ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2127/2013 от 25.07.2013 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Безносова Е.И. Дело № 33-2127/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи - председательствующего Бурматовой Н.В.,

судей Ушаковой И.Г., Черновой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Поповой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 25 июля 2013 года гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании отказа незаконным, признании медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» основанием для присвоения звания «Ветеран труда»,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Курганского городского суда Курганской области 13 мая 2013 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании отказа незаконным, признании медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» основанием для присвоения звания «Ветеран труда» оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи областного суда Бурматовой Н.В., объяснения ФИО1, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области (далее – ГУ СЗН Курганской области) о признании отказа незаконным, признании медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

В обоснование требований указала, что 15.02.2013 обратилась в филиал ГУ СЗН Курганской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», к которому приложила удостоверение, подтверждающее, что она награждена медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года». Решением ГУ СЗН Курганской области от 12.03.2013 в присвоении звания «Ветеран труда» ей было отказано, поскольку удостоверение о награждении медалью Федеральной службы государственной статистики не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда», в связи с тем, что она не состояла в трудовых отношения с территориальным органом Федеральной службы государственной статистики Курганской области (далее – Курганстат). С данным решением не согласилась, поскольку считает, что наличие трудовых отношений не является обязательным условием для присвоения звания «Ветеран труда».

На основании изложенного просила признать решение ГУ СЗН Курганской области от 12.03.2013 об отказе в предоставлении звания «Ветеран труда» незаконным, обязать ГУ СЗН Курганской области присвоить ей звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение.

В судебном заседании истец ФИО1 на удовлетворении заявленных требований настаивала, поддержала доводы искового заявления. Дополнительно пояснила, что в период награждения медалью находилась на пенсии, с территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Курганской области у нее был заключен гражданско-правовой договор.

Представитель ответчика ГУ СЗН Курганской области ФИО2 против удовлетворения требований возражала, поддержала доводы отзыва, согласно которому медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» может рассматриваться как основание для присвоения звания «Ветеран труда» только в отношении работников, которые состояли в штате органов статистики (согласно записям в трудовых книжках). В соответствии с информационным письмом Федеральной службы государственной статистики (далее – Росстат) от 10.08.2012 №15-15-1/2200 «О статусе медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» к штатным сотрудникам органов Росстата относятся работники внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года при территориальных органах Росстата, работающих на основании заключенных с ними срочных трудовых договоров. Поскольку у ФИО1 отсутствует запись в трудовой книжке о работе в Росстате и с ней был заключен договор гражданско-правового характера, следовательно ее нельзя отнести к штатным работникам органов Росстата.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что условиями присвоения звания «Ветеран труда» является наличие необходимого трудового стажа и награждение ведомственным знаком отличия в труде за заслуги и достижения в труде. Ее общий трудовой стаж составляет <...>. Медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» является ведомственной наградой. Таким образом, она обладает правом на присвоение ей звания «Ветеран труда». Указывает, что ни федеральное, ни региональное законодательство не устанавливает в качестве условия присвоения звания «Ветеран труда» нахождение лица в штате соответствующего ведомства, суд сузил перечень лиц, относящихся к категории «Ветеран труда».

В суде апелляционной инстанции истец ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Ответчик извещен о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее –ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе, в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.

Такие законы, согласно ст. 76 (ч. 5) Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.

Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон «О ветеранах») установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

При этом в п. 1 ст. 7 названного Закона определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствии с п. 4 ст. 7 указанного Закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В порядке реализации указанного правомочия Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27.03.2006 №73 утверждено Положение о прядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».

В соответствии с подп. «а» п. 2 указанного Положения, звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Указанное звание, в соответствии с подп. «в» п. 2 Положения, присваивается также лицам, удостоенным почетного звания Курганской области «Почетный гражданин Курганской области», награжденным почетными грамотами Курганской областной Думы, Губернатора Курганской области, Администрации Курганской области. Администрации (Правительства) Курганской области, Правительства Курганской области, Курганского областного Комитета КПСС, Курганского областного Совета народных депутатов, исполнительного комитета Курганского областного Совета народных депутатов, знаком отличия Губернатора Курганской области «За благое дело» и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В силу п. 4-1 указанного Положения лица, указанные в подп. «а» п. 2 настоящего Положения, представляют документы, подтверждающие:

а) награждение орденами или медалями либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде:

б) стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

На основании пп. 3, 10 Положения лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», представляют в филиал Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отдел социальной защиты населения по месту жительства заявление и документы, подтверждающие основания для его присвоения. Орган социальной защиты населения в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления и документов, необходимых для присвоения звания «Ветеран труда», составляет список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

Список и заявления лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», со всеми необходимыми документами в течение 1 рабочего дня направляются органом социальной защиты населения в ГУ СЗН Курганской области.

ГУ СЗН Курганской области рассматривает заявление и приложенные документы в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления и принимает решение о присвоении (отказе в присвоении) звания «Ветеран труда».

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 является получателем пенсии по старости с <...>, страховой стаж составляет <...> (справка – л.д. 6).

По гражданско-правовому договору от 13.09.2010, заключенному с территориальным органом Федеральной государственной статистики по Курганской области (Курганстат), ФИО1 выполняла по заданию Курганстата в рамках подготовки и проведения Всероссийской переписи населения 2010 года работу (л.д. 13 – 15). Истец выполняла работы на доверенном ей переписном участке , г. Курган в соответствии с «Инструкцией о порядке проведения Всероссийской переписи населения 2010 года и заполнения переписных документов».

В соответствии с п. 1.3. указанного договора, он был заключен с целью проведения мероприятий по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года. П. 8.1. договора предусмотрен срок его действия – с <...> по <...>.

Приказом Федеральной службы государственной статистики от 14.05.2012 №242 истец награждена ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики – медалью «За заслуги в проведении всероссийской переписи населения 2010 года», что подтверждается удостоверением (л.д. 7).

Письмом ГУ СЗН Курганской области от 12.03.2013 ФИО1 было отказано в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку на период награждения она не состояла в трудовых отношениях с Курганстатом, а выполняла обязательства в рамках гражданско-правового договора. Награды Росстата рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде при условии, что ими были награждены работники, непосредственно состоявшие в штате указанной организации или работавшие в их системе (согласно записям в трудовой книжке) (л.д. 5).

Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что решение о награждении истца ведомственным знаком – медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года», наличие необходимого трудового стажа являются условиями для присвоения звания «Ветеран труда», при этом нахождение в штате органов Федеральной службы государственной статистики не является обязательным условием.

Судебная коллегия не может согласиться с данными доводами.

Учитывая положения ст. ст. 1, 7 Закона «О ветеранах» суд пришел к правильному выводу о том, что определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого гражданин и награжден ведомственным знаком отличия в труде.

В соответствии с п. 2 Положения о медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года», утвержденного приказом Росстата от 08.10.2010 №345, медалью награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, лица, привлекавшиеся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов, работники федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также работники организаций, независимо от форм собственности, принимавшие активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.

Пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что соответствующая запись о награждении вносится в трудовую книжку и личное дело награжденного.

Исходя из содержания Положения о медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» данная ведомственная награда была учреждена в целях поощрения и морального стимулирования расширенного круга лиц, в том числе, граждан, не состоящих в трудовых отношениях с органами государственной статистики, за заслуги исключительно в проведении переписи населения 2010 года.

Между тем, из анализа норм Закона «О ветеранах» и Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27.03.2006 №73, следует, что определяющее значение для решения вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» имеет наличие необходимого стажа и факт признания особых трудовых заслуг гражданина. Поэтому не любой знак отличия, учрежденный министерством или ведомством, может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда», а лишь знак, отмечающий особые заслуги гражданина при продолжительном добросовестном труде.

Труд, в том числе продолжительный и добросовестный, подразумевает трудовые отношения, возникшие между работодателем и работником на основании трудового договора и по должности, которая предусмотрена в штатном расписании (штате организации (учреждении и т.д.).

Согласно представленной в материалы дела копии трудовой книжки ФИО1 не состояла в трудовых отношениях с территориальным органом Федеральной государственной статистики по Курганской области (л.д. 27 – 28).

Поскольку материалами дела не подтверждена совокупность условий, с которыми действующее законодательство связывает возможность присвоения звания «Ветеран труда», решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований является законным и обоснованным.

Ссылка истца на Определение Верховного суда Российской Федерации от 28.03.2007 №29-Г07-3 не может быть принята судебной коллегией во внимание, поскольку Верховным судом Российской Федерации при вынесении указанного Определения рассматривались обстоятельства не являющиеся аналогичными обстоятельствам настоящего дела.

Таким образом, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения иска. При вынесении обжалуемого решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства и правильно применены нормы материального и процессуального права. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют материалам дела и требованиям закона, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Курганского городского суда Курганской области 13 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья – председательствующий

Судьи: