ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2144/19 от 18.06.2019 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Сапрыкина Е.В.                                                                Дело № 33-2144/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Ульяновск                                                                                      18 июня 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре  Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Ленинского района города Ульяновска и апелляционной жалобе Сорокиной Надежды Александровны, Сорокина Алексея Владимировича, Сорокиной Екатерины Алексеевны и Сорокиной Нины Ивановны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 января 2019 года, по которому постановлено:

исковые требования Сорокиной Надежды Александровны, Сорокина Алексея Владимировича, Сорокиной Екатерины Алексеевны и Сорокиной Нины Ивановны удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Управление гражданской защиты города Ульяновска» в пользу Сорокиной Надежды Александровны компенсацию морального вреда в размере 60 000 руб. и материальный ущерб в размере 99 800 руб.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Управление гражданской защиты города Ульяновска» в пользу Сорокина Алексея Владимировича компенсацию морального вреда в размере 60 000 руб.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Управление гражданской защиты города Ульяновска» в пользу Сорокиной Нины Ивановны компенсацию морального вреда в размере 60 000 руб.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Управление гражданской защиты города Ульяновска» в пользу Сорокиной Екатерины Алексеевны компенсацию морального вреда в размере 40 000 руб.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований о взыскании компенсации морального вреда и возмещении материального ущерба, а также требований заявленных к администрации г. Ульяновска и Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Ульяновска отказать.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Управление гражданской защиты города Ульяновска» в доход местного бюджета госпошлину в размере 3494 руб.

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Сорокиной Н.А.,      Сорокина А.В., Сорокиной Е.А., Сорокиной Н.И., их представителя – Самарцева Э.О., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя МБУ «Управление гражданской защиты населения» - Симачкова Е.А.,  возражавшего против доводов жалобы в отношении представляемого им учреждения, мнение прокурора         Федечко Ф.И., поддержавшего доводы апелляционного представления,судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Сорокина Н.А., Сорокин А.В., Сорокина Е.А. и Сорокина Н.И. обратились в суд с иском к администрации г. Ульяновска о взыскании компенсации морального вреда и возмещении материального ущерба. В обоснование требований указали, что 23.08.2017 около 14 часов 00 минут на городском пляже «Пляж Волжский» в г.Ульяновске, расположенном по адресу: г. У***, с*** С*** Р***, *** «***», обнаружен труп С*** А.А., ***.***.*** года рождения, который утонул в результате оказания ответчиком ненадлежащих услуг по организации пляжа. 21.09.2017 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 293 УК РФ, в ходе расследования которого установлены нарушения, допущенные администрацией г. Ульяновска в организации пляжа, способствовавшие несчастному случаю с С*** А.А., а именно: пляж, протяженностью 800 метров, оборудован ненадлежащим образом, в течение всего купального сезона присутствует недостаточное количество спасателей, отсутствует постепенный скат без уступов до 2 метров при удалении от берега не менее 15 метров, на пляже не проводится  разъяснительная работа по предупреждению несчастных случаев с людьми на водных объектах с использованием технических средств связи и оповещения, стендов и фотовитрин с профилактическими материалами, не установлены технические средства для экстренного вызова спасателей к месту происшествия, отсутствуют в должном количестве спасательные круги и «концы Александрова», отсутствуют площадки, защищённые от ветра, лестницы, ведущие к спуску в воду, не прочищаются, в связи с чем становятся травмоопасными. Требования о мерах обеспечения безопасности пляжа установлены Постановлением Правительства Ульяновской области от 07.09.2007 «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Ульяновской области» № 314, однако ответчиком не соблюдаются. Гибелью несовершеннолетнего С*** А.А., являющегося сыном, внуком и братом, им причинен моральный вред.  Кроме того,  понесены расходы на  изготовление и установку памятника, ограды, лавочки, столика  в размере 169 800 руб. Просили взыскать компенсацию за причиненный моральный вред в размере 1 000 000 руб. в пользу каждого истца, а также в пользу Сорокиной Н.А. материальный ущерб в размере 169 800 руб.

В ходе рассмотрения дела судом в качестве соответчиков по делу привлечены -  Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Ульяновска и муниципальное бюджетное учреждение «Управление гражданской защиты города Ульяновска» (далее – МБУ «Управление гражданской защиты города Ульяновска»).

Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Сорокина Н.А., Сорокин А.В., Сорокина Е.А., Сорокина Н.И. не соглашаются с решением суда,  просят его отменить. В частности, не согласны с выводами суда о том, что причиной смерти С*** А.А. явилась грубая неосторожность самого потерпевшего, поскольку показаниями свидетелей, представлением  СО по Железнодорожному району г.Ульяновска, СУ СК РФ по Ульяновской области от 05.10.2018, направленным в адрес администрации г.Ульяновска, заключением судебно-медицинской экспертизы, проведенной в рамках уголовного дела, установлено ненадлежащее содержание пляжа ответчиком, а причиной смерти - получение С*** А.А.  при жизни травмы головы в результате падения, после чего, находясь в беспомощном состоянии, он не смог выбраться на берег и утонул. Ссылаясь на свидетельские показания Х*** С.М., М*** В.В., Т*** А.В., третьего лица Симачкова А.И. и письмо начальника управления по вопросам общественной безопасности администрации губернатора Ульяновской области, указывают, что официального предупреждения в день смерти С*** А.А. о запрете купания не было, что опровергает вывод суда о пренебрежении потерпевшим требований безопасности. Считают сумму компенсации морального вреда, взысканной судом заниженной.

В апелляционном представлении прокурор Ленинского района города Ульяновска так же просит отменить решение суда. Выражает несогласие с выводом суда о принятии всех необходимых мер администрацией г.Ульяновска по созданию условий отдыха населения на пляже. Указывает,  что из-за «цветения воды», сходни в воду должны были регулярно обрабатываться, данные работы органом местного самоуправления не организованы. Кроме того, не осуществлялось непрерывное наблюдение за левой частью акватории пляжа, чего, согласно установленным обстоятельствам дела и собранным по делу доказательствам, спасателями реализовано не было.       

Дело рассмотрено в отсутствие лиц, извещённых о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что 23.08.2017 на городском пляже «Пляж Волжский», расположенном по адресу: г. У***, с*** С*** Р***, д.*** «***», погиб С*** А.А., ***.***2001!% года рождения. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы от 15.09.2017 причиной смерти С*** А.А. явилась м*** а*** *** з*** п*** д*** п*** водой при утоплении. 

21.09.2017 по факту гибели С*** А.А. было возбуждено уголовное дело  по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 293 УК РФ.

Постановлением старшего следователя СО по Железнодорожному району г.Ульяновска СУ СК РФ от 21.04.2018  производство по делу прекращено по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, - за отсутствием в действиях должностных лиц МБУ «Управление гражданской защиты г. Ульяновска» заместителя начальника - начальника поисково-спасательной службы А*** В.Т., заместителя начальника поисково-спасательной службы С*** А.И., первого заместителя начальника управления Т*** А.Г., и.о. начальника Управления по благоустройству администрации г. Ульяновска Б*** С.А. состава преступления, предусмотренного ч.3 ст. 293 УК РФ, а также по
основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ, -  за отсутствием в действиях спасателей МБУ «Управление гражданской защиты г. Ульяновска» К*** Н.С., Б*** Г.В., В*** Д.П., Ф*** С.В., Ц*** Е.В., К*** Н.А., состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 293 и ч.2 ст.109 УК РФ.

Родителями несовершеннолетнего С*** А.А. являются Сорокин А.В. и Сорокина Н.А., Сорокина Н.И. приходится ему бабушкой, а Сорокина Е.А. - сестрой.

Ссылаясь на то обстоятельство, что смерти несовершеннолетнего С*** А.А. способствовало ненадлежащее содержание и организация пляжа администрацией г. Ульяновска, Сорокины обратились в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, заявленных в отношении администрации г. Ульяновска, суд, со ссылкой на  акт ФКУ «Центр НИМС МЧС России по Ульяновской области» от 31.05.2017, пришел к выводу, что администрация предприняла все меры по созданию условий для массового отдыха жителей города, включая мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Судебная коллегия полагает данный вывод суда неверным, постановленным с нарушением правил об оценке доказательств, предусмотренных ст. 67 ГПК РФ, согласно которым суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств (ч.1). Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (ч.4).

Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса  Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Как следует из ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся: создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В соответствии с п. 8 ст. 25 Водного кодекса Российской Федерации утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 07.09.2007 №314 утверждены Правила охраны жизни людей на водных объектах в Ульяновской области (далее - Правила).

Согласно п.1.11 Правил муниципальный уровень системы по поиску и спасению людей на водных объектах предусматривает создание в организованных местах купания спасательных станций или постов, которые оказывают помощь в пределах установленных зон действий, утвержденных главами муниципальных образований. Спасательные станции и посты могут быть постоянными или создаваться только на период купального сезона. Количественный состав спасателей и оснащение станций определяются главой муниципального образования исходя из характеристик водного объекта. Финансирование осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Пунктом 2.1 Правил пляжи определены как  участки побережья естественных или искусственных водных объектов с прибрежными акваториями, отведенные и оснащенные специальным стационарным оборудованием для купания людей и их отдыха на берегу в течение всего купального сезона, организуемые органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица;

Согласно п.2.4 Правил на период купального сезона владельцы пляжей и мест массового отдыха на водных объектах должны организовать оборудование в местах отдыха населения на воде спасательных постов с необходимыми плавсредствами, оборудованием, снаряжением, аптечками для оказания первой помощи и обеспечить дежурство спасателей для предупреждения несчастных случаев с людьми и оказания помощи терпящим бедствие на водном объекте. Спасатели должны пройти обучение, в том числе по оказанию первой помощи, и иметь разрешение на выполнение спасательных работ на водном объекте.

Этим же пунктом Правил предусмотрено оснащение спасательного поста при длине пляжа не более 50 м:  личный состав - не менее 2 - 3 спасателей.

Пунктом 2.6 Правил предусмотрено, что дно водного объекта, в пределах участка акватории, отведенного для купания, должно иметь постепенный скат без уступов до 2 метров при удалении от берега не менее 15 метров.

Пляжи оборудуются стендами с материалами по профилактике несчастных случаев с людьми на водных объектах (п.2.12 Правил)

Пунктом 2.14 Правил установлено, что на береговой части пляжа не далее 5 метров от береговой линии (уреза воды) выставляются через каждые 50 метров стойки (щиты) с навешенными на них спасательными кругами и «концами Александрова». На кругах должно быть нанесено название пляжа и надпись «Бросай утопающему».

На пляже устанавливаются мачты голубого цвета высотой 8 - 10 метров для подъема сигналов: желтый флаг 70 х 100 см (или 50 х 70 см), обозначающий «купание разрешено», и черный шар диаметром 1 метр, обозначающий «купание запрещено».

Пляжи, как правило, должны быть радиофицированы, обязательно иметь телефонную связь, а также помещение для оказания пострадавшим первой медицинской помощи (пункт 2.15 Правил).

В силу пункта 3.4 на пляжах и в местах массового отдыха запрещается купаться в местах, где выставлены щиты (аншлаги) с запрещающими знаками и надписями.

Постановлением Главы администрации г. Ульяновска от 24.04.2017 №1044 «Об охране жизни людей и обеспечении безопасности на водных объектах муниципального образования «город Ульяновск» период купального сезона на территории муниципального образования был определен с 01.06.2017 по 01.09.2017, а центральный Волжский пляж, расположенный по адресу: г. Ульяновск, спуск Степана Разина, 12А, указан как место для купания населения на территории муниципального образования «город Ульяновск».

Пунктом 7 данного постановления обязанность по обеспечению деятельности спасательной станции или спасательных постов на центральном городском Волжском пляже возложена на МБУ «Управление гражданской
защиты города Ульяновска».

В основу освобождения администрации г. Ульяновска от гражданско-правовой ответственности по настоящему иску судом положен акт освидетельствовании пляжа  ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ульяновской области» от 31.05.2017 №13, согласно которому Центральный пляж «Волжский» МО «г. Ульяновск» организован надлежащим образом:  спасательный пост (станция) укомплектован - наличие спасателей – 10 матросов-спасателей со свидетельствами (смена по 5 чел.); техническое состояние: мостков нет, сходни с перилами – 8 – соответствуют требованиям; обозначение границ заплыва в местах купания буями красного цвета, соответствующих требованиям; акт водолазного обследования дна пляжа от 30.05.2017; наличие профилактических наглядных материалов по предупреждению несчастных случаев на воде – 2 стенда соответствующих требованиям; наличие связи с медицинскими, спасательными, надзорными, правоохранительными органами и учреждениями – по мобильной связи; организация оповещения отдыхающих о гидрометеообстановке - организовано с помощью громкоговорителя, сигнальной мачты и информационного стенда. Выдано заключение – пользоваться Центральным пляжем «Волжский» разрешается.

Между тем, в материалах дела имеются документы, свидетельствующие об обратном, которым суд не дал никакой оценки. 

Так, в рамках расследования уголовного дела  старшим следователем СО по Железнодорожному району  г. Ульяновска в адрес администрации г. Ульяновска было вынесено представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших несчастному случаю с С*** А.А. В нем указано на следующие нарушения содержания и организации пляжа: пляж, протяженностью 800 метров, не имеет достаточного количества спасателей, отсутствует постепенный скат без уступов до 2 метров при удалении от берега не менее 15 метров, не проводится разъяснительная работа по предупреждению несчастных случаев с людьми на водных объектах с использованием технических средств связи и оповещения, не имеется стендов и  фотовитрин с профилактическими материалами, не установлены средства для экстренного вызова  спасателей к месту происшествия, отсутствуют в достаточном количестве спасательные круги и «концы Александрова», лестницы, ведущие к спуску вводу не прочищаются, в связи с чем становятся травмоопасными, о чем свидетельствуют неоднократные обращения граждан за медицинской помощью к спасателям. Допущенные нарушения способствовали смерти несовершеннолетнего С*** А.А.

Администрация г. Ульяновска в письме от 08.06.2018 на имя следователя признала невыполнение всех указанных в представлении требований, установленных  Постановлением Правительства Ульяновской области от 07.09.2007 № ***, в том числе, недостаточное количество спасателей в течение всего купального сезона, указав в качестве причины – недостаточное финансирование мероприятий по подготовке пляжа к купальному сезону 2017 года.

23.03.2017 начальником МБУ «Управление гражданской защиты города Ульяновска» в адрес администрации г. Ульяновска направлялось письмо о том, что при формировании бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2017 год не была учтена заявка учреждения о выделении финансовых средств, необходимых для обеспечения безопасности граждан на водной акватории городских пляжей на период купального сезона, потребность в денежных средствах составляла 1937,8 тыс. руб.

В ходе  расследования уголовного дела руководитель МБУ «Управление гражданской защиты города Ульяновска» пояснял, что по существующим требованиям на пляже в течение купального сезона должно работать 24 спасателя – по 2 человека через каждые 50 метров,  24 спасательных круга, спасательные жилеты по числу спасателей, 24 «веревки Александрова», 12 водолазных костюмов. Данные требования не выполняются из-за отсутствия финансирования, несмотря на обращения учреждения в администрацию г.Ульяновска. В результате на пляже работают 6 спасателей, громкоговоритель один, его можно услышать на расстоянии 50 метров при хорошей погоде, поэтому оповещения отдыхающих, в том числе о запрете купания, на всей территории пляжа, береговая линия которого составляет 800 метров, невозможно.

Из заключения судебно-медицинской экспертизы, проведенной в рамках уголовного дела, усматривается, что в лобной части головы в надбровной части, на спинке и кончике носа, на наружной и задней поверхности левого плеча, левого локтевого сустава и верхней трети предплечья, наружной поверхности бедра во всех третях, левом коленном суставе С*** А.А.  имеются множественные ссадины  линейной формы ориентированные в различных направлениях.

Из акта служебной проверки МБУ «Управление гражданской защиты г.Ульяновска» от 25.08.2018 следует, что 23.08.2017 с 8 часов утра службу на пляже несли 6 спасателей, осуществляющих патрулирование пляжа. Был сильный ветер и штормило, в этой связи было принято решение о запрете купания, в 10.00 часов на мачте был вывешен черный запрещающий флаг и проведено оповещение отдыхающих по мегафону. Возможные обстоятельства гибели: со слов гражданина Т*** А.В. около него в районе 9.30-9.45 час  легли и стали загорать 2 подростка. Через некоторое время свидетель увидел, что они ушли купаться. Затем он отвлекся на своих детей, после чего обратил внимание, что подростков нет ни на воде, ни на берегу. В 10.15- 10.30 час он сообщил об этом спасателям пляжа Спасатели обследовали близлежащую территорию на пляже и, не обнаружив подростков, вызвали водолазов. В 14.30 час в ходе  поисковых работ водолазы обнаружили и вытащили тела двух подростков на берег (тела находились в 5 метрах от берега на глубине 4 метров). Прибывшая скорая помощь констатировала смерть, на голове у С*** А.А. был обнаружена гематома. Предварительная версия происшествия МБУ: в ходе купания один из погибших, С*** А.А. поскользнулся и ударился головой о дамбу и погрузился в воду. Со слов родителей он не умел плавать. Второй подросток М*** А.Е., по-видимому, пытался его спасти, но в связи с чрезмерным волнением на воде, возможно захлебнулся.  Выводы комиссии: вероятными причинами  происшествия могут быть игнорирование сообщения о запрете купания и личная неосторожность погибших, которая усугубляется крутым наклоном плит на набережной пляжа и их покрытием водорослями, что делает спуск к воде скользким, в том числе и по установленным бетонным лестницам.

Таким образом, вышеуказанные документы свидетельствуют о том, что непринятие администрацией г. Ульяновска мер, необходимых для обеспечения безопасности людей, отдыхающих на пляже во время купального сезона, выразившееся, в первую очередь, в том, что цементная дамба, установленная по берегу всего пляжа и имеющая крутой спуск, а также бетонные лестницы, не очищались от водорослей, что делало спуск к воде скользким и опасным, а также в недостаточной из-за отсутствия финансирования комплектации пляжа спасателями, которые могли бы держать под контролем всю береговую линию одновременно,  способствовало гибели подростков. Следовательно, в произошедшем несчастном случае имеется вина администрации г. Ульяновска, и, как следствие, – основания для возложения на нее гражданско-правовой ответственности по возмещению  причиненного истцам вреда.

В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.При решении вопроса о размере компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истцов, судебная коллегия учитывает вышеизложенные обстоятельства, а также нравственные страдания истцов, которые носят неоспоримый характер ввиду невосполнимой утраты родителями своего сына, бабушкой, с рождения воспитывавшей и осуществлявшей уход за внуком, а также  родной сестрой, является для истцов необратимым обстоятельством, нарушающим психическое и эмоциональное благополучие, поскольку утрата самого близкого человека рассматривается в качестве наиболее сильного переживания, препятствующего социальному функционированию и адаптации лица к новым жизненным обстоятельствам, а также нарушает неимущественное право на родственные и семейные связи, и полагает необходимым решение суда в данной части отменить, взыскать с администрации г. Ульяновска в пользу Сорокиной Н.А. и Сорокина А.В. по 250 000 руб. каждому, Сорокиной Е.А. и Сорокиной Н.И. – по 200 000 руб. каждой.

В связи с вышеуказанным, материальный вред в виде расходов на изготовление и установку памятника, подлежащих возмещению Сорокиной Н.А., следует  распределить между ответчиками с учетом установленных по делу обстоятельств  и взыскать в следующих размерах: с администрации г. Ульяновска  - 79 800 руб., с   МБУ  «Управление гражданской защиты г.Ульяновска» - 20 000 руб.

В  соответствии  со ст. 103 ГПК РФ с администрации г. Ульяновска в местный бюджет подлежит взысканию госпошлина в размере 2692 руб.

Решение суда о взыскании компенсации морального вреда с МБУ  «Управление гражданской защиты г.Ульяновска» судебная коллегия полагает необходимым оставить без изменения,  поскольку спасателями учреждения  не в полной мере были осуществлены меры к предотвращению несчастного случая на водном объекте, выразившиеся в отсутствии своевременного и надлежащего оповещения посетителей пляжа о запрете купания и отсутствие постоянного наблюдения  за левой частью акватории пляжа. При этом размер взысканной судом с учреждения государственной пошлины в доход местного бюджета подлежит уменьшению до 1100 руб.

В силу изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение  Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 января 2019 года отменить в части отказа во взыскании компенсации морального вреда и материального ущерба с администрации г. Ульяновска, принять в данной части новое решение.

Взыскать с администрации города Ульяновска в пользу Сорокиной Надежды Александровны компенсацию морального вреда в размере 250 000 руб. и в возмещение материального ущерба 79 800 руб.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Управление гражданской защиты города Ульяновска» в пользу Сорокиной Надежды Александровны в возмещение материального ущерба 20 000 руб.

Взыскать с администрации города Ульяновска в пользу Сорокина Алексея Владимировича компенсацию морального вреда в размере 250 000 руб.

Взыскать с администрации города Ульяновска в пользу Сорокиной Нины Ивановны компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб.

Взыскать с администрации города Ульяновска в пользу Сорокиной Екатерины Алексеевны компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб.

Взыскать с администрации города Ульяновска в доход местного бюджета государственную пошлину в  размере  2692 руб.

Уменьшить размер госпошлины, подлежащий взысканию в доход местного бюджета с муниципального бюджетного учреждения «Управление гражданской защиты города Ульяновска» до 1100 руб.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи: