Судья Лиферова Т.А. дело № 33-2131/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 февраля 2018 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Андреева А.А.
судей Торшиной С.А., Ивановой Е.В.
при секретаре Романовой Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседаниигражданское дело по иску Фроловского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц к администрации городского округа город Фролово Волгоградской области о понуждении к устранению нарушений законодательства о благоустройстве
по апелляционной жалобе администрации городского округа город Фролово Волгоградской области
на решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 23 ноября 2017 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Признать бездействие администрации городского округа город Фролово Волгоградской области по непринятию мер к благоустройству территории, расположенной между охранной зоной газопровода и водоемом <.......> – незаконным.
Обязать администрацию городского округа город Фролово Волгоградской области организовать работы по благоустройству территории, расположенной напротив домовладений № <...> по <адрес>, расстояние (длина) между которыми составляет 173 метра, а от границы охранной зоны наружного однониточного газопровода и до водоема <.......> ширина 54,5 метра, путем удаления упавших деревьев и пней.
Заслушав доклад судьи Андреева А.А., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Фроловский межрайонный прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа г. Фролово Волгоградской области о понуждении к устранению нарушений законодательства о благоустройстве.
В обосновании требований указал, что напротив домовладений № <...> по <адрес> в г. Фролово расположен наружный однониточный газопровод, отделенный от жилых домов автомобильной дорогой общего пользования. От границы охранной зоны газопровода до водоема <.......> располагается территория общего пользования, которая не входит в охранную зону газопровода. Однако работы по благоустройству данной территории администрацией городского округа г. Фролово не осуществляются. На данной территории имеются скопления поваленных деревьев, сухих пней, прошлогодней листвы. Пни, оставшиеся после вырубки сухостойных, аварийных деревьев не удалены. Высота травяного покрова превышает установленные нормативы и местами равна 100-110 см. В случае возникновения пожара они представляют опасность для здоровья граждан, проживающих и пребывающих на территории городского округа город Фролово, и нарушают право граждан на благоприятную окружающую среду.
С учетом уточненных исковых требований, просил суд признать бездействие администрации городского округа город Фролово Волгоградской области по непринятию мер к благоустройству территории, расположенной между охранной зоной газопровода и водоемом <.......>, незаконным и обязать администрацию городского округа город Фролово Волгоградской области организовать работы по благоустройству территории, расположенной напротив домовладений № <...> по <адрес>, расстояние (длина) между которыми составляет 173 м, а от границы охранной зоны газопровода до водоема <.......> ширина 54,5 м, путем удаления упавших деревьев и пней.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация городского округа город Фролово Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм права. Указав, что судом не учтены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, выслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Волгоградской области Бецкову И.Б., возражавшую по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности – реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Пунктом 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Решением Фроловской городской Думы Волгоградской области от 24 февраля 2016 года № 18/165 утверждены Правила благоустройства территории городского округа город Фролово Волгоградской области.
В соответствии с п.п. 2.1 п. 2.1 Правил, объекты благоустройства - совокупность всех территорий города, которые состоят из отдельных территорий (их частей) разного целевого назначения, в том числе территорий сельскохозяйственного использования, жилищной и общественной застройки, природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, территорий промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения, территорий лесного, водного фондов и другие объекты благоустройства.
1) территории общего пользования: парки, рекреационные зоны, сады, скверы и площадки и т.д.; памятники культурного и исторического наследия; площади, бульвары, проспекты и т.д.; улицы, дороги, переулки, спуски, проезды, пешеходные и велосипедные дорожки; проезжая часть улиц и тротуары, дороги, обособленные пешеходные территории, площадки, мосты, набережные, пешеходные и велосипедные дорожки, хозяйственные площадки, территории вокруг предприятий торговли, подъезды и территории, прилегающие к строительным площадкам, территории кладбищ и подъезды к ним; места для стоянки транспортных средств (автостоянки, места парковки транспорта); пляжи; кладбища; места для организации ярмарок, площадки сезонной торговли; внутриквартальные и внутридворовые территории (в том числе детские и спортивные площадки); привокзальные территории, остановки городского пассажирского транспорта, переезды через железнодорожные пути; пустыри и иные поверхности земельных участков; другие территории общего пользования в пределах городского округа город Фролово Волгоградской области.
Как следует из п. 1.1.1 Правил, физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий.
Организация уборки иных территорий осуществляется органами местного самоуправления по соглашению со специализированной организацией в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования.
Согласно п. 1.3.1 Правил, период летней уборки территории города устанавливается с 15 апреля по 14 октября включительно. В зависимости от погодных условий сроки начала и окончания периода летней уборки могут быть изменены администрацией городского округа город Фролово Волгоградской области.
В соответствии с п.п. 7 п. 1.3.2 Правил, в летний период уборки производятся следующие виды работ: скашивание травы.
Как следует из п. 1.3.11 Правил, высота травяного покрова не должна превышать 15 сантиметров.
В силу п. 1.3.13 Правил, в период листопада лица, ответственные за уборку закрепленных и прилегающих территорий, производят сгребание и вывоз опавшей листвы. При этом запрещается сгребание листвы к комлевой части зеленых насаждений и ее складирование на площадках для сбора и временного хранения ТБО.
На основании п. 4.25 Правил, снос деревьев и их вывоз осуществляются организациями, производящими работы по удалению сухостойных, аварийных, потерявших декоративность деревьев и обрезке ветвей в кронах, в течение рабочего дня с озелененных территорий вдоль основных улиц и дорог и в течение 3 суток с улиц второстепенного значения и придомовых территорий. Пни, оставшиеся после вырубки сухостойных, аварийных деревьев, должны быть удалены в течение суток на основных улицах и дорогах города и в течение трех суток на улицах второстепенного значения и придомовых территориях. Упавшие деревья должны быть удалены немедленно с проезжей части дорог, тротуаров, от токонесущих проводов, фасадов многоквартирных (жилых) домов и производственных зданий, а с других территорий - в течение 6 часов с момента обнаружения.
Судом первой инстанции установлено, что территория напротив домовладений № <...> по <адрес> в г. Фролово, расположенная между охранной зоной газопровода и водоёмом, является территорией общего пользования и находится в собственности городского поселения. При этом работы по благоустройству данной территории не осуществляются. Высота травяного покрова превышает установленные нормативы и местами равна 100-110 см. На данной территории имеются упавшие деревья, прошлогодняя листва. Пни, оставшиеся после вырубки сухостойных, аварийных деревьев не удалены.
Согласно справки начальника отдела по управлению имуществом, землепользованию архитектуре и градостроительству Администрации городского округа г. Фролово от 23 ноября 2017 года, территория, расположенная между домами № <...> и № <...> по <адрес> в г. Фролово Волгоградской области, расстояние (длина) между которыми составляет 173 м, а от границы газопровода до водоема <.......> ширина 54,5 м, расположена на территории городского округа г. Фролово Волгоградской области и является свободной городской землей.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом доказательствами.
С учетом установленных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о том, что указанная территория подлежит обслуживанию и благоустройству администрацией г. Фролово, однако работы по благоустройству данной территории ответчиком не осуществляются, бездействие ответчика нарушает права неопределённого круга лиц, и принял обоснованное решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
Оснований не согласиться с таким выводом суда у судебной коллегии не имеется, поскольку он основан на требованиях закона и фактических обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у прокурора права на обращение в суд в защиту неопределённого круга лиц основаны на неверном толковании процессуального закона применительно к установленным судом обстоятельствам.
Доводы жалобы о том, что наличие сплошного однониточного газопровода создаёт препятствия для благоустройства территории, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку действующим законодательством на ответчика возложена обязанность по благоустройству спорной территории, при том, что средства и способы исполнения такой обязанности относятся исключительно к компетенции ответчика. Не подтверждается представленными в дело доказательствами и утверждение в жалобе о том, что спорная территория находится в охранной зоне газопровода.
Утверждения ответчика о том, что не подлежит применению в рассматриваемо деле часть III Правил благоустройства территории городского округа город Фролово Волгоградской области, основаны на неверном толковании Правил.
Не может служить основанием для отмены решения и довод жалобы о том, что судом не установлен срок присуждённой обязанности, поскольку при отсутствии такого указания в решении суда оно подлежит исполнению по общим правилам об исполнении судебных актов.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 23 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Фролово Волгоградской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: