ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2127/2013Г от 07.08.2013 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Судья: Маржохов А.В. Дело № 33 - 2127/2013 г.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

07 августа 2013 г. г. Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего - Макоева А.А.

судей - Жернового Е.И. и Тхагалегова З.Т.

при секретаре - Геттуеве А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казанчева Ф.М. к ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» о защите прав потребителей,

по апелляционной жалобе Казанчевой Ф.М. на решение Нальчикского городского суда от 10 июня 2013 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И., объяснения Казанчевой Ф.М., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики

У С Т А Н О В И Л А:

Казанчева Ф.М. обратилась в суд к ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» с указанным иском, в котором просит обязать ответчика внести изменения на лицевой счет N97300013017 по дому Казанчевой Ф.М. № по <адрес> в <адрес>, исключив из начислений необоснованно начисленную сумму, равную 68328,1 рублей, признав действия ответчика по начислению стоимости природного газа, израсходованного на отопление дома N952 по <адрес> в <адрес>, незаконными, а также просит взыскать с ответчика 100 000 рублей в счет компенсации морального вреда, мотивируя тем, что она проживает в <адрес> в <адрес>, который отапливается природным газом.

С 1965г. по 2006г работала учителем начальных классов в МКОУ «СОШ №20». Как работнику сельской школы и постоянно проживающему в сельской местности Государство в соответствии со ст.55ФЗ «Об образовании» обязано было предоставить жилье с бесплатным отоплением и освещением.

ФЗ РФ от 29.12.2010г. №439 ФЗ в ст. 55 ФЗ «Об образовании» были внесены изменения с указанием на то, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, освещения и тепла. До внесения данных изменений, в соответствии с ФЗ «Об образовании» они имели право на натуральные льготы в виде бесплатного отопления. Или использования топлива для отопления своего дома.

Так в соответствии с абз.З п.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральное законодательство предусматривает предоставление льгот независимо от занимаемой площади помещения или иных обстоятельств (например, нормативов потребления или количества членов семьи, проживающих совместно с педагогическим работником).

Начиная с 01.01.2005г Федеральным законом от22.08.2004. №122 ФЗ данная норма дополнена положением: размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ. Постановление о порядке предоставления льгот в виде полной компенсации оплаченных средств Субъектом РФ (КБР) было принято лишь 04.06.2010. В данном нормативно-правовом акте имеется ссылка, что компенсация предоставляется только после подачи заявления и компенсации подлежат текущие платежи, произведенные педагогическим работником, но не ранее 2010г., что означает, что они имеют право на компенсацию расходов на отопление своего дома от государства лишь с 2010г.

Постановлением Правительства КБР от 25.12.2004г. Ж354-ПП было утверждено «Положение о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг».

Согласно п.4 указанного положения, возмещение предприятиям и организациям затрат, связанных с предоставлением гражданам республики льгот, производится Министерством труда и социального развития КБР на основании информации о предоставленных льготах.

В соответствии с п.6 того же положения Министерство труда и социального развития КБР заключает договора с предприятиями и организациями жилищно - коммунального хозяйства, предоставляющими льготы населению.

До настоящего времени Ответчик не заключал договоров на основании данной нормы о возмещении затрат на предоставление льгот педагогическим работникам, ссылаясь на то, что они коммерческая организация и не должны предоставлять какой-либо льготы. Как видно Ответчик сам, пренебрегая своим правом на получение компенсаций, не заключил договор с государственным органом для возмещения расходов по предоставлению льгот в виде бесплатного отопления педагогическим работникам.

Как указывалось выше, обязанность по оплате услуг отопления в полном размере на педагогических работников, проживающих в сельской местности, с правом на последующее получение компенсационных выплат, Республиканским законодательством возложена лишь с 04.06.2010г., а до этого, Ответчик как тогашвоснабжающая организация обязан была предоставить педагогическим работникам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, скидку в виде полной стоимости услуги отопления и получить компенсацию за предоставление данных льгот на основе Постановления Правительства КБР от 25.12.2004г. №354-ПП. Отказывать в оказании услуги незаконно.

В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно же п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила договора энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Таким образом, общие правила о договоре энергоснабжения, в том числе и об обязанности абонента оплачивать принятую энергию, применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединённую сеть газом, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В то же время, договор, как это следует из предписания п. 1 ст. 422 ПС РФ, должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В абзаце 3 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании», в его редакции, действовавшей до 11.01.2011г., содержалось положение, сообразно которому педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Данному установлению корреспондировали и предписания ч. 1 ст. 46 Закона КБР от 22.07.1994г. №4-РЗ «Об образовании» и п. 2 ч. 10 ст. 10 Закона КБР от 29.12.2004г. №57-РЗ «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в КБР», в редакции Закона КБР от 26.07.2007г. №58-РЗ.

При этом вплоть до 01.01.2010г., с которого постановлением Правительства КБР от 04.06.2010г. №122-ПП установлен порядок предоставления указанной категории педагогических работников ежемесячной денежной компенсации понесённых ими расходов на оплату жилой площади с отоплением, действовавших бы нормативных правовых актов, предусматривавших обязанность таких педагогических работников непосредственно производить эту оплату, ни на уровне Российской Федерации, ни на уровне Кабардино-Балкарской Республики не имелось.

Поскольку приведенные правовые нормы, безусловно освобождая в период до указанной даты данную категорию педагогических работников от обязанности оплаты стоимости количества газа, потребленного ими на отопление занимаемой ими жилой площади, являлись, по своему правовому содержанию, императивными, заключенные между соответствующей энергоснабжающей организацией и такими педагогическими работниками договоры газоснабжения не могли противоречить данным нормам и, соответственно, являться, в смысле находящихся в системной связи предписаний пп.1 п.1 ст.8 и п.2 ст.307 ГК РФ, основанием для возникновения на стороне последних подобной обязанности.

Из приложенного к исковому заявлению расчета видно, что:

ФИО1 за период с 2007г. по май 2010г ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» начислило к оплате 68328,1руб, куда и входит стоимость газа, израсходованного на отопление ее дома.

При отсутствии каких-либо обязательств перед поставщиком топлива, по оплате стоимости топлива, потраченного мной на отопление жилого дома, требования оплаты стоимости газа, использованного на отопление жилого дома за период времени с 2004г. по 2010г., являются незаконными и необоснованными.

Из смысла ст.55 ФЗ «Об образовании» следует, что Государство (РФ), предоставляя отдельным категориям граждан гарантии по бесплатному отоплению, взяло на себя все обязательства по возмещению затрат по отоплению наших жилых домов.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме и просил суд удовлетворить их по основаниям, изложенным в иске.

Надлежаще извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства представители: ответчика - ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», третьих лиц Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по КБР и Министерства финансов КБР в суде не явились о причинах своей неявки суду не сообщили.

В соответствии с правилами ч.3,4 ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело без участия указанных лиц.

Решением Нальчикского городского суда КБР постановлено.

Отказать в полном объеме в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» о возложении обязанности на ответчика внести изменения на лицевой счет N<***> по дому ФИО1 № по <адрес> в <адрес>, исключив из начислений необоснованно начисленную сумму, равную 68328,1 рублей, признав действия ответчика по начислению стоимости природного газа, израсходованного на отопление дома N952 по <адрес> в <адрес>, незаконными и компенсации морального вреда.

Не согласившись с решением Нальчикского городского суда КБР от 10 июня 2013 года истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Нальчикского городского суда КБР от 10 июня 2013 г. отменить, и принять по делу новое решение, об удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе указано, что согласно трудовой книжке с 23.05.1996г. ФИО1 была назначена пенсия по выслуге лет. В соответствии со ст.55 ФЗ «Об образовании» - Государство обязано было ей и членам её семьи обеспечить, как бывшего педагогического работника бесплатным отоплением и освещением. Положения ст.55 ФЗ «Об образовании» допускало предоставление жилищно-коммунальных льгот названной категории педагогических работников сельских образовательных учреждений к которой она относится, а также сохранение за ними этих льгот при соблюдении условий, предусмотренных подпунктом "б" пункта 6 постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255 и разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 154/12-22 и при переходе на пенсию.

Суд не выполнил ни одного действия предусмотренных гл. 14 ГПК и в частности ст.148 ГПК РФ, что в итоге повлияло и на вынесения незаконного, ошибочного решения.

Из приложенного к исковому заявлению расчета видно, что ФИО1 за период с 2007г. по май 2010г. ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» начислило к оплате 68328 руб. 10 коп., куда входит стоимость газа, израсходованного на отопление ее дома.

Между тем из справки №166 от 29.04.2013г., выданной МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» г.о. Нальчик следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающая по адресу: <адрес> работала в МКОУ СОШ №20 г.о. Нальчик в должности учителя начальных классов в периоды с 13.01.1965г. по 27.08.1979г., с 15.01.1985г. по 01.09.2006г.

Сведений о работе в сельской местности истец суду не представил, в связи с чем, оснований для удовлетворений заявленных требований не имеется.

Истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. №2300-1.

В исторической справке исх.191 от 11.06.2013г. выданной МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» г.о. Нальчик указываются основания и периоды преобразования «Средней школы №20» с.Кенже в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» г.о. Нальчик.

В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ, одним из оснований для освобождения от доказывания является - обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно решению Нальчикского городского суда от 25.06.2012г., вступившему в законную силу 26.07.2012г., работники, том числе бывшие МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» г.о. Нальчик, имеют право на льготы по оплате за отопление полностью.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В силу п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» ФИО1 имела право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, и с учетом того, что истица до выхода на пенсию являлась педагогическим работником образовательного учреждения, проживающим в сельской местности.

Федеральным законом от 29.12.2010 N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" внесены изменения в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании". В абзаце третьем пункта 5 статьи 55 слова "на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" исключены. Второе предложение изложено в следующей редакции: "Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения". Пункт 5 статьи 55 Закона дополнен предложением следующего содержания: "Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации".

Постановлением Правительства КБР от 25.12.2004 N 354-ПП было утверждено "Положение о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг" (Утратило силу с 6 февраля 2009 года в связи с изданием Постановления Правительства КБР от 06.02.2009 N 14-ПП).

Положение устанавливало порядок финансирования расходов предприятий и организаций, предоставляющих гражданам, имеющим право на государственную социальную поддержку в виде льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с федеральными и республиканскими нормативно-правовыми актами.

Расходы, связанные с предоставлением льгот гражданам, учтенным в федеральном регистре, финансировались за счет федеральных субсидий из Фонда компенсаций, а гражданам, учтенным в республиканском регистре, - за счет средств республиканского бюджета КБР, предусмотренных на текущий финансовый год.

Предоставление субсидий и субвенций осуществляло Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики на основании сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на текущий финансовый год и объемов финансирования, фактически выделяемых федеральным бюджетом. Возмещение предприятиям и организациям затрат, связанных с предоставлением гражданам республики льгот, производилось Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики на основании информации о предоставленных льготах.

Перечень предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства (включая топливно-энергетический комплекс), являющихся получателями этих средств, определялся в установленном порядке Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики.

Учет граждан, имеющих право на получение льгот в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, осуществлялся департаментами труда и социального развития администраций городов и районов республики, Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики.

Подтверждение прав на получение льгот было основано на заявительном характере с момента обращения гражданина на предприятие, предоставляющее льготу по оплате услуг. На основании заявлений граждан о подтверждении права на льготы при получении услуг жилищно-коммунального хозяйства Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики и департаменты труда и социального развития городов и районов вели банк данных жителей республики, имеющих право на льготы в соответствии с нормативно-правовыми актами.

Постановлением Правительства КБР от 06.02.2009 N 14-ПП (ред. от 30.06.2010) утвержден «Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике"

Как и прежде право на ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ЕДК) основано на заявительном характере с момента обращения гражданина, с предоставлением документов, необходимых для регистрации в качестве получателя льгот. Регистрация осуществляется Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики и территориальными управлениями труда и социального развития по муниципальным районам и городским округам.

Приказом Минтрудсоцразвития КБР от 20.12.2007 N 180-П утвержден Административный регламент Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики по предоставлению (исполнению) государственной услуги (функции) "Учет граждан, имеющих право на льготы, и осуществление возмещения предприятиями и организациями выпадающих доходов за оказанные услуги".

Согласно Административному регламенту, исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с перечисленными в нем нормативными актами, в том числе Законом Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2004 года N 57-РЗ "О государственной социальной поддержке отдельной категории граждан в КБР".

Для регистрации в качестве получателя льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг заявитель обращается в Территориальное управление по месту жительства с подлинниками необходимых документов. Копии документов, заверенные соответствующим образом, могут направляться по почте (п.2.2.3).

Финансирование мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам льготных категорий осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета и средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, предусмотренных на текущий финансовый год (п.2.2.6).

Юридическим основанием для регистрации гражданина и внесения его в Республиканскую базу данных является наличие удостоверения или иных документов соответствующей льготной категории, дающих право на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

В соответствии с пунктами 2.3.8 и 3.6 Публичного Договора поставки газа населению КБР и оказании услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, действовавших с 20 июля 2005 года, граждане имеют право пользоваться льготами в предусмотренных законом случаях с момента регистрации указанных льгот у Газоснабжающей организации. Абонентам, имеющим право на льготы по оплате газа, льготы предоставляются с момента предъявления и регистрации у Газоснабжающей организации соответствующих документов (удостоверения, справки и т.п.) о праве на льготы. В соответствии с пунктом 4.1.3 публичного Договора газоснабжения, действующего с 1 января 2008 года, абонент обязан был обратиться в Газоснабжающую организацию либо в уполномоченную Газоснабжающей организацией на основании договора газораспределительную организацию для открытия лицевого счёта и предъявить в числе иных документов и документ, подтверждающий право на предоставление ему мер социальной поддержки, о количестве проживающих человек. Неисполнение этих требований потребителем газа делает невозможным реализацию им предоставленных законом льгот и мер социальной поддержки. Тем самым, право на льготы может возникнуть после обращения ФИО1 в соответствующие организации с заявлением об их желании воспользоваться этими льготами и мерами социальной поддержки и только после подтверждения своего права на эти льготы и меры социальной поддержки путём предоставления необходимых документов.

В ходе рассмотрения иска ФИО1 суде установил, что истица не воспользовалась своим правом на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку право на получение льгот основано на заявительном характере.

Разрешая дело, суд обоснованно пришёл к выводам о том, что заявленные ФИО1 требование о возложении на ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» обязанности произвести перерасчет по лицевому счету № <***> за период с 2007 по май 2010 г. исключив указанную в лицевом счёте задолженность, не подлежат удовлетворению и обоснованно отказал в удовлетворении этих требований за их необоснованностью.

С учетом изложенного судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Нальчикского городского суда от 10 июня 2013 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий: А.А. Макоев

Судьи: З.Т. Тхагалегов

Е.И. Жерновой

Копия верна: Е.И. Жерновой