РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Серищева Л.М. Дело № 33-2134/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Калининград 3 мая 2017 года
председательствующего: Поникаровской Н.В.,
судей: Шубина Д.В.,Алферовой Г.П.,
при секретаре: КиячкоА.С.,
с участием прокурора:Бондаренко И.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам ФСИН России, УФСИН России по Калининградской области, ФКУ ИК-9на решение Центрального районного суда города Калининграда от 07 февраля 2017 года, которым постановлено:
исковые требованияКалининградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Калининградской области удовлетворить частично, обязать ФКУ ИК № 9 УФСИН России по Калининградской области, устранить нарушение закона, а именно: отделить поэтажную лестничную клетку здания большого штаба от иных помещений на каждом этаже дверьми с уплотнениями в притворах и устройствами для самозакрывания; выполнить люк, ведущий на кровлю здания большого штаба, в противопожарном исполнении 2-го типа с нормативным пределом огнестойкости; оборудовать выход на кровлю здания большого штаба закрепленной стальной стремянкой; выполнить покрытие пола на путях эвакуации в общих поэтажных коридорах здания большого штаба с применением материалов с более высокой пожарной опасностью чем В2, РП2, Д3, Т2 (линолеум); выполнить покрытие пола на путях эвакуации в общем коридоре из комнат длительных свиданий здания большого штаба с применением материалов с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, Д3, Т2 (ламинат); отделить поэтажную лестничную клетку здания дежурной части от иных помещений на каждом этаже здания дверьми с уплотнениями в притворах и устройствами для самозакрывания; произвести проверку состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли здания малого штаба; выполнить покрытие пола на путях эвакуации в общих коридорах МОУ вечерняя общеобразовательная школа № 17 здания малого штаба с применением материалов с более высокой пожарной опасностью, чем В2, PII2, Д3, Т2 (линолеум); оборудовать электролампы освещения в помещениях магазина здания малого штаба защитными колпаками; выполнить облицовку стен на путях эвакуации из помещений магазина здания малого штаба с применением материалов с более высокой пожарной опасностью, чем Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 (пластиковый сайдинг); выполнить покрытие пола на путях эвакуации в общих коридорах зданий жилых отрядов № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8 и № 9, с применением материалов с более высокой пожарной опасностью чем В2, РП2, Д3, Т2 (линолеум); оборудовать электролампы освещения в жилых отрядах № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8 и № 9 защитными колпаками; определить для производственных и складских помещений производственного участка «Старпласт» категорию по взрывопожарной и пожарной опасности; оборудовать помещения производственного участка «Старпласт» автоматической установкой пожарной сигнализации или автоматической установкой пожаротушения в зависимости от площади и категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности; оборудовать помещения производственного участка «Старпласт» системой внутреннего противопожарного водопровода; оборудовать помещения хозяйственно-бытового назначения (раздевалка, бытовка) производственного участка «Старпласт» автоматической установкой пожарной сигнализации; определить для производственных и складских помещений сувенирного производственного участка категорию по взрывопожарной и пожарной опасности; оборудовать помещения сувенирного производственного участка автоматической установкой пожарной сигнализации или автоматической установкой пожаротушения в зависимости от площади и категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности;произвести проверку работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода сувенирного производственного участка, что необходимо делать не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; привести на путях эвакуации из сувенирного производственного участка непосредственно наружу устройство лестниц в соответствие установленными требованиям в пределах марша лестницы и лестничной клетки; оборудовать электролампы освещения в помещениях сувенирного производственного участка защитными колпаками; оборудовать помещения хозяйственно-бытового назначения (раздевалка, бытовка) сувенирного производственного участка автоматической установкой пожарной сигнализации; определить для производственных и складских помещений производственного участка ДОЦ категорию по взрывопожарной и пожарной опасности; оборудовать помещения производственного участка ДОЦ автоматической установкой пожарной сигнализации или автоматической установкой пожаротушения в зависимости от площади и категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности; произвести проверку работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода производственного участка ДОЦ, что необходимо делать не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; оборудовать электролампы освещения в помещениях производственного участка ДОЦ защитными колпаками; оборудовать помещения хозяйственно-бытового назначения (бытовка) производственного участка ДОЦ автоматической установкой пожарной сигнализации; оборудовать помещения хозяйственно-бытового назначения котельной автоматической установкой пожарной сигнализации, обязать ФСИН России, УФСИН России по Калининградской области профинансировать проведение указанных работ.
Заслушав доклад судьи Шубина Д.В.,пояснения представителя УФСИН России по Калининградской областиСацута О.Н., возражения прокурора, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Калининградский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Калининградской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Калининградской области, указав, что в период с 12 по 24 мая 2016 года совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы Центрального района городского округа «Город Калининград» Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области им проведена проверка соответствия объектов ФКУ ИК-9 УФСИН России по Калининградской области требованиям Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения требований федерального законодательства в области пожарной безопасности, перечисленные в письме заместителя начальника отдела Центрального района ГО по пожарному надзору в адрес Калининградского прокурора по надзору за соблюдением закона в специализированных учреждениях Калининградской области от 24 мая 2016 года.
Таким образом, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Калининградской области не исполняется обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности - специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Выявленные в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Калининградской области нарушения правил пожарной безопасности являются существенными, поскольку создают реальную возможность возникновения пожара, а с учетом специфики учреждения, связанной с ограниченностью свободы передвижения по его территории и на его объектах, - также угрозу жизни и здоровью, как осужденных, так и персонала.
30 мая 2016 года в связи с наличием вышеуказанных нарушений требований действующего федерального законодательства Российской Федерации Калининградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Калининградской области в адрес начальника УФСИН России по Калининградской внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения.
02 сентября 2016 года сотрудником ОНД и ПР Центрального района городского округа «Город Калининград» проведена проверка об устранении ранее выявленных нарушений требований пожарной безопасности в отношении объектов защиты, расположенных на территории ФКУ ИК № 9 УФСИН России по области, которой установлено, что до настоящего времени вышеуказанные нарушения в полном объеме не устранены, действенные меры по их устранению не предприняты.
ФКУ ИК № 9 является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого выступает Правительство Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России. ФКУ ИК № 9 входит в систему УФСИН России по Калининградской области. Финансирование ИК № 9 осуществляется из средств федерального бюджета. В соответствии с п. 16 Положения об управлении федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области, утвержденной приказом ФСИН России № 104 от 15 марта 2005 года, распределением поступающих в рамках финансирования денежных средств занимается УФСИН России по Калининградской области.С учетом уточнений, прокурор просит:
оборудовать здание большого штаба двумя эвакуационными выходами с каждого этажа; отделить поэтажную лестничную клетку здания большого штаба от иных помещений на каждом этаже дверьми с уплотнениями в притворах и устройствами для самозакрывания; выполнить люк, ведущий на кровлю здания большого штаба, в противопожарном исполнении 2-го типа с нормативным пределом огнестойкости; оборудовать выход на кровлю здания большого штаба закрепленной стальной стремянкой; выполнить покрытие пола на путях эвакуации в общих поэтажных коридорах здания большого штаба с применением материалов с более высокой пожарной опасностью чем В2, РП2, Д3, Т2 (линолеум); выполнить покрытие пола на путях эвакуации в общем коридоре из комнат длительных свиданий здания большого штаба с применением материалов с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, Д3, Т2 (ламинат); отделить поэтажную лестничную клетку здания дежурной части от иных помещений на каждом этаже здания дверьми с уплотнениями в притворах и устройствами для самозакрывания; произвести проверку состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли здания малого штаба; выполнить покрытие пола на путях эвакуации в общих коридорах МОУ вечерняя общеобразовательная школа № 17 здания малого штаба с применением материалов с более высокой пожарной опасностью, чем В2, PII2, Д3, Т2 (линолеум); оборудовать электролампы освещения в помещениях магазина здания малого штаба защитными колпаками; выполнить облицовку стен на путях эвакуации из помещений магазина здания малого штаба с применением материалов с более высокой пожарной опасностью, чем Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 (пластиковый сайдинг); оборудовать здание жилых отрядов № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8 и № 9 двумя эвакуационными выходами с каждого этажа; выполнить покрытие пола на путях эвакуации в общих коридорах зданий жилых отрядов № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8 и № 9, с применением материалов с более высокой пожарной опасностью чем B2, РП2, Д3, Т2 (линолеум); оборудовать электролампы освещения в жилых отрядах № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8 и № 9 защитными колпаками; определить для производственных и складских помещений производственного участка «Старпласт» категорию по взрывопожарной и пожарной опасности; оборудовать помещения производственного участка «Старпласт» автоматической установкой пожарной сигнализации или автоматической установкой пожаротушения в зависимости от площади и категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности; оборудовать помещения производственного участка «Старпласт» системой внутреннего противопожарного водопровода; оборудовать помещения хозяйственно-бытового назначения (раздевалка, бытовка) производственного участка «Старпласт» автоматической установкой пожарной сигнализации;определитьдля производственных и складских помещений сувенирного производственного участка категорию по взрывопожарной и пожарной опасности; оборудовать помещения сувенирного производственного участка автоматической установкой пожарной сигнализации или автоматической установкой пожаротушения в зависимости от площади и категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности; произвести проверку работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода сувенирного производственного участка, что необходимо делать не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; оборудовать электролампы освещения в помещениях сувенирного производственного участка, помещениях производственного участка ДОЦ, защитными колпаками; оборудовать помещения хозяйственно-бытового назначения (раздевалка, бытовка) сувенирного производственного участка автоматической установкой пожарной сигнализации; определить для производственных и складских помещений производственного участка ДОЦ категорию по взрывопожарной и пожарной опасности; оборудовать помещения производственного участка ДОЦ автоматической установкой пожарной сигнализации или автоматической установкой пожаротушения в зависимости от площади и категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности; произвести проверку работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода производственного участка ДОЦ, что необходимо делать не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; оборудовать помещения хозяйственно-бытового назначения (бытовка) производственного участка ДОЦ автоматической установкой пожарной сигнализации; оборудовать помещения хозяйственно-бытового назначения котельной автоматической установкой пожарной сигнализации.
Судом постановлено изложенное выше решение.
Представители ФСИН России, УФСИН России по Калининградской области,ФКУ ИК-9 подали апелляционные жалобы,в которой указали, что, согласно Федеральному закону «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» следует, что при эксплуатации объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до введения в действие указанных строительных правил, данные правила подлежат применению только в части установленных ими правил пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в СНиП 21-01-97 требования пожарной безопасности, относящиеся к конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам здания, соблюдение которых требует их изменения, подлежат применению в случае реконструкции объекта и проведения капитального ремонта. Согласно п. 1.7 СНиП 21-01-97, при изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений. Необходимость приведения существующих зданий в соответствие с настоящими нормами определяется п. 8.5 СНиП 10-01. В соответствии с п. 8.5 СНиП 10-01 на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.Здания, указанные в исковом заявлении, построены до введения в действие СНиП 21-01-97, и реконструкции не подвергались. Из буквального толкования п.п. «в» п. 42 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением правительства РФ от 25.04.2012 №390, запрет эксплуатировать светильники со снятыми защитными колпаками действует только в том случае, если наличие такого колпака предусмотрено конструкцией светильника. Истцом не представлено доказательств того, что конструкция используемых в ФКУ ИК-9 осветительные приборы предполагает наличие таких колпаков. Вменив нарушение п. 4.3.2 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», суд не учел, что область применения отделочных материалов на путях эвакуации обусловлена сочетанием нескольких факторов: классом пожарной безопасности материалов, классом пожарной опасности здания, этажностью или высотностью здания. Вышеуказанные обстоятельства установлены не были. Ссылка на Положение об УФСИН России по Калининградской области, утвержденное приказом ФСИН от 04 марта 2005 года №104 является необоснованной, так как указанный документ утратил силу в 2015 году. В этой связи УФСИН России по Калининградской области не является распорядителем средств, представляющие собой доходы от приносящей прибыли деятельности ИК-9, и возложение на УФСИН России по Калининградской области обязанности профинансировать устранение нарушений требований пожарной безопасности незаконно.
В судебное заседание апелляционной инстанции не явились представители ответчиков ФСИН России, ФКУ ИК-9, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, с заявлением об отложении судебного заседания не обращались, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменений.
На основании ст.ст. 1, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, которые установлены в целях обеспечений пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу ст. 16 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся в частности, разработка, организация выполнения и финансирование федеральных целевых программ; формирование предложений по проекту федерального бюджета на соответствующий год в части расходов на проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проводимых федеральными органами исполнительной власти, обеспечение целевого использования средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета; организация и проведение федерального государственного пожарного надзора; утверждение номенклатуры, объемов поставок для государственных нужд пожарно-технической продукции, в том числе по оборонному заказу; организация ведомственного пожарного надзора на объектах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
Статьей 20 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-Ф3 «О пожарной безопасности» установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Федерального Закона «О пожарной безопасности», постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Вышеназванные Правила содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, а также обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Аналогичные требования содержатся в Правилах пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных Приказом ФСИН России от 30.03.2005 N 214.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в период с 12 по 24 мая 2016 года Калининградской прокуратурой по надзору с участием Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Центрального района городского округа «Город Калининград» Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области проведена проверка соответствия объектов ФКУ ИК-9 УФСИН России по Калининградской области требованиям Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года № 390, в ФКУ ИК-9 требования пожарной безопасности не соблюдаются.
Так, здание большого штаба не оборудовано двумя эвакуационными выходами с каждого этажа; поэтажная лестничная клетка здания большого штаба не отделена от иных помещений на каждом этаже дверьми с уплотнениями в притворах и устройствами для самозакрывания; люк, ведущий на кровлю здания большого штаба, выполнен не в противопожарном исполнении 2-го типа с нормативным пределом огнестойкости; выход на кровлю здания большого штаба не оборудован закрепленной стальной стремянкой; покрытие пола на путях эвакуации в общих поэтажных коридорах здания большого штаба выполнены с применением материалов с более высокой пожарной опасностью чем В2, РП2, Д3, Т2 (линолеум); помещение актового зала в здании большого штаба, где предполагается нахождение 50 и более человек одновременно, не обеспечен вторым эвакуационным выходом; в коридоре на путях эвакуации третьего этажа здания большого штаба устроен порог, препятствующий свободной эвакуации людей; ширина лестничного марша на путях эвакуации со второго этажа комнат длительных свиданий здания большого штаба составляет менее 0,9 м; уклон лестничного марша на путях эвакуации со второго этажа комнат длительных свиданий здания штаба здания большого штаба составляет более 1:1; ширина проступи — менее 25 см, а высота ступени — более 22 см.; покрытие пола на путях эвакуации в общем коридоре из комнат длительных свиданий здания большого штаба выполнены с применением материалов с более высокой пожарной опасностью чем В2, РП2, Д3, Т2 (ламинат); электрический распределительный щит, расположенный под эвакуационной лестничной клеткой на первом этажа здания большого штаба, не выделен противопожарными перегородками не ниже 1-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа; не производятся работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией здания большого штаба; на путях эвакуации с третьего этажа здания дежурной части допущено устройство лестниц со ступенями с различной шириной проступи и высотой ступени в пределах марша лестницы и лестничной клетки; между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей здания дежурной части не предусмотрен зазор шириной не менее 75 миллиметров; поэтажная лестничная клетка здания дежурной части не отделена от иных помещений на каждом этаже здания дверьми с уплотнениями в притворах и устройствами для самозакрывания; автоматическая установка пожарной сигнализации в помещении психологической разгрузки здания дежурной части находится в неисправном состоянии (оборваны датчики); в коридоре на путях эвакуации третьего этажа здания дежурной части устроен порог, препятствующий свободной эвакуации людей; не производятся работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией здания дежурной части; не производятся работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией здания ШИЗО и ПКТ; не произведена проверка работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода здания ШИЗО и ПКТ, что необходимо делать не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; не произведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли здания малого штаба; покрытие пола на путях эвакуации в общих коридорах МОУ вечерняя общеобразовательная школа № 17 здания малого штаба выполнено с применением материалов с более высокой пожарной опасностью чем В2, РП2, Д3, Т2 (линолеум); автоматическая установка пожарной сигнализации в помещениях карантина здания малого штаба находится в неисправном состоянии (оборваны датчики); электролампы освещения в помещениях магазина здания малого штаба не оборудованы защитными колпаками; облицовка стен на путях эвакуации из помещений магазина здания малого штаба выполнена с применением материалов с более высокой пожарной опасностью чем Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 (пластиковый сайдинг); лестничная клетка эвакуационного выхода из помещений СУС (строгие условия содержания) здания малого штаба не оборудована площадкой перед дверным проемом; высота дверного проема эвакуационного выхода из помещений СУС здания малого штаба составляет менее 1,9 м; не производятся работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией здания малого штаба; не произведена проверка работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода здания малого штаба, что необходимо делать не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; помещения и здания жилых отрядов № 1, № 2, N 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8 и № 9 не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации; помещения и здания жилых отрядов № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8 и № 9 не оборудованы автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах; не произведена проверка работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода зданий жилых отрядов № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8 и № 9, что необходимо делать не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; здание жилых отрядов № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8 и № 9 не оборудованы двумя эвакуационными выходами с каждого этажа; покрытие пола на путях эвакуации в общих коридорах зданий жилых отрядов № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8 и № 9 с применением материалов с более высокой пожарной опасностью чем В2, РП2, Д3, Т2 (линолеум); электролампы освещения в жилых отрядах № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8 и № 9 не оборудованы защитными колпаками; не производятся работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией в столовой; не произведена проверка работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода в столовой, что необходимо делать не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; над эвакуационным вторым выходом из столовой непосредственно наружу, не установлены световые указатели «ВЫХОД»; допущено загромождение второго эвакуационного выхода из помещений столовой; для производственных и складских помещений производственного участка «Старпласт» не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности; помещения производственного участка «Старпласт» не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации или автоматической установкой пожаротушения в зависимости от площади и категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности; помещения производственного участка «Старпласт» не оборудованы системой внутреннего противопожарного водопровода; помещения хозяйственно-бытового назначения (раздевалка, бытовка) производственного участка «Старпласт» не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации; для производственных и складских помещений сувенирного производственного участка не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности; помещения сувенирного производственного участка не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения в зависимости от площади взрывопожарной и пожарной опасности; не произведена проверка работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода сувенирного производственного участка, что необходимо делать не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; на путях эвакуации из сувенирного производственного участка непосредственно наружу допущено устройство лестниц со ступенями с различной шириной проступи и высотой ступени в пределах марша лестницы и лестничной клетки; электролампы освещения в помещениях производственного участка не оборудованы защитными колпаками; помещения хозяйственно-бытового назначения (раздевалка, бытовка) сувенирного производственного участка не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации; для производственных и складских помещений производственного участка ДОЦ не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности; помещения производственного участка ДОЦ не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации или автоматической установкой пожаротушения в зависимости от площади и категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности; не произведена проверка работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода производственного участка ДОЦ, что необходимо делать не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; электролампы освещения в помещениях производственного участка ДОЦ не оборудованы защитными колпаками; помещения хозяйственно-бытового назначения (бытовка) производственного участка ДОЦ не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации; для производственных и складских помещений производственного участка «Орис» (цех по обработке янтаря) не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности; помещения производственного участка «Орис» не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации или автоматической установкой пожаротушения в зависимости от площади и категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности; не произведена проверка работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода производственного участка «Орис» (цех по обработке янтаря), что необходимо делать не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; помещения хозяйственно-бытового назначения производственного участка «Орис» (цех по обработке янтаря) не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации; помещения хозяйственно-бытового назначения котельной не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации.
30 мая 2016 года по вышеуказанным нарушениям требований действующего федерального законодательства Российской Федерации Калининградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Калининградской области в адрес начальника УФСИН России по Калининградской внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения.
Представление прокурора рассмотрено руководством УФСИН России по Калининградской области 05 июля 2016 года. Факты нарушений подтверждены, в Управлении назначена служебная проверка. 20 июля 2016 года УФСИН России по Калининградской области разработан план устранения выявленных недостатков.
02 сентября 2016 года сотрудником ОНД и ПР Центрального района городского округа «Город Калининград» проведена проверка устранения ранее выявленных нарушений требований пожарной безопасности в отношении объектов защиты, расположенных на территории ФКУ ИК № 9 УФСИН России по области. Проверка проведена в присутствии представителя ИК № 9 - <данные изъяты>.
По результатам проведенной проверки установлено, что до настоящего времени вышеуказанные нарушения в полном объеме не устранены.
До вынесения решения суда некоторые нарушения исправительной колонией № 9 устранены.
Вместе с тем, работы по определению для производственных и складских помещений производственного участка «Старпласт» категории по взрывопожарной и пожарной опасности; оборудованию помещения производственного участка «Старпласт» автоматической установкой пожарной сигнализации или автоматической установкой пожаротушения в зависимости от площади и категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности; оборудованию помещения производственного участка «Старпласт» системой внутреннего противопожарного водопровода;оборудованию помещения хозяйственно-бытового назначения (раздевалка, бытовка) производственного участка «Старпласт» автоматической установкой пожарной сигнализации; определению для производственных и складских помещений сувенирного производственного участка категории по взрывопожарной и пожарной опасности; оборудованию помещения сувенирного производственного участка автоматической установкой пожарной сигнализации или автоматической установкой пожаротушения в зависимости от площади и категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности; производству проверки работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода сувенирного производственного участка, что необходимо делать не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; оборудованию электроламп освещения в помещениях сувенирного производственного участка защитными колпаками; оборудованию помещения хозяйственно-бытового назначения (раздевалка, бытовка) сувенирного производственного участка автоматической установкой пожарной сигнализации; определению для производственных и складских помещений производственного участка ДОЦ категории по взрывопожарной и пожарной опасности; оборудованию помещения производственного участка ДОЦ автоматической установкой пожарной сигнализации или автоматической установкой пожаротушения в зависимости от площади и категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности; производству проверки работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода производственного участка ДОЦ, что необходимо делать не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; оборудованию электролампы освещения в помещениях производственного участка ДОЦ защитными колпаками; оборудованию помещения хозяйственно-бытового назначения (бытовка) производственного участка ДОЦ автоматической установкой пожарной сигнализации; оборудованию помещения хозяйственно-бытового назначения котельной автоматической установкой пожарной сигнализации требуют финансирования за счет бюджета.
Суд отклоняет доводы апелляционных жалоб о необоснованности возложения на ИК-9 обязанностей по оборудованию ламп, эксплуатируемых в производственных и административных помещениях, защитными колпаками, и обязании замены отделочных материалов на путях эвакуации, поскольку ответчиком не представлено доказательств того, что конструкция осветительных ламп не предусматривает наличие защитных колпаков (плафонов). Пункт 4.3.2 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" запрещает применять отделочные материалы выше определенного класса пожарной опасности за исключением зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3. Ответчиками не представлено сведений о том, что проверенные здания ИК-9 обладают именно V степени огнестойкости и зданий класса С3, в связи с чем требование о замене отделочных материалов правомерно.
Из материалов дела следует, что на протяжении 2014-2016 годов руководством ИК-9 неоднократно направлялись заявки на финансирование проведения противопожарных мероприятий, однако, денежные средства на эти цели выделялись в недостаточном количестве.
Принимая во внимание, что до настоящего времени меры по устранению всех недостатков ответчиком не приняты, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора по надзору о понуждении ФКУ ИК-9 к устранению нарушений закона о пожарной безопасности. Вместе с тем, суд правильно отказал в части требований, касающихся понуждения ФКУ ИК-9 к выполнению работ по противопожарной защите, относящихся к капитальным работам по реконструкции зданий (в частности, устройство не имевшихся ранее эвакуационных выходов).
В соответствии с п.п. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314, Федеральная служба исполнения наказаний России (ФСИН России) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание УИС и реализацию возложенных на неё функций.
На основании изложенного следует признать правильным решение суда в части возложения обязанности на ФСИН России осуществить финансирование проведение работ по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности в ФКУ ИК-9.
Суд первой инстанции, возлагая обязанность по финансированию проведения работ также и на УФСИН России по Калининградской области, руководствовался Положением о Федеральной службе исполнения наказаний по Калининградской области, утвержденным Директором ФСИН России 04.03.2005 г., в соответствии с которым Управление является распорядителем федеральных бюджетных средств, из которых финансируются органы и учреждения уголовно-исполнительной системы Калининградской области. Однако, указанное Положение утратило силу в связи со вступлением в силу Приказа ФСИН России от 11.06.2015 №518 "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний", согласно которому УФСИН России по Калининградской области функцией распорядителя федеральных бюджетных средств, выделяемых на финансирование подведомственных учреждений, не наделено.
В этой связи возложение обязанности на УФСИН России профинансировать устранение недостатков противопожарной безопасности в ИК-9является ошибочным.
В соответствии с п.10 ст.241 Бюджетного кодекса РФ доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет.Они подлежат отражению на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанными учреждениями в территориальных ОФК, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных учреждений сверх бюджетных ассигнований в порядке, установленном Минфином России.
Таким образом, доход, полученныйв результате осуществления собственной производственной деятельности ИК-9 может быть направлен на финансирование деятельности учреждения по решению администрации данного учреждения, что предусмотрено приказом ФСИН от 5 июня 2015 года России №512.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 7 февраля 2017 годаотменить в части возложения на УФСИН России по Калининградской области обязанности по финансированию работ, перечисленных в резолютивной части решения суда, и вынести в этой части новое решение, которым отказать в удовлетворении требований к УФСИН России по Калининградской области.В остальной части решение суда обставить без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: