ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2143/15 от 24.09.2015 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 33-2143/15 Судья в первой инстанции Гаркуша О.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 сентября 2015 года г. Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего: Бабича В.В.,

судей: Дудкиной Т.Н., Лядовой Т.Р.,

при секретаре: Бражниковой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Прокурора города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Севастополя, третье лицо – Департамент образования города Севастополя, об оспаривании бездействия,

по апелляционной жалобе Правительства Севастополя на решение Ленинского районного суда г.Севастополя от 18 июня 2015 года.

Заслушав доклад судьи Бабича В.В., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Севастополя обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Севастополя по не разработке и не утверждению Порядка привлечения образовательными организациями дополнительных финансовых средств (добровольных пожертвований физических и юридических лиц и иных поступлений), Порядка отнесения к малокомплектным образовательным организациям образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности, Порядка организации бесплатной перевозки обучающихся между поселениями в государственных образовательных организациях, реализующие основные общеобразовательные программы. Также просил обязать Правительство Севастополя в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда разработать Порядок привлечения образовательными организациями дополнительных финансовых средств (добровольных пожертвований физических и юридических лиц и иных поступлений), Порядок отнесения образовательных организаций к общеобразовательным организациям, реализующих основные общеобразовательные программы, Порядок организации бесплатной перевозки обучающихся между поселениями в государственных образовательных организациях, реализующие основные общеобразовательные программы, и ввести их в действие путем официального опубликования для всеобщего сведения.

В обоснование заявления указал, что необходимость принятия Правительством Севастополя указанных Порядков предусмотрена ч.3, ч.5 ст.12 и ч.5 ст.14 Закона города Севастополя от 23.01.2015г. №107-ЗС «Об образовании в городе Севастополе».

В суде первой инстанции прокурор на заявлении настаивала.

Представители Правительства Севастополя и Департамента образования города Севастополя заявленные требования не признали. Указали, что все заявленные прокурором документы находятся в стадии разработки, но имеются более срочные проекты.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 18 июня 2015 года заявление прокурора города Севастополя удовлетворено.

В апелляционной жалобе Представитель Правительства Севастополя просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора города Севастополя отказать. Считает, что обстоятельствами, подлежащими доказыванию по настоящему делу должны являться требования нормативных правовых актов, устанавливающих сроки разработки «спорных Порядков», а также обстоятельства, свидетельствующие о фактическом непринятии мер со стороны Правительства Севастополя и образованного им органа государственной исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в сфере образования, для урегулирования соответствующих правоотношений. Однако ни судом первой инстанции, ни прокурором города Севастополя не приведены положения нормативных правовых актов, содержащие безусловное требование к срокам разработки и принятия таких документов. Таких требований не содержит ни федеральное законодательство, ни законодательство субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя. Вывод суда первой инстанции о незаконности бездействия Правительства Севастополя не основан на требованиях действующего законодательства. Пунктом 3.1.1. Инструкции по делопроизводству в Правительстве Севастополя, утвержденной Постановлением Правительства Севастополя от 27.06.2014 № 101, определен порядок подготовки проектов нормативных правовых актов Губернатора, Правительства Севастополя, в том числе процедура согласования документа, проведения правовой и антикоррупционной экспертизы, оформления и принятия документа в определенные сроки. Как усматривается из ответа Департамента образования города Севастополя от 29.04.2015 № 1791 (приложен к заявлению прокурора), Порядок отнесения к малокомплектным образовательным организациям образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, Порядок привлечения образовательными организациями дополнительных финансовых средств (добровольных пожертвований физических и юридических лиц и иных поступлений), Порядок осуществления бесплатной перевозки учащихся находятся в стадии разработки. В частности, Порядок осуществления бесплатной перевозки учащихся находится в стадии разработки, в связи с решением вопроса передачи автобусов, осуществляющих перевозку детей сельской местности к месту обучения и обратно, с баланса образовательных организаций на баланс Государственного унитарного предприятия Севастополя «Севавтотранс». Указанные выше обстоятельства свидетельствуют, что деятельность Правительства Севастополя по разработке и принятию «спорных Порядков» не может быть оценена как незаконное бездействие, нарушающее чьи-либо права или законные интересы.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения.

Прокурор, в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.Также в судебное заседание не явились представители Правительства Севастополя и Департамента образования города Севастополя, которые направили в адрес суда заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.

Проверив обжалуемое решение, судебная коллегия приходит к следующему.

Законом города Севастополя от 23.01.2015г. №107-ЗС «Об образовании в городе Севастополе» предусмотрено, что для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования должны предусматривать, в том числе, затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Порядок отнесения к малокомплектным образовательным организациям образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся, устанавливается Правительством Севастополя (ч.3 ст.12).

Привлечение образовательными организациями дополнительных финансовых средств (добровольных пожертвований физических и юридических лиц и иных поступлений) возможно только на основании порядка, утверждаемого Правительством Севастополя, по представлению уполномоченного исполнительного органа государственной власти города Севастополя, осуществляющего государственное управление в сфере образования (ч.5 ст.12).

Организация бесплатной перевозки обучающихся между поселениями в государственных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, осуществляется в порядке, установленном Правительством Севастополя (ч.5 ст.12).

Согласно ч.3 ст.15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В заявлении прокурор, как указано, просит суд обязать Правительство Севастополя в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда разработать предусмотренные Законом города Севастополя от 23.01.2015г. №107-ЗС «Об образовании в городе Севастополе» и ввести их в действие путем официального опубликования для всеобщего сведения.

То есть прокурор просит суд обязать Правительство Севастополя принять нормативные правовые акты.

Между тем, удовлетворяя заявление прокурора судом не учтено, что в статье 10 Конституции Российской Федерации закреплено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

По смыслу приведенной правовой нормы органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт.

Данный вывод также подтверждается положениями главы 24 ГПК РФ, действующей на момент рассмотрения дела судом, главы 21 КАС РФ, действующей в настоящее время, из которых следует, что суд рассматривает заявления, содержащие требования о признании нормативных правовых актов противоречащими нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. При этом в указанных Кодексах нет положений о праве суда обязать соответствующий орган государственной власти принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт.

Кроме того, в апелляционной жалобе Правительство Севастополя правильно указывает, что ни Закон города Севастополя от 23.01.2015г. №107-ЗС «Об образовании в городе Севастополе», ни иные нормативные правовые акты не содержат срок в течении которого Правительство Севастополя должно принять соответствующие Порядки.

Частью 2 ст.3 Федерального закона от 08.03.2015г. N 22-ФЗ предусмотрено, что не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).

Таким образом решение суда первой инстанции подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п.1, 5 ч.1 ст.194 КАС РФ, поскольку административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства.

Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г.Севастополя от 18 июня 2015 года отменить.

Производство по делу прекратить.

Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (ч.1 ст.195 КАС РФ).

Председательствующий:

Судьи коллегии: