЧС был издан приказ «О проведении служебной проверки», датаг. по результатам служебной проверки Правительством Республики Башкортостан на ФИО10 наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает нарушений сроков привлечения истицы к дисциплинарной ответственности, установленный законом месячный срок для применения дисциплинарного взыскания был соблюден.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО10 законным и обоснованным.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, нормы материального права истолкованы и применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает обжалуемое решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО10 - без удовлетворения.

Председательствующий Крыгина Т.Ф.

Судьи Гильманова О.В.

ФИО9