ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-21413/2013 от 01.10.2013 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Курбанова Е.Н. дело < номер обезличен >

  АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 октября 2013 года город Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Цехомской Е.В.

судей Казакова Д.А., Сидорова В.В.,

по докладу судьи краевого суда Цехомской Е.В.

при секретаре Ткач И.И.,

с участием прокурора Давыдова А.А.,

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы Таманского сельского поселения Темрюкского района Басловяк М.А. на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 29 июля 2013 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Темрюкского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании постановления администрации Таманского сельского поселения Темрюкского района от 20.10.2011г. №239 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления Таманского сельского поселения Темрюкского района на 2012-2015 годы». Прокурор полагает, что оспариваемое постановление противоречит требованиям Бюджетного кодекса РФ.

Решением Темрюкского районного суда от 29.07.2013г. прокурору восстановлен срок на оспаривание постановления администрации Таманского сельского поселения от 20.10.2011г. №239. Постановление администрации Таманского сельского поселения от 20.10.2011г. №239 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления Таманского сельского поселения Темрюкского района на 2012-2015 годы» признано судом незаконным. Суд обязал администрацию Таманского сельского поселения Темрюкского района устранить выявленные нарушения законодательства до 30.09.2013г.

В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. В обоснование жалобы указывает, что судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителей администрации Таманского сельского поселения Темрюкского района Беделева И.Р., Кочан М.М., настаивавших на удовлетворении жалобы, прокурора Давыдова А.А., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду следующего.

Статьей 14 Федерального закона №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен перечень вопросов местного значения поселения, финансовое обеспечение которых согласно статье 18 данного закона исполняется за счет средств местного бюджета (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). Таким образом, органы местного самоуправления поселения вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов.

Аналогичная норма закреплена статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств, за исключением межбюджетных трансфертов.

Таким образом, решение вопроса о компенсационных выплатах руководителям территориального общественного самоуправления, который не относится к вопросам местного значения, а также к отдельным государственным полномочиям, относится к компетенции органов местного самоуправления при условии соблюдения требований вышеуказанных статей Федерального закона №131 – ФЗ и Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, согласно части 11 статьи 27 Федерального закона №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В развитие статьи 27 указанного закона принято постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 24.05.2006г. №2263-П «Об организации деятельности территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования».

В части 5 статьи 18 приложения к данному постановлению указано, что расходы на финансирование деятельности территориального общественного самоуправления могут учитываться в местном бюджете в рамках соответствующих целевых программ по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, осуществлению иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан. В рамках целевых программ могут учитываться расходы, связанные с получением руководителями органов территориального общественного самоуправления компенсационных выплат на частичное возмещение своих затрат по содержанию жилых помещений, оплате коммунальных услуг, приобретению топлива.

Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 24.05.2006г. №2263-П «Об организации деятельности территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования» не оспорено, противоречащим закону не признано.

Таким образом, положения вышеуказанных нормативных правовых актов также не содержат запрета на финансирование расходов, направленных на содержание выборных органов территориального общественного самоуправления, включая, в частности, и вознаграждение руководителям.

Во исполнение приведенных нормативных правовых актов, частью 13 статьи 16 Устава Таманского сельского поселения определено, что порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются нормативными правовыми актами Совета.

Решением Совета Таманского сельского поселения от 17.08.2006г. №18 утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении в Таманском сельском поселении Темрюкского района.

В пункте 13 Положения говорится, что органы местного самоуправления муниципального образования содействуют становлению и развитию территориального общественного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. Пунктом 10 урегулированы взаимоотношения органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления, в том числе и возможность финансирования деятельности территориального общественного самоуправления из местного бюджета. В пункте 6 определена структура органов ТОС и полномочия руководителя орган территориального общественного самоуправления. В подпункте 6.10, в частности говорится, что председатель Комитета территориального общественного самоуправления представляет территориальное общественное самоуправление в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их форм собственности, и гражданами.

Компенсационные выплаты адресованы председателям комитетов территориального общественного самоуправления, так как они являются полномочными представителями территориального общественного самоуправления и несут ответственность за организацию деятельности комитета территориального общественного самоуправления.

В силу указанных выше причин и действующих норм Устава, решений Совета Таманского сельского поселения, поддержка деятельности органов ТОС согласно статье 86 Бюджетного кодекса РФ является расходным обязательством поселения.

Исходя из принципа самостоятельности бюджетов, закрепленного в статье 31 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления самостоятельно определили формы и направления расходования местного бюджета и закрепили соответствующими решениями о бюджете Таманского сельского поселения на соответствующий год.

Таким образом, суд первой инстанции оставил без внимания, что Таманским сельским поселением основные принципы бюджетной системы, предусмотренные нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, не были нарушены, порядок принятия муниципальных программ в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации соблюден.

Ссылка суда на статью 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации несостоятельна.

Постановлением администрации Таманского сельского поселения от 20.10.2011г. №239 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления Таманского сельского поселения Темрюкского района на 2012-2015 годы», утверждена муниципальная целевая программа, бюджет Таманского сельского поселения на 2012г. утвержден решением 36 сессии Совета Таманского сельского поселения Темрюкского района II созыва от 23.12.2011г. №140 «О бюджете Таманского сельского поселения Темрюкского района на 2012г.». на 2013г. – решением от 02.02.2013г. «О внесении дополнений и изменений в решение сессии о бюджете на 2013г.

Таким образом, финансовые средства на компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления Таманского сельского поселения Темрюкского района предусмотрены и заложены на будущий год, как утвержденной муниципальной целевой программой, так и решением представительного органа поселения «О бюджете на будущий год».

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011г. №6 – ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контроль за исполнением местного бюджета, внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета осуществляет специально уполномоченный орган внешнего финансового контроля Контрольно-счетная палата муниципального образования Темрюкский район.

Сведений о наличии замечаний Контрольно-счетной палаты муниципального образования Темрюкский район по неэффективному исполнению местного бюджета в администрацию Таманского сельского поселения в деле не имеется.

Первым вопросом местного значения в части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указан – формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения.

Таким образом, органы местного самоуправления Таманского сельского поселения в переделах своей компетенции утвердили муниципальную целевую программу и средства на ее реализацию в местном бюджете, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Постановление администрации Таманского сельского поселения от 20.10.2011г. №239 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления Таманского сельского поселения Темрюкского района на 2013 год» является законным. Оснований для удовлетворения требований прокурора у суда не имелось.

Пункты 1, 3 – 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ гласят, что неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права являются основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

Руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу главы Таманского сельского поселения Темрюкского района Басловяк М.А. удовлетворить.

Решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 29 июля 2013 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Отказать в удовлетворении заявления прокурор Темрюкского района об оспаривании постановления администрации Таманского сельского поселения Темрюкского района от 20.10.2011г. №239 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления Таманского сельского поселения Темрюкского района на 2012-2015 годы».

Председательствующий:

Судьи: