ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2138/19 от 11.02.2019 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Афиногенова Е.В. дело № 33-2138\2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 февраля 2019 г. г. Ростов на Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Сеник Ж.Ю.,

судей Мосинцевой О.В., Руденко Т.В.

при секретаре Симоновой Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД», 3-е лицо - Южное территориальное управление Федерального Агентства железнодорожного транспорта о признании действий незаконными, обязании запретить эксплуатацию части пути до устранения нарушений, по апелляционной жалобе ОАО «РЖД» на решение Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 07 ноября 2018 года.

Заслушав доклад судьи Сеник Ж.Ю., судебная коллегия,

установила:

Ростовский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» о признании действий незаконными, обязании запретить эксплуатацию части пути до устранения нарушений. В обоснование требований указал, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 ответчик обязан произвести оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и сформировать либо привлечь, в соответствии с утвержденными планами по обеспечению защиты транспортной безопасности, специализированные подразделения для их защиты. Между тем, проведенной представителями истца проверкой установлено, что данная обязанность не исполнена в отношении железнодорожных станций ФИО1, Шахтная, Новочеркасск, Ростов-Товарный, Ростов-Западный.

На основании изложенного, уточнив исковые требования, ввиду частичного устранения ответчиком выявленных нарушений, Ростовский транспортный прокурор просил суд обязать ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением по истечении 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожных станциях Новочеркасск и Шахтная, а именно: обеспечить их защиту силами подразделения транспортной безопасности в лице ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта, или аккредитованного для этой цели в установленном порядке юридического лица.

Решением Железнодорожного районного суда г. Ростова на Дону от 07 ноября 2018 г. исковые требования Ростовского транспортного прокурора удовлетворены частично. Суд обязал ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением по истечении 9 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожных станциях Новочеркасск и Шахтная, а именно обеспечить их защиту силами подразделения транспортной безопасности в лице ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта, или аккредитованного для этой цели в установленном порядке юридического лица.

В доход местного бюджета с ОАО «РЖД» взыскана госпошлина в размере 300 руб.

В своей апелляционной жалобе представитель ОАО «РЖД» считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. Апеллянт приводит доводы о том, что привлечение к охране станций специализированных подразделений ФГП ВО ЖДТ России на СКЖД возможно только на возмездной основе, однако, денежные средства для защиты станций Новочеркасск и Шахтная от актов незаконного вмешательства в адрес Северо-Кавказской дирекции управления движением не поступали, указывает на то, что в настоящее время на данных станциях размещены посты военизированной охраны, которые осуществляют охрану парков.

Ссылаясь на то, что ответчик является обществом со 100% государственным участием и Правительство Российской Федерации определяет приоритетные направления его развития и деятельности, представитель ответчика утверждает, что предъявление данного иска нарушает финансовый баланс компании, а также процесс государственного регулирования деятельности ОАО «РЖД».

Также, основываясь на положениях закона «О прокуратуре РФ», апеллянт считает, что прокуратура не является уполномоченным федеральным органом по осуществлению государственного надзора в области транспортной безопасности. В этой связи полагает, что заявленные исковые требования не подлежат рассмотрению, поскольку заявлены лицом, которому данное право не предоставлено.

Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя ОАО «РЖД» и представителя третьего лица Южного транспортного управления федерального агентства железнодорожного транспорта, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеются в материалах дела уведомления (л.д. 100-102, 103)

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав помощника Ростовской транспортной прокуратуры ФИО2, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст.330 ГПК РФ для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы ввиду следующего:

В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

На основании п.п. 9, 10 ст. 1 указанного федерального закона, транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;

субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании

Как следует п.п. 2.1 и 3 ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", субъектами транспортной инфраструктуры либо специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности проводится оценка уязвимости транспортных средств с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 9 вышеуказанного закона, на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.

Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.

На основании пп. 3, 6, 9 п.5 Постановления Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:

на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства).

образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;

- утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), заверенные субъектом транспортной инфраструктуры копии которых являются приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), в том числе: положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности. В случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) являются копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности, которые утверждаются в течение 2 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства);

- реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) поэтапно для объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий - в течение 2 лет со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

Согласно п. 5.5 утратившего силу, но действовавшего на дату утверждения результатов оценки уязвимости станций Приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", субъект транспортной инфраструктуры был обязан образовать (сформировать) в соответствии с особыми уставными задачами и/или привлечь в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение АНВ в зоне транспортной безопасности и/или на критических элементах ОТИ и ТС, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов группы из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности.

Таким образом, ОАО «РЖД» было обязано в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности станций Новочеркасск и Шахтная и после его утверждения реализовать его в течение 2 лет, в том числе сформировать на определенном в плане этапе, подразделения транспортной безопасности.

Из материалов дела следует и установлено судом, что 08.07.2013 утверждены результаты оценки уязвимости по станции Новочеркасск, а 16.12.2013 – по станции Шахтная. (л.д. 7-14)

Уведомлениями федерального агентства железнодорожного транспорта НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА указанным станциям присвоены ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА категории транспортной безопасности.

20.07.2016 утвержден план ОТБ по станции Новочеркасск. (л.д. 15)

План ОТБ по станции Шахтная не утвержден до настоящего времени.

Согласно справки о результатах проверки исполнения Ростовским центром организации работы железнодорожных станций требований законодательства о транспортной безопасности, составленной по результатам проведенной ростовской транспортной прокуратурой проверки, защита железнодорожных станций Новочеркасск и Шахтная от актов незаконного вмешательства подразделением транспортной безопасности не обеспечена. (л.д. 25-28)

Указанные обстоятельства установлены судом на основании имеющихся в материалах дела доказательств и не оспаривались сторонами.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 1, 2, 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", Приказом Минтранса России от 12.04.2010 N 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" и исходил из того, что совокупностью указанных нормативных актов, регулирующих вопросы безопасности железнодорожного транспорта, установлена обязанность ОАО «РЖД», как одного из субъектов транспортной инфраструктуры, по противодействию незаконному вмешательству в работу всех обслуживаемых обществом объектов (станции, вокзалы, подвижные составы итд.), путем своевременного проведения оценки уязвимости и выполнения мероприятий, предусмотренных планом ОТБ. Между тем, такая обязанность в отношении станций Новочеркасск и Шахтная исполнена не была, что нашло свое подтверждение входе проверки транспортной прокуратуры. В этой связи суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных ростовским транспортным прокурором уточненных исковых требований об обязании обеспечить защиту данных станций силами подразделения транспортной безопасности в лице ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта, или аккредитованного для этой цели в установленном порядке юридического лица

С указанными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они обоснованы нормами права и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами о неисполнении ответчиком предписанной указанными правовыми нормами обязанности.

Ссылки апеллянта на то, что в настоящее время на станциях Новочеркасск и Шахтная размещены посты военизированной охраны, которые осуществляют охрану парков подлежат отклонению, как противоречащие пп. 7.1 п. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", согласно которого к подразделениям транспортной безопасности относятся подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица. Кроме того, в силу вышеуказанного закона, безопасность на объектах транспорта должна обеспечиваться повсюду, а не только в парках.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1, последняя осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Несоблюдение требований в области безопасности на железнодорожном транспорте, в частности на станциях Новочеркасск и Шахтная, приводит к незащищенности как граждан так и вышеуказанных объектов железнодорожной инфраструктуры, а следовательно, нарушает права и законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В этой связи, исковое заявление Ростовского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» об обязании совершить действия по обеспечению охраны данных станций направлено на защиту и восстановление прав граждан и подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством для предупреждения причинения вреда.

На основании вышеизложенного доводы апелляционной жалобы о том, что прокуратура не имеет право осуществлять надзор в области транспортной безопасности и, что заявленные требования поданы прокурором в защиту иных лиц, которым не предоставлено данное право, подлежат отклонению как противоречащие закону «О прокуратуре в РФ».

Доводы апеллянта о том, что единственным учредителем ОАО «РЖД» является правительство Российской Федерации, которое определяет приоритетные направления развития общества, в связи с чем в дальнейшем формируется бюджет, не могут свидетельствовать о наличии у ответчика каких-либо исключительных прав на неисполнение как федеральных законов, регулирующих транспортную сферу и вопросы безопасности на транспорте так и отраслевых нормативных актов.

Иных доводов, в силу которых ответчик не был бы обязан выполнять требования подп. 3 п.5 постановления Правительства РФ от 26.04.2017 №495 на станциях Новочеркасск и Шахтная, апеллянт не привел ни суду первой ни суду апелляционных инстанций, ввиду чего ссылки на то, что предъявление данного иска нарушает баланс финансовых возможностей компании, а также процесс государственного регулирования деятельности ОАО «РЖД» подлежат отклонению за их необоснованностью.

Также, ввиду того, что исковые требования заявлены к ОАО «РЖД», то не выделение последним Северо-Кавказской дирекции управления движением бюджета для выполнения предписаний об обеспечении безопасности на станциях Новочеркасск и Шахтная не может являться основанием к отмене постановленного судом решения. Тем более, что отсутствие денежных средств в бюджете не является уважительным основанием для невыполнения требований закона и постановленного судебного акта.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, судом первой инстанции допущено не было, в связи с чем решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 07 ноября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО «РЖД» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 15 февраля 2019 года.