ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2133 от 12.07.2018 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело 33-2133 судья Курбатов Н.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 июля 2018 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,

судей Сенчуковой Е.В., Фатеевой Л.В.,

при секретаре Орловой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ГУ- УПФ РФ (ГУ) в Ясногорском районе Тульской области на решение Ясногорского районного суда Тульской области от 19 февраля 2018 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда РФ в Ясногорском районе Тульской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда РФ в Ясногорском районе Тульской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.п.2 п.1 ст.30 Федерального Закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400 «О страховых пенсиях».

В обоснование исковых требований указал, что 27.04.2017 подал ответчику заявление о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости. Решением от 27.07.2017 ему было отказано в назначении указанной пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа, при этом не были приняты в зачет специального стажа следующие периоды работы: с 24.05.2002 по 27.02.2004 в должности мастера в ООО «Раритет»; с 01.04.2004 по 01.12.2010 в должности прораба строительного участка в ЗАО «СМО «Монолит»; с 07.05.2012 по 27.10.2014 в должности производителя работ на строительном участке в ООО «Ремстройсервис»; с 29.08.2016 по 23.01.2017 в должности производителя работ (прораба) в ООО «МСУ Град-1», по причине отсутствия в выписке из индивидуального лицевого счета сведений об особых условиях труда за данные периоды работы и отсутствия сведений о начислении страховых взносов по дополнительному тарифу. С отказом включить в его специальный стаж указанные периоды работы, общей продолжительностью 11 лет 7 месяцев 1 день, не согласен. Полагал, что факт отнесения спорных периодов работы к работам в тяжелых условиях труда подтверждается пояснительными справками, выданными руководителями указанных организаций, а сами должности соответствуют Списку №2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, в связи с чем, его общий специальный стаж на момент обращения в пенсионный орган составляет 14 лет 6 месяцев 24 дня. Просил обязать ответчика зачесть в его стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, вышеуказанные периоды работы, а также период работы 24.01.2017 по 12.06.2017 в должности производителя работ ООО «МФС-ПИК»; обязать ГУ- УПФ РФ в Ясногорском районе Тульской области назначить ему досрочную страховую пенсию по старости со дня возникновения права.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о месте и времени судебного заседания извещен в установленном законом порядке, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель истца по доверенности ФИО2 исковые требования ФИО1 поддержала, просила удовлетворить.

Представители ответчика ГУ- УПФ РФ в Ясногорском районе Тульской области по доверенностям ФИО3 и ФИО4 возражали против удовлетворения исковых требований, указав, что ФИО1 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с тем, что в выписке из индивидуального лицевого счета за спорные периоды работы с 24.05.2002 по 27.02.2004 в должности мастера в ООО «Раритет», с 01.04.2004 по 01.12.2010 в должности прораба строительного участка в ЗАО «СМО «Монолит», с 07.05.2012 по 27.10.2014 в должности производителя работ на строительном участке в ООО «Ремстройсервис», отсутствуют сведения об особых условиях труда, а также сведения о начислении страховых взносов по дополнительному тарифу; период работы с 29.08.2016 по 23.01.2017 в должности производителя работ (прораба) на участке строительных и монтажных работ №2 в ООО «МСУ Град-1» и с 24.01.2017 по 12.06.2017 в должности производителя работ в ООО «МФС-ПИК» пенсионным фондом не рассматривались по причине не представления заявителем справок о льготных условиях работы на данных должностях.

Суд решил: исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать ГУ-УПФ РФ в Ясногорском районе Тульской области зачесть в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды его работы: с 01.04.2004 по 01.12.2010 в должности прораба строительного участка в ЗАО «СМО «Монолит» (6 лет 8 месяцев); с 07.05.2012 по 27.10.2014 в должности производителя работ на строительном участке в ООО «Ремстройсервис» (2 года 5 месяцев 20 дней); с 24.01.2017 по 12.06.2017 в должности производителя работ ООО «МФС-ПИК» (4 месяца 19 дней).

Обязать ГУ-УПФ РФ в Ясногорском районе Тульской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости со дня возникновения этого права, то есть с 10.06.2017.

В остальной части исковых требований ФИО1 отказать.

В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в Ясногорском районе Тульской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения ФИО1 и представителя ФИО1 по доверенности ФИО5, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.8 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.30 указанного выше Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст.8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В силу ч.2 ст.30 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно подпункту «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется:

Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место после 01.01.1992).

Так, Списком №2 от 26.01.1991 разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение по возрасту мастера строительных и монтажных работ, код позиции 2290000б-23419 и должность производителя работ (прораб), код позиции 2290000б-24441.

Согласно ч.6 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пп.1-18 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих работах, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст.58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212 –ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пп.1-18 ч.1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пп.1-18 ч.1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Как видно из материалов дела, 27.04.2017 ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.

Решением №405 от 27.07.2017 ему было отказано в назначении указанной пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа, при этом не были приняты в зачет специального стажа следующие периоды работы: с 24.05.2002 по 27.02.2004 в должности мастера в ООО «Раритет»; с 01.04.2004 по 01.12.2010 в должности прораба строительного участка в ЗАО «СМО «Монолит»; с 07.05.2012 по 27.10.2014 в должности производителя работ на строительном участке в ООО «Ремстройсервис»; с 29.08.2016 по 23.01.2017 в должности производителя работ (прораба) в ООО «МСУ Град-1», по причине отсутствия в выписке из индивидуального лицевого счета сведений об особых условиях труда за данные периоды работы и отсутствия сведений о начислении страховых взносов по дополнительному тарифу.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их частичном удовлетворении, включив в специальный стаж периоды работы ФИО1 в ЗАО «СМО «Монолит», в ООО «Ремстройсервис» и в ООО «МФС-ПИК», признав за ФИО1 право на досрочную пенсию, поскольку посчитал подтвержденным факт работы истца в указанные периоды с тяжелыми условиями труда.

Доводы представителя ответчика о том, что спорные периоды не могут быть включены в спецстаж в связи с отсутствием в сведениях персонифицированного учета истца указаний на льготный стаж работы признал несостоятельными, указав, что истец не может нести ответственность за недобросовестное исполнение работодателем своих обязанностей по заполнению документов, послуживших основанием для назначения льготной пенсии.

Вместе с тем, судебная коллегия считает такой вывод суда первой инстанции ошибочным.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. 59, 60 ГПК РФ.

Как видно из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного обеспечения - 06.11.1998.

В зачет специального стажа не были приняты периоды работы после регистрации истца в качестве застрахованного лица: с 24.05.2002 по 27.02.2004 в должности мастера в ООО «Раритет»; с 01.04.2004 по 01.12.2010 в должности прораба строительного участка в ЗАО «СМО «Монолит»; с 07.05.2012 по 27.10.2014 в должности производителя работ на строительном участке в ООО «Ремстройсервис»; с 29.08.2016 по 23.01.2017 в должности производителя работ (прораба) в ООО «МСУ Град-1».

Согласно выписки из индивидуального лицевого счета ФИО1 в период с 24.05.2002 по 31.12.2002 он работал в ООО «Раритет», условия для досрочного назначения пенсии не указаны.

Проанализировав представленные истцом доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что период работы ФИО1 в качестве мастера ООО «Раритет» не подлежит включению в специальный стаж работы истца, поскольку в Списке №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, профессия «мастер» не предусмотрена, а из представленной ООО «Раритет» должностной инструкции мастера участка не следует, что ФИО1 в данной организации выполнял функции мастера строительных и монтажных работ. Более того, в справке от 13.06.2017 №406, выданной ООО «Раритет», прямо указано, что занятость истца за указанный период работы во вредных условиях труда, отсутствовала. В выписке из индивидуального лицевого счета ФИО1, а также в его лицевом счете, представленном ООО «Раритет» сведения об особых условиях труда в данный период работы также отсутствуют. Из ответа ООО «Раритет» от 19.12.2017 №945 на запрос суда следует, что предоставить карту условий оценки труда за 2002-2004 годы не представляется возможным, поскольку оценка условий труда не проводилась.

С выводом суда в отношении не включения в спецстаж периода работы ФИО1 с 29.08.2016 по 23.01.2017 в должности производителя работ (прораба) на участке строительных и монтажных работ №2 в ООО «МСУ Град-1» судебная коллегия также согласна, поскольку в нарушение действующего законодательства необходимых документов, для оценки указанного периода работы, истцом при обращении с соответствующим заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, представлено не было. Допустимых и достоверных доказательств подтверждающих наличие особых условий труда в указанный период работы ФИО1 в суд также не представлено. Из ответа Управления НПВП, ЕДВ и других социальных выплат ГУ-Главного управления ПФР №6 по г.Москве и Московской области от 09.01.2018 №206/13/41 следует, что во исполнение запроса ГУ-Управление ПФР в Ясногорском районе Тульской области ими был направлен запрос в ООО «МСУ Град-1» о предоставлении документов для проведения проверки факта работы ФИО1 в качестве производителя работ, однако, первичные документы для проверки до настоящего времени не представлены. ООО «МСУ Град-1» как организация, имеющая рабочие места, работа на которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, в отделе оценки пенсионных прав застрахованных лиц не зарегистрирована, документов для формирования наблюдательного дела не предоставлялось. При перерегистрации из Управления НПВП, ЕДВ и других социальных выплат ГУ-Главного управления ПФР №7 по г.Москве и Московской области наблюдательное дело в данное Управление не передавалось.

В отношении периодов работы ФИО1 в должности производителя работ (прораба) строительного участка в ЗАО «СМО «Монолит» и в ООО «Ремстройсервис», суд пришел к следующему, должность предусмотрена разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которой дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 (код позиции 2290000б-24441).

В выписке из индивидуального лицевого счета ФИО1 сведения об особых условиях труда в периоды работы в указанных организациях и о начислении страховых взносов по дополнительному тарифу отсутствуют.

В целях уточнения специального стажа работы ФИО1 в спорные периоды, ответчиком были направлены соответствующие запросы в территориальные органы пенсионного фонда по месту нахождения ЗАО «СМО «Монолит», ООО «Ремстройсервис».

Из ответов ГУ-Главное управление Пенсионного фонда РФ №3 по г.Москве и Московской области от 04.05.2017 за №203/2-07-1594 и от 29.12.2017 №203/2-07-6072 следует, что ООО «Ремстройсервис» не заявляло о наличии рабочих мест, наименовании профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда. Наблюдательное дело в отделе оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управлением не формировалось. С 01.01.2013 ООО «Ремстройсервис» не производит начисление страховых взносов по дополнительному тарифу на застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, предусмотренных в пп. 1-18 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях». В индивидуальных сведениях (ИС) ФИО1 не содержатся сведения о суммах выплат, на которые начислены страховые взносы по дополнительному тарифу, ИС сданы за период с 07.05.2012 по 27.10.2014 без кода особых условий труда.

Управлением по Ленинскому муниципальному району Московской области ГУ-Главное управление Пенсионного фонда РФ №8 по г.Москве и Московской области были представлены ответы от 04.05.2017 №208-16/5329 и от 28.12.2017 №208-16/18805, из которых следует, что ЗАО «СМО «Монолит» было снято с учета в Ленинском муниципальном районе 01.03.2011 в связи с перерегистрацией (изменение места нахождения). За период регистрации на территории района ЗАО «СМО «Монолит» не заявляло о наличии рабочих мест и профессий, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение. Наблюдательное дело в отделе оценки пенсионных прав застрахованных лиц отсутствует, в связи с чем, провести проверку не представляется возможным. Досрочные пенсии работникам ЗАО «СМО Монолит» не назначались.

По общему правилу, поскольку периоды работы в ЗАО «СМО «Монолит» и в ООО «Ремстройсервис» имеют место после регистрации ФИО1 в качестве застрахованного лица, то они подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Однако, в нарушение требований ч.2 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ), п.3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н, суд первой инстанции выписки из индивидуального лицевого счета ФИО1 проигнорировал и принял как доказательство справки, представленные истцом.

Так, из справки ЗАО «СМО Монолит» следует, что ФИО1 в указанном обществе работал с 01.04.2004 по 01.12.2010 на участке строительно-монтажных работ в должности производителя работ (прораба), предусмотренной Списком №2, Разделом XXVII, подразделом №8, позицией 2290000б-24441, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10. Продолжительность специального стажа составляет 6 лет 8 месяцев 00 дней. За весь период работы производилась уплата (начисление) дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст.33.2 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ.

Из справки ООО «Ремстройсервис» от 27.10.2014 №6 видно, что ФИО1 в указанном обществе работал с 07.05.2012 по 27.10.2014 на участке строительно-монтажных работ в должности производителя работ (прораба), предусмотренной Списком №2, Разделом XXVII, подразделом №8, позицией 2290000б-24441, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10. Продолжительность специального стажа составляет 2 года 5 месяцев 20 дней. За весь период работы производилась уплата (начисление) дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст.33.2 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ.

Данные справки суд первой инстанции посчитал достоверными и достаточными доказательствами, указав, что в них отражены все необходимые сведения, свидетельствующие об особых условиях труда ФИО1, а ответчиком не представлены доказательства, опровергающие их.

С данным выводом суда судебная коллегия не может согласиться, т.к. суд не применил к спорным отношениям нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и вследствие этого неправильно распределил между сторонами бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.

Поскольку сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, в справках, представленных истцом, противоречат сведениям, содержащимся в выписках из индивидуального лицевого счета ФИО1, кроме того, справки содержат недостоверные сведения об уплате страхователями за спорные периоды страховых взносов и дополнительных тарифов в соответствии со ст.33.2 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ (закон вступил в силу только с 01.01.2013), в них отсутствуют номер и дата выдачи, расшифровка подписи руководителя, нет подписи главного бухгалтера.

Принимая во внимание, что в суде первой инстанции не были доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 ГПК РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 ГПК РФ), на основании п.29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» в судебном заседании апелляционной инстанции судебная коллегия предложила истцу представить дополнительные (новые) доказательства в отношении периодов работы в должности производителя работ (прораба) строительного участка в ЗАО «СМО «Монолит» и в ООО «Ремстройсервис», а именно, первичные документы по учету кадров и бухгалтерские документы, содержащие сведения об уплачиваемых страховых взносах, о страховом стаже, подтверждающие наличие особых условий труда в указанные периоды работы, а также доказательства, подтверждающие, что работодателями предоставлялись в Пенсионный фонд сведения о спорных периодах работы истца, как о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих работах.

Учитывая, что действующее правовое регулирование предусматривает необходимость подтверждения специального стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, установив, что сведения, содержащиеся в выписке из индивидуального лицевого счета истца за оспариваемые периоды работы, сданы ЗАО «СМО «Монолит» и в ООО «Ремстройсервис» в пенсионный орган с указанием общего стажа без информации о льготном коде, письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. 59, 60 ГПК РФ, свидетельствующих о недостоверности данных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, ФИО1 не представлено, а также принимая во внимание, что в установленном законом порядке действия ЗАО «СМО «Монолит» и в ООО «Ремстройсервис» по представлению сведений без указания льготного кода не оспорены и незаконными не признаны, судебная коллегия полагает, что орган пенсионного обеспечения обоснованно отказал во включении спорных периодов в специальный стаж истца.

Вывод суда о том, что отсутствие начислений дополнительного тарифа, установленного для работодателей к уплате с 01.01.2013 года само по себе не может нарушать право истца на включение периодов его работы в специальный трудовой стаж противоречит положениям ч.6 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой периоды работы, предусмотренные пп.1-18 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих работах, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст.58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212 –ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Ссылка суда на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 10.07.2007 №9-П, является ошибочной, поскольку данная позиция не относится ни к предмету, ни к основанию заявленных ФИО1 требований, поскольку в нашем случае истцу необходимо первоначально подтвердить работу в спорные периоды в особых условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.

При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание, что период работы истца с 24.01.2017 по 12.06.2017 в должности производителя работ ООО «МФС-ПИК» ответчиком не рассматривался по причине не представления истцом соответствующих справок, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных истцом требований, судебная коллегия полагает, что решение суда в части удовлетворения исковых требований ФИО1 подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в их удовлетворении.

Доводы ФИО1 в суде апелляционной инстанции о том, что наименование его должности в спорные периоды в трудовой книжке прямо предусмотрено Списками, в связи с чем, нет необходимости в дополнительном подтверждении работы в особых условиях труда, основаны на неправильном толковании и применении норм пенсионного законодательства о порядке подтверждения страхового стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Доводы истца и его представителя о том, что он не мог проверить сведения об исчислении страховых взносов и данные о своем страховом стаже, предоставляемые работодателем, являются несостоятельными, поскольку в силу ст.15 Федерального закона №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования» застрахованные лица имеют право: беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в Пенсионный фонд Российской Федерации; своевременно и полностью получать обязательное страховое обеспечение за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации; защищать свои права, в том числе в судебном порядке; беспрепятственно получать от работодателя информацию об исчислении и удержании дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», осуществлять контроль за их перечислением в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также получать информацию о взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица в соответствии с указанным Федеральным законом.

Застрахованное лицо также имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда РФ, либо в суд (абзац 4 ст. 14 Федерального закона №27-ФЗ).

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ясногорского районного суда Тульской области от 19 февраля 2018 года отменить в части удовлетворения исковых требований, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ясногорском районе Тульской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости отказать.

В остальной части данное решение оставить без изменений, а апелляционную жалобу ГУ- УПФ РФ (ГУ) в Ясногорском районе Тульской области без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи