ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-212/19ГОДА от 22.01.2019 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Паршукова Н.В. Дело № 33 – 212/2019 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 января 2019 года г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе

председательствующего Крамаренко О.А.

судей Никифоровой Ю.С., Ивановой О.В.

при секретаре Кондратьевой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 27 августа 2018 года, которым ему отказано в удовлетворении исковых требований к ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», Министерству социальной политики Калининградской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и понуждении присвоить звание «Ветеран труда».

Заслушав доклад судьи Никифоровой Ю.С., объяснения представителя ФИО1 ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства социальной политики Калининградской области ФИО3, полагавшей решение суда законным и обоснованным, представителя МЧС России ФИО4 и представителя ГУ МЧС России по Калининградской области ФИО5, указавших на необоснованность доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО6 обратился в суд с иском к ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», Министерству социальной политики Калининградской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и понуждении присвоить звание «Ветеран труда». В обоснование заявленных требований указал, что подал в ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» заявление о присвоении ему звания «Ветеран труда», предоставив все необходимые документы, в том числе медаль МЧС России «За пропаганду спасательного дела», однако в присвоении звания ему было отказано со ссылкой на то, что после 01 июля 2016 года и до настоящего времени соответствующим ведомством не разработан нормативно – правовой акт, учреждающий ведомственные знаки отличия в труде для присвоения звания «Ветеран труда». Полагает, что такой отказ не основан на нормах действующего законодательства, а ссылка ответчика на то, что МЧС России до настоящего времени не издало нормативного правового акта, учреждающего ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания «Ветерана труда», существенно нарушает его права и законные интересы и не может быть положена в основу отказа в присвоении соответствующего звания.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец обращает внимание на то, что представленная им медаль является ведомственным знаком отличия в соответствии с приказом МЧС России от 06 декабря 2010 года № 620, такой приказ на момент его награждения являлся действующим, соответствующей медалью он был награжден за достижения в труде. Полагает, что само по себе то обстоятельство, что министерством соответствующий приказ не был приведен в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2016 года «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», не может явиться достаточным основанием для отказа ему в присвоении соответствующего звания.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, с заявлением об отложении судебного заседания не обращались, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие последних.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Так, в силу пункта "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").

В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", в редакции, действующей с 01 июля 2016 года, ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Таким образом, Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает на федеральном уровне круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых относятся, в частности, и лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.

Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах").

В соответствии с п. 1 Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 года № 129 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), звание «Ветеран труда» присваивается гражданам Российской Федерации, проживающим в Калининградской области, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, а также начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно указанному порядку для решения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» заявитель должен в числе прочих документов предоставить в областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» по месту жительства (далее - Центр) заявление о присвоении звания «Ветеран труда» и другие документы, в том числе документ о награждении ведомственным знаком отличия в труде, учрежденным согласно законодательству СССР, РСФСР или Российской Федерации, выданный уполномоченным органом, лицом, организацией в порядке, установленном соответствующим положением о ведомственном знаке отличия в труде, принятом в соответствии с законодательством.

Пунктом 1.1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", которым она дополнена Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ и вступившим в силу с 1 июля 2016 года, определено, что порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Во исполнение пункта 1.1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N 578 утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия (далее - Положение).

Положение устанавливает порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также порядок награждения знаками отличия (пункт 1 Положения).

Согласно пункту 2 Положения знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия. Вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учетом требований настоящего Положения (пункт 3 Положения).

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N 578) федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, предписано в 3-месячный срок разработать и издать нормативные правовые акты, учреждающие ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания "Ветеран труда" (подпункт "а" пункта 2 постановления); привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением (подпункт "б" пункта 2 постановления).

Из приведенных положений федерального законодательства и законодательства Калининградской области, следует, что при решении вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" требуется соблюдение гражданином определенных условий: наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, и награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). Учреждать такие ведомственные знаки отличия за заслуги в труде (службе), дающие право на присвоение звания "Ветеран труда", вправе федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

При этом в отношении иных федеральных государственных органов, включая федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которыми осуществляет Президент Российской Федерации, и государственных корпораций с учетом их статуса и принадлежности предусмотрено право самостоятельно определять порядок учреждения ведомственных знаков отличия, их учета и награждения ими, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Из материалов дел следует, что ФИО6 на основании приказа Министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 230-К от 28 июня 2017 года за заслуги в реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах был награжден медалью МЧС России «За пропаганду спасательного дела».

Последний обратился в ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», предоставив сведения о награждении указанной выше медалью, а также данные о страховом стаже. Между тем, 05 декабря 2017 года ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» истцу был дан ответ об отказе в приеме документов на присвоение звания «Ветеран труда» со ссылкой на несоблюдение одного из условий, необходимого для присвоения звания, - условия награждения ведомственным знаком отличия в труде.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований полагать такое решение органа социальной поддержки населения незаконным у судебных инстанций не имеется.

Так, в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 11 июля 2004 года N 868 "О вопросах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и п. 1 Положения о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного этим же Указом, названное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В силу подпункта 23 п. 12 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", к ведению министра МЧС России отнесено определение в установленном порядке ведомственных знаков отличия, утверждение положения об этих знаках и их описания, награждение ими личного состава МЧС России, а также граждан, оказавших содействие в решении задач гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в обеспечении пожарной безопасности.

Министром МЧС России издан приказ N 620 от 06 декабря 2010 года "О ведомственных знаках отличия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", которым учреждены ведомственные знаки отличия МЧС России и утверждены Положение о порядке награждения, вручения, учета и хранения ведомственных знаков отличия МЧС России и удостоверений к ним, выдачи награжденным дубликатов ведомственных знаков отличия МЧС России и удостоверений к ним взамен утраченных, а также Положения о ведомственных знаках отличия МЧС России, их описания, рисунки и формы удостоверений к ним.

Действительно, медаль МЧС России "За пропаганду спасательного дела" предусмотрена вышеуказанным приказом в качестве ведомственного знака отличия МЧС России.

Между тем, в соответствии с Положением о медали МЧС России "За пропаганду спасательного дела", такой медалью награждается личный состав МЧС России, а также другие граждане, активно участвующие в пропаганде мероприятий гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, освещении деятельности МЧС России в средствах массовой информации, распространении передового опыта и знаний о действиях при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Таким образом, такая награда МЧС России не может рассматриваться в качестве ведомственного знака отличия, дающего право на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку вручается не за продолжительную работу в соответствующей сфере деятельности не менее 15 лет и заслуги в труде, как того требуют положения п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» в редакции, действующей с 01 июля 2016 года.

Такой подход нашел свое подтверждение и в самом ведомстве путем издания приказа МЧС России № 423 от 04 октября 2018 года «О ведомственных знаках отличия Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», которым установлен перечень таких наград, при этом медаль МЧС России "За пропаганду спасательного дела", которой был награжден истец, в указанном перечне не поименована.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что иным лицам, награжденным аналогичной наградой и имеющим стаж работы менее 15 лет, ранее звание «Ветеран труда» присваивалось в бесспорном порядке, судебной коллегией отклоняются в силу следующего.

Так, положениями п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", в редакции, действовавшей до 1 июля 2016 года, ветеранами труда признавались лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ) в Федеральный закон "О ветеранах" внесены изменения, подпункт 2 п. 1 ст. 7 данного федерального закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Кроме этого Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ установлены переходные положения о сохранении прав на присвоение звания "Ветеран труда" в отношении граждан, награжденных по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде.

Так, ч. 3 ст. 8 названного закона, вступившей в силу с 1 июля 2016 года, установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Однако применение переходных положений к спорной ситуации не представляется возможным ввиду того, что ФИО6 был награжден медалью МЧС России «За пропаганду спасательного дела» 28 июня 2017 года.

Решение суда об отказе ФИО6 в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 27 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: