ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-21318/18 от 04.12.2018 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Мищенко П.Н. Дело № 33-21318/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 декабря 2018 г. г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Татуриной С.В.

судей: Щетининой Е.В., Маримова В.П.,

при секретаре Гребенкиной Э.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Ростова-на-Дону о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, признании права на распоряжение материнским капиталом, обязании направить средства в дошкольное учреждение, по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управления пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Ростова-на-Дону на решение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 10 сентября 2018 года. Заслушав доклад судьи Татуриной С.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Ростова-на-Дону о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала, признании права на распоряжение материнским капиталом, обязании направить средства в дошкольное учреждение, свои требования мотивировав тем, что 14.09.2016 Управлением пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Ростова-на-Дону ей выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. 05.06.2018 истец подала в ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Ростова-на-Дону заявление о распоряжении средствами материнского капитала и направлении части средств в сумме 116200 рублей ИП П. на основании договора на оказание платных образовательных услуг НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 01.06.2018 по образовательным программам дошкольного образования. Все необходимые документы, помимо договора на оказание платных образовательных услуг, лицензии на осуществление образовательной деятельности НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 15.02.2017, вместе с заявлением были приняты в МКУ МФЦ г. Ростова-на-Дону под НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 05.06.2018 г.

03.07.2018 УПФР в Советском районе г. Ростова-на-Дону было вынесено решение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об отказе в удовлетворении заявления и направления средств на получение образования ребенком на основании п. 2 ч.2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» - нарушение установленного порядка подачи заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. Полагая, что указанное решение ответчика ущемляет ее право на распоряжение средствами материнского капитала, истец просила суд признать решение ГУ-УПФ РФ в Советском районе г. Ростова-на-Дону от 03.07.018 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала незаконным; признать за ФИО1 право на распоряжение материнским капиталом на цели, связанные с получением ребенком С. платных образовательных услуг; обязать ГУ-УПФ РФ в Советском районе г. Ростова-на-Дону вынести решение о направлении средств материнского (семейного) капитала на получение ребенком С. платных образовательных услуг, предоставляемых ИП П. согласно договора на оказание платных образовательных услуг НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 01.06.2018 по образовательным программам дошкольного образования.

Решением Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 10 сентября 2018 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.

Признано незаконным решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Ростова-на-Дону от 03.07.2018 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. За ФИО1 признано право на распоряжение материнским (семейным) капиталом на цели, связанные с получением ребенком С. платных образовательных услуг дошкольного платного образования.

Суд обязал ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Ростова-на-Дону вынести решение о направлении средств материнского семейного капитала на получение ребенком С. платных образовательных услуг, предоставляемых ИП П. согласно договору на оказание платных образовательных услуг НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 01.06.2018 по образовательным программам дошкольного образования.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Ростова-на-Дону поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель указывает на то, что согласно положениям ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ средства материнского капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком в любой организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг. Ссылаясь на то, что индивидуальные предприниматели являются физическими лицами, не относятся к организациям, имеющим право на оказание образовательных услуг, заявитель жалобы полагает, что перечисление денежных средств материнского капитала на расчетные счета индивидуального предпринимателя будет незаконным.

Истец ФИО1, ее представитель, действующий на основании ордера адвокат Савичев В.А. с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили в ее удовлетворении отказать.

Представитель ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Ростова-на-Дону в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке ст.167,327 ГПК РФ.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО1 14.09.2016 Управлением пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Ростова-на-Дону выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

05.06.2018 ФИО1 как обладатель государственного сертификата на материнский (семейный) капитал обратилась в ГУ УПФ РФ в Советском районе г.Ростова-на-Дону с заявлением о распоряжении частью средств материнского капитала в сумме 116200 рублей и направлении их на расчетный счет ИП П. на основании представленного договора на оказание платных образовательных услуг НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 01.06.2018 по образовательным программам дошкольного образования.

Решением ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Ростова-на-Дону НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 03.07.2018 ФИО1 отказано в удовлетворении заявления и направления средств на получение образования ребенком на основании ч.1 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в связи с тем, что индивидуальный предприниматель не относится к организации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг.

В решении также указано, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. N 926 средства материнского капитала направляются на оплату оказываемых организацией платных образовательных услуг территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с договором об оказании платных образовательных услуг, заключенным лицом, получившим сертификат, и организацией, путем безналичного перечисления на свет организации, указанный в договора об оказании платных образовательных услуг.

Будучи не согласной с указанным решением ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Ростова-на-Дону ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая настоящий спор суд первой инстанции, ссылаясь на положения вышеуказанного Федерального закона, посчитав, что индивидуальные предприниматели приравниваются к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, установив незаконность отказа пенсионного органа в удовлетворении заявления истца о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала, пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, удовлетворив их в полном объеме.

Судебная коллегия не может признать указанный вывод суда правильным.

Реализуя предписания статьи 7, частей 1 и 2 статьи 38 и частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.

К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей.

В дополнение к основным мерам социальной защиты федеральный законодатель, действуя в соответствии со своими полномочиями и имея целью создание условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, предусмотрел различные дополнительные меры государственной поддержки семьи. Так, в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" для таких семей предусмотрена возможность получения государственной поддержки в форме материнского (семейного) капитала.

Согласно договору НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 01.06.2018 об образовании по образовательным программам дошкольного образования, представленному ФИО1 в пенсионный орган при подаче заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала, он заключен между исполнителем - индивидуальным предпринимателем П., с одной стороны, заказчиком ФИО1, а также воспитанником С., с другой стороны. Предметом договора является оказание платных образовательных услуг в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в соответствии с государственным образовательным стандартом дошкольного образования, содержание воспитанника в образовательной организации, присмотр и уход за воспитанником. Согласно п.4.2 сумма оплаты за содержание ребёнка в ДС за период с 01.06.2018 по 31.12.2018 составляет 116200 рублей.

Обязывая ответчика вынести решение о направлении денежных средств материнского капитала во исполнение указанного договора, заключенного с ИП П., судом не было учтено, что согласно ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 3 ст. 7 указанного Закона лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе, на получение образования ребенком (детьми).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в ред. ФЗ от 16 ноября 2011 года N 318-ФЗ) средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг.

Согласно пункту 2 статьи 11 данного Закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг, оказываемых по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам.

В соответствии с п. 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года N 926 (в ред. Постановления правительства от 23 апреля 2012 года N 377) средства могут быть направлены на оплату предоставляемых образовательными учреждениями платных образовательных услуг.

В соответствии с п. 5 указанных Правил при направлении средств на оплату платных образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением, к заявлению о распоряжении средствами прилагается заверенная указанным образовательным учреждением копия договора на оказание платных образовательных услуг.

В соответствии с п.8.(1) Правил средства направляются на оплату содержания ребенка в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования и (или) основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", в удовлетворении заявления о распоряжении материнским (семейным) капиталом может быть отказано в случае нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении.

Как следует из Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года N 926 (в ред. Постановления правительства от 23 апреля 2012 года N 377) средства материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) могут быть направлены: 1) на оплату образовательных услуг (платных), предоставляемых образовательными организациями по имеющим государственную аккредитацию образовательной программы;2) на оплату пользования жилым помещением и коммунальных услуг в общежитии, представляемом образовательной организацией обучающимся на период обучения, т. е. иные расходы, связанные с получением образования;3) на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Таким образом, одним из обязательных условий для направления средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком является то, что это должна быть образовательная организация на территории Российской Федерации, имеющая право на оказание соответствующих образовательных услуг, а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) цели.

Определение понятия образовательная организация дано в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившем в законную силу 01 сентября 2013 года.

Вышеуказанный Закон определяет образовательную организацию (п. 18 ст. 2) как некоммерческую организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций (ст. 22 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Согласно ч. 1, 2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательные организации подразделяются на следующие типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности:

1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации (ч. 5 ст. 23 вышеуказанного Закона).

Анализируя нормы материального права, регулирующего спорные правоотношения, суд первой инстанции не учел, что индивидуальный предприниматель не отнесен законом к числу образовательных организаций, так как под образовательной организацией понимается некоммерческая организация (учреждение), имеющее статус самостоятельного юридического лица.

Таким образом, выводы суда первой инстанции нельзя признать обоснованными, а решение суда законным, в силу чего оно подлежит отмене.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия считает, что требования истца к ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Ростова-на-Дону о признании отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала незаконным; признании за ФИО1 права на распоряжение материнским капиталом на цели, связанные с получением ребенком С. платных образовательных услуг; обязании ГУУПФ РФ в Советском районе г. Ростова-на-Дону вынести решение о направлении средств материнского (семейного) капитала на получение ребенком С. платных образовательных услуг, предоставляемых ИП П. согласно договора на оказание платных образовательных услуг НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 01.06.2018 по образовательным программам дошкольного образования, подлежащими оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Ростова-на-Дону от 10 сентября 2018 года отменить, вынести новое решение, которым в иске ФИО1 к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Ростова-на-Дону о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, признании права на распоряжение материнским капиталом, обязании направить средства в дошкольное учреждение - отказать.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.12.2018 г.