Судья Хузина Э.Х. дело № 33-526/2019 учет № 121г АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 14 января 2019 года г. Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Гилманова Р.Р., судей Моисеевой Н.Н. и Фахрутдиновой Р.А. при секретаре судебного заседания Хабибуллиной Р.Р. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гилманова Р.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кукморского районного суда Республики Татарстан от 11 октября 2018 года, которым ФИО7 и ФИО2 Хатыбулловне отказано в удовлетворении иска к Исполнительному комитету Кукморского муниципального района Республики Татарстан, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан о признании включенными (поставленными) в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве вынужденных переселенцев, возложении обязанности выдать жилищный сертификат. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения ФИО8 и их представителя ФИО3, поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан ФИО4, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА : ФИО8 обратились в суд с иском к Исполнительному комитету Кукморского муниципального района Республики Татарстан (далее – ИК КМР РТ), Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан о признании включенными (поставленными) в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве вынужденных переселенцев, возложении обязанности выдать жилищный сертификат. В обоснование иска указано, что 01 декабря 2003 года ФИО1 Кукморским поселковым исполнительным комитетом включены в список нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением Кукморского районного суда Республики Татарстан от 09 декабря 2004 года ФИО1 признаны вынужденными переселенцами. Данное решение вступило в законную силу 21 декабря 2004 года, с этого же момента истцы включены в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве вынужденных переселенцев. 14 июня 2018 года истцы обратились в Исполнительный комитет города Кукмор Кукморского муниципального района Республики Татарстан (далее – ИК г. Кукмор КМР РТ) с заявлением о получении решения о постановке на учет. Поскольку письмом ИК г. Кукмор КМР РТ за №287 от 21 июня 2018 года было сообщено, что указанное решение в Исполкоме не сохранилось, уточнив в ходе судебного разбирательства заявленные требования, истцы просили признать включенными (поставленными) Кукморским поселковым исполнительным комитетом с 01 декабря 2003 года в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать включенными (поставленными) Кукморским поселковым исполнительным комитетом с 21 декабря 2004 года в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве вынужденных переселенцев, обязать ИК КМР РТ, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан выдать жилищный сертификат для улучшения жилищных условий. В судебном заседании истцы ФИО1 и их представитель ФИО3 уточненные исковые требования поддержали. Представитель ответчика ИК КМР РТ ФИО5 в судебном заседании разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда. Представитель ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан ФИО4 разрешение требований о признании семьи З-вых включенными Кукморским поселковым исполнительным комитетом в список нуждающихся в улучшении жилищных условий с 01 декабря 2003 года оставила на усмотрение суда, в остальной части исковые требования не признала. Представитель третьего лица ИК г. Кукмор КМР РТ ФИО6 исковые требования полагал обоснованными. Суд в удовлетворении иска отказал. В апелляционной жалобе ФИО1 просят отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска. В жалобе отмечается, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, не дана надлежащая оценка доводам истцовой стороны и представленным суду доказательствам. В жалобе указано, что в ошибках органа местного самоуправления по невключению в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве вынужденных переселенцев отсутствует вина ФИО7 Истцы ФИО8 и их представитель ФИО3 в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержали. Представитель ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан ФИО4 в суде апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения. Иные лица, участвующие в деле и извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились. Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4530-1 «О вынужденных переселенцах» вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, предоставляется социальная выплата на их приобретение. Указанные социальные выплаты предоставляются за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Реализация права на жилье указанной категории граждан осуществляется в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации (далее - основное мероприятие), утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года № 1710 (до 01 января 2018 года в рамках Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050). Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы (далее – Правила). Указанные Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы (пункт 1). Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку доказательств обращения истцов в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет для получения жилой площади в качестве вынужденных переселенцев не представлено. Данные выводы суда являются правильными. В соответствии с п.п. «ж» п. 5, п. 19 Правил, для участия в подпрограмме граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, подают соответственно в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению № 1 (1) с приложением документов, указанных в п.п. «д» п. 19 Правил. Из вышеуказанных норм следует, что для обеспечения жильем граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, законодательно регламентирован порядок, которым необходимо обращение гражданина в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением с приложением различных документов. Как следует из материалов дела, 01 декабря 2003 года ФИО7 обратился в Кукморский поселковый Совет местного самоуправления с заявлением о принятии его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вступившим в законную силу решением Кукморского районного суда Республики Татарстан от 09 декабря 2004 года на Управление по делам миграции МВД Республики Татарстан возложена обязанность признать ФИО1 вынужденными переселенцами. Согласно списку граждан, вынужденных переселенцев, поставленных на учет при Кукморском поселковом Совете местного самоуправления для получения жилой площади по состоянию на 01 апреля 2004 года, ФИО7 включен в указанный список как вынужденный переселенец с 30 декабря 2004 года в составе семьи из 4-х человек. Однако данный список должностными лицами органа местного самоуправления надлежащим образом утвержден не был. Распоряжением № 39 от 25 июня 2018 года руководителем ИК г. Кукмор КМР РТ в связи с отсутствием решения Кукморского поселкового исполнительного комитета о постановке на учет ФИО7 в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий признана дата постановки его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий с 01 декабря 2003 года за № 788. Исходя из пунктов 19, 21, 29, 44 Правил для предоставления гражданам государственных жилищных сертификатов необходима совокупность следующих условий: признание граждан в установленном порядке вынужденными переселенцами; постановка органами местного самоуправления граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; подача гражданином в орган местного самоуправления заявления об участии в основном мероприятии (Подпрограмме) и пакета документов, предусмотренного подпунктом «д» пункта 19 Правил; признание органом местного самоуправления гражданина участником основного мероприятия (Подпрограммы); включение гражданина в Сводный список граждан-получателей сертификатов на соответствующий год; представление гражданином пакета документов, предусмотренного пунктом 44 Правил. В ходе реализации основного мероприятия в 2018 году ФИО7 был заявлен ИК КМР РТ для включения в Сводный список граждан-участников основного мероприятия по Республике Татарстан на 2018 год с составом семьи 2 человека и датой постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях – 01 декабря 2003 года, в связи с чем он включен Министерством в указанный Сводный список и Сводный список граждан-получателей сертификатов в 2018 году исходя из заявленной даты постановки на учет в органе местного самоуправления за номером № 38. Между тем доказательств, свидетельствующих об обращении ФИО7 в 2004 году в орган местного самоуправления с заявлением о постановке его семьи на учет в улучшении жилищных условий как вынужденных переселенцев, истцом суду не представлено. Соответствующее решение в учетном деле также отсутствует. При таком положении оснований для удовлетворения вышеуказанных исковых требований З-вых у суда первой инстанции не имелось. Эти обстоятельства судом определены правильно и им дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы о том, что семья З-вых в установленном законом порядке была включена в список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве вынужденных переселенцев, судом были проверены и обоснованно признаны несостоятельными ввиду отсутствия допустимых доказательств. В силу действующих нормативных актов, регламентирующих порядок выдачи жилищных сертификатов указанной категории граждан, заявители могут быть обеспечены данной мерой государственной поддержки только путем подачи соответствующего заявления с приложением всех необходимых документов. При таком положении оснований для отмены вынесенного решения по доводам жалобы судебная коллегия не находит. Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА : решение Кукморского районного суда Республики Татарстан от 11 октября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке. Председательствующий - Судьи : |