ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2140/15 от 22.06.2015 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Иванова С.Ж. Дело № 33-2140/15

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск 22 июня 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Скакуна А.И., Никодимова А.В.,

при секретаре Романовой Е.П.,

с участием прокурора Посельского Ф.В. и ФИО1,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора на решение Мирнинского районного суда РС (Я) от 08 апреля 2015 года по делу по заявлению прокурора г.Мирного о признании недействующими решений районного Совета от 18.12.2013 г. № ... «Об утверждении муниципальной программы «Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Мирнинском районе на 2012-2016 годы», от 18.12.2013 г. Ш-№3-3 «Об утверждении муниципальной программы «Программа развития культуры Мирнинского района на 2014-2016 годы», от 18.12.2013г. Ш-№3-5 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в Мирнинском районе на 2014-2016 годы», от 05.03.2014 г. Ш-№4-2 «Об утверждении программы перспективного развития «Комплексная программа профилактики правонарушений в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) на 2014-2018 годы», от 05.03.2014 г. Ш-№4-4 «Об утверждении программы перспективного развития «Программа развития социальной политики и поддержки отдельных категорий граждан в Мирнинском районе на 2014-2018 годы», от 05.03.2014 г. Ш-№4-9 «Об утверждении программы перспективного развития «Здоровый район на 2014-2018 годы», от 05.03.2014 г. Ш-№4-21 «Об утверждении программы перспективного развития «Управление муниципальной собственностью МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) на 2014-2018 годы», от 05.03.2014 г. Ш-№4-15 «Об утверждении программы перспективного развития «Развитие объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры, связи Мирнинского района на 2014-2018 годы», а также п.2.3.8 Положения о программах МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия), утвержденного решением сессии районного Совета от 18.12.2013 г. Ш-№3-2, которым

п о с т а н о в л е н о:

В удовлетворении заявления прокурора отказать.

Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., заключение прокурора, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор обратился в суд с заявлением в порядке ст.251 ГПК РФ о признании решений районного Совета депутатов муниципального образования об утверждении муниципальных программ недействующими, нарушающими интересы Российской Федерации, права неопределенного круга лиц, указывая о том, что муниципальные программы муниципального образования «Мирнинский район» в нарушение ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации утверждены представительным органом - районным Советом депутатов.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен прокурор гор. Мирного.

В апелляционном представлении он просит отменить решение суда в связи с нарушением норм процессуального и материального права, неправильного применения закона.

В возражении на жалобу, заинтересованное лицо - Мирнинский районный Совет депутатов МО «Мирнинский район» находит решение суда законным и обоснованным. Просит оставить его без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, возражении на нее судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.

При рассмотрении дела суд правильно применил нормы материального и процессуального права, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Частью 1 статьи 251 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта (п.17). Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (п.24).

Судом установлено, что решениями представительного органа муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) – районного Совета депутатов - от 18 декабря 2013 г. были утверждены муниципальные программы - «Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Мирнинском районе на 2012-2016 годы», «Программа развития культуры Мирнинского района на 2014-2016 годы», «Развитие физической культуры и спорта в Мирнинском районе на 2014-2016 годы», а также Положение о программах МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия), решениями от 5 марта 2014 г. - «Комплексная программа профилактики правонарушений в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) на 2014-2018 годы», «Программа развития социальной политики и поддержки отдельных категорий граждан в Мирнинском районе на 2014-2018 годы», «Здоровый район на 2014-2018 годы», «Управление муниципальной собственностью МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) на 2014-2018 годы», «Развитие объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры, связи Мирнинского района на 2014-2018 годы», которые были официально опубликованы в средствах массовой информации и размещены на официальном сайте муниципального образования.

При этом районным судом сделан правильный вывод о том, что принятые органом местного самоуправления программы приняты в соответствии с их компетенцией, порядок принятия не был нарушен, а реализация муниципальных долгосрочных целевых программ невозможна без решения вопроса об их финансовом обеспечении за счет средств местного бюджета.

В соответствии со ст.15 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Согласно ст.185 БК РФ местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение представительного органа муниципального образования проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.

Порядок рассмотрения проекта решения о бюджете и его утверждения определен статьей 187 БК РФ, согласно которой порядок рассмотрения проекта решения о бюджете и его утверждения определяется муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с требованиями настоящего кодекса.

Кроме того, согласно ст.185 БК РФ утверждение проекта бюджета относится к исключительной компетенции представительного органа, то есть районного Совета депутатов МО Мирнинский район.

Материалами дела подтверждается и прокурором не опровергается, что оспариваемые программы приняты органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

Поскольку принятие долгосрочных целевых программ требует финансирования из местного бюджета обращение органа местного самоуправления в представительный орган за их утверждением законодательству не противоречит, а служит дополнительной гарантией того, что принятые долгосрочные программы будут реализованы в связи с их поддержкой на законодательном уровне.

В связи с изложенным судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом в рамках его полномочий с соблюдением требований, предъявляемым к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введения в действие и не противоречит законодательству более высокого уровня.

В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, правильно определив юридически значимые обстоятельства по делу, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей правовой оценки добытых в ходе судебного разбирательства доказательств, постановил решение об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований.

Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.

Доводы апелляционного представления несостоятельны, никаких правовых последствий по данному делу не создают, не влияют на существо принятого судом решения, сводятся к неверному толкованию норм действующего законодательства. Все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка прокурором норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Мирнинского районного суда РС (Я) от 30 июля 2014 года по делу по заявлению прокурора г.Мирного о признании недействующими решений районного Совета МО Мирнинский район от 18.12.2013 г. Ш-№3-4 «Об утверждении муниципальной программы «Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Мирнинском районе на 2012-2016 годы», от 18.12.2013 г. Ш-№3-3 «Об утверждении муниципальной программы «Программа развития культуры Мирнинского района на 2014-2016 годы», от 18.12.2013г. Ш-№3-5 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в Мирнинском районе на 2014-2016 годы», от 05.03.2014 г. Ш-№4-2 «Об утверждении программы перспективного развития «Комплексная программа профилактики правонарушений в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) на 2014-2018 годы», от 05.03.2014 г. Ш-№4-4 «Об утверждении программы перспективного развития «Программа развития социальной политики и поддержки отдельных категорий граждан в Мирнинском районе на 2014-2018 годы», от 05.03.2014 г. Ш-№4-9 «Об утверждении программы перспективного развития «Здоровый район на 2014-2018 годы», от 05.03.2014 г. Ш-№4-21 «Об утверждении программы перспективного развития «Управление муниципальной собственностью МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) на 2014-2018 годы», от 05.03.2014 г. Ш-№4-15 «Об утверждении программы перспективного развития «Развитие объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры, связи Мирнинского района на 2014-2018 годы», а также п.2.3.8 Положения о программах МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия), утвержденного решением сессии районного Совета от 18.12.2013 г. Ш-№3-2, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий: Ноева В.В.

Судьи: Никодимов А.В.

Скакун А.И.