ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 33-21341/2016
г. Уфа 24 октября 2016 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Васильевой Г.Ф.,
судей Фроловой Т.Е. и Хакимова А.Р.
с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.
при секретаре Медведевой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чишминского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа с. Калмашево муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан об обязании принять меры, направленные на профилактику и минимизацию возможных проявлений терроризма,
по апелляционной жалобе администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан на решение Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 15 июня 2016 г.
Заслушав доклад судьи Фроловой Т.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чишминского района Республики Башкортостан обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа с. Калмашево муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан (далее - МБОУ СОШ с. Калмашево муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан) об обязании принять меры, направленные на профилактику и минимизацию возможных проявлений терроризма.
В обоснование иска указал, что по результатам проведения прокурорской проверки установлено, что МБОУ СОШ с. Калмашево муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, расположенное по адресу Республика Башкортостан, <...>, в нарушение требований законодательства об антитеррористической укрепленности образовательных учреждений не оснащена металлоискателями и системой охранной и тревожной кнопки.
Данное нарушение, по мнению истца, способствует проникновению на территорию данного образовательного учреждения посторонних лиц, распространению терроризма, ставит под угрозу жизнь и здоровье обучающихся и иных участников образовательного процесса.
Установка металлоискателей и системы охранной и тревожной кнопки, по мнению истца, должна быть произведена за счет средств МБОУ СОШ с. Калмашево муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан и бюджета муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан.
Просил суд обязать ответчиков принять меры, направленные на профилактику и минимизацию возможных проявлений терроризма, а именно, оборудовать здание МБОУ СОШ с. Калмашево муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан металлоискателями и системой охранной и тревожной кнопки в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решением Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 15 июня 2016 г. данные требования истца были удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан просит решение отменить, считает его незаконным, указала, что ответчиками принимаются все зависящие от них меры по обеспечению прав учащихся и преподавателей, созданию условий для обучения и воспитания: со стороны администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан – принятие актов, образование ведение разъяснительной работы, взаимодействие с правоохранительными органами; со стороны МБОУ СОШ с. Калмашево муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан - обеспечение дежурства учителей и старшеклассников, контроль над посещающими школу лицами, обеспечение организованного выхода граждан из здания школы в случае чрезвычайной ситуации. Обеспечение защиты, по утверждению подателя жалобы, относится к компетенции иных органов. Полагает, что действующее законодательство не возлагает каких-либо обязанностей по установлению металлоискателей и системы охранной и тревожной кнопки в муниципальных образовательных учреждениях на органы местного самоуправления, они вправе сами определять конкретные мероприятия по решению данного вопроса местного значения, а также их сроки и объем выделяемых из местных бюджетов средств. Изложенное, по утверждению ответчика, свидетельствует и об отсутствии у него обязанности финансировать установку металлоискателей и системы охранной и тревожной кнопки.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора Замалетдинову Л.И., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В статье 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
Как следует из статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
К компетенции образовательной организации относятся, в частности, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (статья 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Как следует из статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Из содержания приведенных норм права следует, что на образовательную организацию, как объект с массовым пребыванием людей, возлагается обязанность по обеспечению комплексной безопасности находящихся в ней обучающихся и работников.
Согласно статье 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 294, 296), то есть на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (пункт 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).
То есть собственник, передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, сохраняет за собой право собственности на это имущество.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию деятельности муниципальных казенных учреждений.
Статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что на образовательную организацию, как объект с массовым пребыванием людей, возлагается обязанность по обеспечению комплексной безопасности находящихся в ней обучающихся и работников.
Согласно пунктам 11, 7, 29 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В силу пункта 42 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Из приведенных норм видно, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. Одним из таких мероприятий является установка металлоискателей и системы тревожной сигнализации.
Согласно статье 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как следует из статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы права и пришел к выводу о том, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, однако ответчиками данные обязанности не исполняются, металлоискатели и система охранной и тревожной кнопки в здании МБОУ СОШ с. Калмашево муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Так, согласно Уставу МБОУ СОШ с. Калмашево муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, данное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан в сфере образования. Учредителем МБОУ СОШ с. Калмашево муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан является муниципальный район Чишминский район Республики Башкортостан (л.д. 26).
МБОУ СОШ с. Калмашево муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в настоящее время в здании МБОУ СОШ с. Калмашево муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан отсутствуют системы технического контроля за обстановкой – металлоискатели и система охранной и тревожной кнопки.
При вынесении обжалуемого решения суд исходил из того, что осуществление деятельности школы при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также причинению ущерба имуществу.
На основании изложенного, а также принимая во внимание, что обязанность по исполнению требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности возложена законом как на образовательные учреждения, так и на органы местного самоуправления в пределах их полномочий, суд пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Суд правильно указал, что выполнение этих обязанностей ответчиками направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данные меры являются профилактическими, направлены на противодействие террористической деятельности.
Сроки исполнения ответчиками приведенных обязанностей были определены судом исходя из заявленных требований и принципа разумности.
С данным решением судебная коллегия считает необходимым согласиться, поскольку оно основано на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что законодательством не конкретизированы полномочия администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан как органа местного самоуправления по осуществлению мероприятий по противодействию терроризму; объем финансирования и выбор конкретных мер по противодействию терроризму зависит от уровня выявленных террористических угроз, муниципальным образованиям рекомендовано предусматривать средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; прямая обязанность по финансированию установки технических средств охраны - металлоискателей и системы охранной и тревожной кнопки – у органа местного самоуправления отсутствует; ответчиками принимаются все зависящие от них меры по обеспечению прав учащихся и преподавателей, созданию условий для обучения и воспитания.
Данные доводы сводятся к несогласию с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения, эти доводы направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции по правилам статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения.
Так, суд правильно указал, что отсутствие в здании МБОУ СОШ с. Калмашево муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан металлоискателей и системы охранной и тревожной кнопки способствует созданию условий для наступления негативных последствий в учреждении, несвоевременного принятия мер, направленных на незамедлительное извещение правоохранительных органов о террористических действиях, совершении преступлений и иных правонарушений, что ставит под угрозу здоровье и жизнь неопределенного круга лиц.
В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма. К числу мер по противодействию терроризма и экстремизма относится создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
С учетом изложенного, обязанность по финансированию установки данных технических средств охраны в МБОУ СОШ с. Калмашево муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан должно быть возложена как на данное образовательное учреждение, так и на администрацию муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан поскольку она является органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учреждения.
Выполнение данной обязанности ответчиком направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Принимая во внимание, что решением суда за неопределенным кругом лиц и в первую очередь за детьми признано право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности, оснований для отмены судебного постановления по настоящему делу апелляционная инстанция не находит.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они так же направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 15 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Ф. Васильева
Судьи: Т.Е. Фролова
А.Р. Хакимов
Справка: судья Р.М. Идрисов