Судья Катрыч В.В. Дело № 33-2134/2018 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.В.,
судей Захваткина И.В., Кореневой И.В.,
при секретаре Сметаниной Е.Ф.,
рассмотрела в судебном заседании 12 апреля 2018 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 25 января 2018 года, которым удовлетворен иск ОАО «Российские железные дороги» к ФИО1 о возложении обязанности заключить договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Сосногорск; на ФИО1 возложена обязанность заключить с ОАО «Российские железные дороги» договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Сосногорск на условиях, закрепленных в договоре № 7-11 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ФИО1 по станции Сосногорск Северной железной дороги, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу; с ФИО1 в пользу ОАО «Российские железные дороги» взыскана государственная пошлина в размере ... руб.
Заслушав доклад судьи Захваткина И.В., объяснения представителя ответчика ФИО2, ОАО «РЖД» ФИО3, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ОАО «Российские железные дороги» обратилось в суд с иском к ФИО1 о возложении обязанности заключить договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Сосногорск.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 выражает несогласие с принятым по делу решением, указывая на его незаконность и необоснованность.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Ответчик в суде апелляционной инстанции не участвовала. В связи с надлежащим извещением, принято решение о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником недвижимого имущества, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>: - железнодорожного подъездного пути от изолированного сигнала М37 до стыка рамного рельса стрелки 167, протяженностью 543,0 м.; железнодорожного тупика от стрелки 165 до упора «ОВЭ Печорстроя», протяженностью 150,0 м.; железнодорожного тупика от стрелки 164 до упора «База СМП-258», протяженностью 485,0 м.; железнодорожного тупика от стрелки 161 до упора ЦММ, протяженностью 360 м.
29.10.2007 утверждена и согласована с начальником Сосногорского отделения Северной ж.д. – филиала ОАО «РЖД» Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования, составленная ФИО1
Также из материалов дела следует, что ФИО1 заключила договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «Магистраль Сервис», ООО «Транспромстрой», ООО «Авега», являющихся контрагентами ФИО1, по станции Сосногорск Северной железной дороги, в соответствии с которыми истец обязалась предоставлять контрагентам за плату проезд по железнодорожному подъездному пути от изолированного стыка сигнала М37 до стыка рамного рельса стрелки 167 протяженностью 543 м и по части железнодорожного подъездного пути от стрелочного перевода № 162 до стрелочного перевода № 165 по адресу: <Адрес обезличен>
Между ОАО «РЖД» и ООО «Магистраль Сервис», ООО «Транспромстрой», ООО «Авега» заключались договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
29.12.2016 истец направил в адрес ответчика проект договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Сосногорск.
Указанный проект договора ФИО1 подписан не был, что явилось основанием для обращения ООО «РЖД» в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 421, 426 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» исходил из того, что заключение договора об эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования для сторон является обязательным. Отказываясь от подписания договора, истец тем самым нарушает требования действующего законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
В статье 2 Федерального закона РФ «Устав железнодорожного транспорта РФ» дано определение железнодорожных путей необщего пользования. Это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В соответствии с положениями ст. 64 ФЗ РФ «Устав железнодорожного транспорта РФ» взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
Согласно статье 55 Устава отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
По смыслу указанной правовой нормы заключение таких договоров обязательно как для перевозчиков, так и для владельцев железнодорожных путей необщего пользования, грузоотправителей, грузополучателей.
В соответствии с приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26, которым утверждены Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования. В случаях, когда железнодорожный путь необщего пользования не принадлежит владельцу инфраструктуры, инструкция разрабатывается владельцем железнодорожного пути необщего пользования и утверждается им по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкает этот путь.
Поскольку ФИО1 является собственником железнодорожного пути необщего пользования, утвердила Инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования, примыкающего к станции Сосногорск Северной железной дороги, выводы суда об обязанности заключить договор на эксплуатацию участков железнодорожного пути необщего пользования с ОАО «РЖД», являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик не является индивидуальным предпринимателем, никаких транспортных, погрузо-разгрузочных услуг железнодорожным транспортом не оказывает, не опровергают выводов суда, изложенных в решении, были предметом проверки суда первой инстанции, и им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Иные доводы жалобы о том, что ФИО1 не является собственников всех указанных путей, в связи с их отчуждением, подлежат отклонению, поскольку в силу пункта 1.7 названных Правил, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26, в случае изменения владельца железнодорожного пути необщего пользования утверждается новая инструкция, чего суду ответчиком не представлено.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, оснований для отмены или изменения которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 25 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи