Судья: Молчанов С.В. Дело № 33-2150/2021 50RS0048-01-2019-004689-37 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Немовой Т.А., судей Мизюлина Е.В., Шишкиной В.А., при помощнике судьи Иванове Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании 18 января 2021 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Химкинского городского суда Московской области от 09 сентября 2019 года по делу по иску Л.Е.И. к Министерству социального развития Московской области о признании решения незаконным, выдаче удостоверения, заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В., объяснения представителя ответчика, УСТАНОВИЛА: ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании решения Министерства социального развития Московской области от 03.07.2018 года об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи – незаконным, обязании ответчика выдать истцу удостоверение многодетной семьи и предоставить меры социальной поддержки, установленные Законом Московской области от 12.01.2006 года №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области». Исковые требования мотивируют тем, что истец состоит в браке с ФИО2, от брака имеют троих несовершеннолетних детей <данные изъяты>. Истец, его супруга и их дети проживают в квартире <данные изъяты>, в соответствии со свидетельствами о регистрации по месту пребывания. 24.06.2018 года истец обратилась к ответчику с заявлением о выдаче ему удостоверения многодетной семьи, однако решением ответчика от 03.07.2018 г. в удовлетворении заявления было отказано, по причине несоответствия категории заявителя кругу лиц, имеющих право на получение государственной услуги. С решением ответчика истец не согласен, поскольку вся семья фактически проживает в Московской области в г.Химки и он имеет право на получение удостоверения многодетной семьи. Решением суда исковые требования удовлетворены частично. На Министерство социального развития Московской области возложена обязанность выдать ФИО1 удостоверение многодетной семьи. В удовлетворении иска о признании решения ответчика незаконным отказано. Не согласившись с решением суда, представитель Министерства социального развития Московской области в апелляционном порядке просит его отменить, в иске отказать. Исходя из доводов жалобы не согласен с решением суда в удовлетворенной части иска. В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие истца, учитывая его надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 135). В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, в обжалуемой ответчиком части в части возложения обязанности на ответчика выдать ФИО1 удостоверение многодетной семьи Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения в части возложения обязанности ответчика выдать истцу удостоверение многодетной семьи. Судом установлено, что истец состоит в браке с ФИО2, от брака имеют троих несовершеннолетних детей <данные изъяты> Как установлено в судебном заседании, истец, его супруга и их дети проживают в квартире <данные изъяты> 24.06.2018 года истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче ему удостоверения многодетной семьи, однако решением ответчика от 03.07.2018 г. в удовлетворении заявления было отказано, по причине несоответствия категории заявителя кругу лиц, имеющих право на получение государственной услуги. Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части обязании выдать удостоверение многодетной семьи, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается, что вся семья истцов проживает в <...> и в силу положений Закона Московской области от 12.01.2006 г. № 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" истец имеет право на получение удостоверения «Многодетной семьи» по месту своего фактического проживания, то есть, в <...>. Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего. Указом Президента Российской Федерации N 431 от 05.05.1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей. Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5.05.1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были. В силу ст. 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в п. 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1). К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан,.. . имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2). Закон Московской области от 12.01.2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", устанавливающий виды компенсаций, фактически был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 431 от 05.05.1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей". При таких обстоятельствах, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. На основании указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", регистрация не входит в понятие "место жительства", а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета. Согласно Закону Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца). На основании ст. 2 Закона многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). Постановлением Правительства Московской области от 11.03.2016 года N178/7 утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи. Удостоверение согласно Порядку выдается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). Пунктом 3 установлено, что для получения удостоверения родитель (законный представитель) представляет в Подразделение по месту своего жительства заявление с приложением следующих документов: копию паспорта заявителя (супруга, супруги) или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявлением подлинника); копии свидетельств о рождении детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (с предъявлением подлинников); документ, подтверждающий место жительства заявителя и детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака (с предъявлением подлинника); фотография заявителя (супруга, супруги) размером 3 x 4 см. На основании п. 7 удостоверение не выдается в случае: отсутствия у семьи статуса многодетной; представления неполного комплекта документов, указанных в пункте 3 Порядка. Как следует из материалов дела, ФИО1 имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: <данные изъяты>, на срок с 19.04.2017 г. по 15.04.2019 г., продлена с 10.04.2019 г. по 19.04.2021г. ФИО2 имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: <данные изъяты> 19.04.2017 г. по 15.04.2019 г., продлена с 19.04.2019 г. по 10.04.2021 г., ФИО3 имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: <данные изъяты>. 147с 19.04.2017 г. по 15.04.2019 г., продлена с 10.04.2019 г. по 19.04.2021 г., <данные изъяты> имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: <...>- с 19.04.2017 г. по 15.04.2019 г., продлена с 10.04.2019 г. по 19.04.2021 г., ФИО4 имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: <данные изъяты> с 27.06.2018 г. по 15.04.2019 г., продлена с 10.04.2019 г. по 19.04.2021 г. В материалах дела имеется договор № 147/18 от 14.03.2018 года коммерческого найма жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>. Срок определен в договоре на 11 месяцев. В материалах дела имеет договор № 147/198 от 14.03.2019 года коммерческого найма жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты> Срок определен в договоре на 11 месяцев. Судебная коллегии исходя из ст. ст. 55,56,57 ГПК РФ приходит к выводу о том, что фактическое проживание истца, супруга, их детей в <...>, подтверждается представленными доказательствами. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено. В связи с чем, судебная коллегия соглашается в выводом суда первой инстанции о том, что истец, проживая с детьми и супругой в Московской области в г. Химки имеет право на получение мер социальной поддержки в виде получения удостоверения многодетной семьи. На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению, по спорным правоотношениям, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Доводы апелляционной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 ГПК РФ, в связи с чем, не являются основанием для отмены законного и обоснованного решения суда, в соответствии со ст. 330 ГПК РФ. Вместе с тем, судебная коллегия считает, что первый абзац резолютивной части решения должен быть изложен в следующей редакции: обязать Министерство социальной защиты Московской области выдать Л.Е.И. удостоверение многодетной семьи, в составе членов семьи: <данные изъяты> Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Химкинского городского суда Московской области от 09 сентября 2019 года в части возложения обязанности на ответчика выдать ФИО1 удостоверение многодетной семьи оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения. Изложить первый абзац резолютивной части решения суда в следующей редакции: обязать Министерство социальной защиты Московской области выдать Л.Е.И. удостоверение многодетной семьи, в составе членов семьи: <данные изъяты> Председательствующий Судьи |