Судья: Арестов Н.А. Дело № 33-21517/14
Апелляционное определение «02» октября 2014 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
и судей Малаевой В.Г., Пегушина В.Г.
по докладу судьи Пегушина В.Г.
при секретаре Лесных Е.А.
с участием прокурора Паладич В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, по доверенности < Ф.И.О. >5; представителя Управления федеральной службы Росприроднадзор по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, по доверенности < Ф.И.О. >9, и по апелляционному представлению прокурора г. < Ф.И.О. >13 < Ф.И.О. >6, на решение Советского районного суда г. < Ф.И.О. >13 от <...>.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
и.о. прокурора г. < Ф.И.О. >13 обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании незаконными действия (бездействия) администрации муниципального образования г.< Ф.И.О. >13 (АМО г.< Ф.И.О. >13), Кубанского бассейнового водного управления, Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и <...>, Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края, ФГБУ «<...>вой центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Указал, что органами прокуратуры Краснодарского края проведена проверка по многочисленным обращениям граждан и публикациям в средствах массовой информации о нарушениях федерального законодательства при незаконной реконструкции водного объекта - «Карасунские озера», выразившихся в засыпке водных объектов, многочисленными фактами формирования и выделением земельных участков на береговой полосе водных объектов недвижимости в нарушение водного кодекса в близи водных объектов. По результатам проверки просит признать незаконными действия АМО г. < Ф.И.О. >13 по утверждению и реализации проекта «Реконструкция системы Карасунских озер»: обязать АМО г. < Ф.И.О. >13 провести государственную экологическую экспертизу с учетом имеющихся отступлений от проекта «Реконструкция системы Карасунских озер», в том числе с определением вреда причиненного экологии сети озер в результате несоблюдения ограничений, установленных проектом и антропогенной деятельности; признать незаконным бездействие Кубанского бассейнового водного управления, Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и <...>, Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края, ФГБУ «<...>вой центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», по непринятию мер к внесению в государственный водный реестр сведений о водных объектах - «Карасунские озера» и открытый водный канал, соединяющий водный объект озеро Карасун <...> и старое русло реки Кубань; признать незаконным бездействие АМО г. < Ф.И.О. >13 по непринятию мер к внесению в государственный водный реестр сведений о водных объектах - «Карасунские озера» и открытый водный канал, соединяющий водный объект озеро Карасун <...> и старое русло реки Кубань; обязать АМО г. < Ф.И.О. >13 в течении 30 суток с момента вступления в законную силу решения суда сформировать и поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, на которых расположены водные объекты - «Карасунские озера» и открытый водный канал, соединяющий водный объект озеро Карасун <...> и старое русло реки Кубань; обязать АМО г. < Ф.И.О. >13 в срок, в порядке предусмотренном Правилами внесения сведений в государственный водный реестр, утвержденными приказом МНР РФ от <...> <...> и в срок до <...> направить сведения о водных объектах в частности «Карасунские озера» и открытый водный канал, соединяющий водный объект озеро Карасун <...> и старое русло реки Кубань в территориальное управление Федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации - Кубанское бассейновое водное управление для постановки данных водных объектов в реестр водных объектов; признать незаконными действия АМО г.< Ф.И.О. >13 по формированию земельных участков в водоохраной зоне и береговой полосе водных объектов «Карасунские озера» и открытого водного канала, соединяющею водный объект озеро Карасун <...> и старое русло реки Кубань; признать незаконными действия АМО г. < Ф.И.О. >13 по выдаче разрешений па строительство объектов на земельных участках, расположенных в водоохраной зоне и береговой полосе водных объектов «Карасунские озера» и открытого водного канала, соединяющего водный объект озеро Карасун <...> и старое русло реки Кубань; признать незаконными действия АМО г. < Ф.И.О. >13 по формированию искусственных земельных участков при несоблюдении порядка формирования искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности; обязать АМО г.< Ф.И.О. >13 оформить установленную законодательством документацию на сформированные искусственные земельные участки путем подготовки документации по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка; выполнить инженерные изыскания; подготовка проектной документации для создания искусственного земельного участка, прохождения государственной экологической экспертизы и оформления разрешения на формирование искусственных земельных участков; сформированные земельные участки передать в федеральную собственность, а в случае невозможности получения положительного заключения государственной экологической экспертизы с учетом образованных искусственных земельных участков, обязать АМО г. < Ф.И.О. >13 восстановить водные объекты в первоначальных границах по состоянию на 1999 год. Принять меры по обеспечению иска в виде: запрета АМО г.< Ф.И.О. >13 предоставлять земельные участки в предполагаемой зоне расположения водоохраной зоны «Карасунских озер» (50 метров от уреза воды) и береговой полосе водных объектов; запрета АМО г. < Ф.И.О. >13 выдавать разрешения на строительство объектов недвижимости в предполагаемой зоне расположения водоохраной зоны «Карасунских озер» и береговой полосе водных объектов; наложить арест на земельные участки, расположенные (частично расположенные) в водоохраной зоне «Карасунских озер» и береговой полосе водных объектов; запретить строительство объектов на земельных участках в водоохраной зоне «Карасунских озер» по следующим адресам: г. < Ф.И.О. >13, ул. <...>; <...> Н, <...> литер 3, <...> литер 1, <...>. Запретить филиалу ФГНУ «ФКГУ Росреестра» по Краснодарскому краю осуществление кадастровых действий по постановке на кадастровый учет, выделу долей, уточнению границ, изменения целевого назначения земельных участков, расположенных в предполагаемой зоне расположения водоохраной зоны «Карасунских озер» и береговой полосе водных объектов.
В ходе судебного разбирательства суда первой инстанции помощник прокурора г. < Ф.И.О. >13 < Ф.И.О. >7 уточнил исковые требования. Просил суд признать незаконными действия АМО г. < Ф.И.О. >13 по утверждению и реализации проекта «Реконструкция системы Карасунских озер»; обязать провести государственную экологическую экспертизу с учетом имеющихся отступлений от проекта «Реконструкция системы Карасунских озер», в том числе с определением вреда причиненного экологии сети озер в результате несоблюдения ограничений, установленных проектом и антропогенной деятельности; признать незаконным бездействие по непринятию мер к внесению в государственный водный реестр сведений о водных объектах - «Карасунские озера» и открытый водный канал, соединяющий водный объект озеро Карасун <...> и старое русло реки Кубань; обязать в течении 30 суток с момента вступления в законную силу решения суда сформировать и поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, в границах водных объектов - «Карасунские озера» и открытый водный канал, соединяющий водный объект озеро Карасун <...> и старое русло реки Кубань, в том числе с учетом прибрежных полос и водоохранных зон, соответствующих статусу водного объекта; обязать в срок, в порядке, предусмотренном Правилами внесения сведений в государственный водный реестр, утвержденными приказом МНР РФ от <...> <...> и в срок до <...> направить сведения о водных объектах в частности «Карасунские озера» и открытый водный канал, соединяющий водный объект озеро Карасун <...> и старое русло реки Кубань в территориальное управление Федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации - Кубанское бассейновое водное управление для постановки данных водных объектов в реестр водных объектов; признать незаконными действия по формированию земельных участков в водоохраной зоне и береговой полосе водных объектов «Карасунские озера» и открытого водного канала, соединяющего водный объект озеро Карасун <...> и старое русло реки Кубань, а именно: №23:43:0000000:334 Краснодарский край, г. < Ф.И.О. >13, Карасунский внутригородской округ, <...> №3:23:43:0000000:363 Краснодарский край, г. < Ф.И.О. >13. Карасунский внутригородской округ, <...>; №23:43:0414011:66 Краснодарский край г. < Ф.И.О. >13, Карасунский внутригородской округ, <...>; №23:43:0414018:15 Краснодарский край, г. < Ф.И.О. >13, Карасунский внутригородской округ, <...>; №3:43:0414018:16 Краснодарский край, г. < Ф.И.О. >13, Карасунский внутригородской округ, <...>; №23:43:0426001:39 Краснодарский край, г. < Ф.И.О. >13, Карасунский внутригородской округ, <...>; № 23:43:0426001:40 Краснодарский край, г < Ф.И.О. >13, Карасунский внутригородской округ, <...>; №23:43:0407021:7 Краснодарский край, г. < Ф.И.О. >13, Карасунский внутригородской округ, ул. им. < Ф.И.О. >8 7/2; № 23:43:0402018:1184 Краснодарский край, г. < Ф.И.О. >13, Карасунский внутригородской округ, <...>. Признать незаконными действия АМО г.< Ф.И.О. >13 по выдаче разрешений на строительство объектов на земельных участках, расположенных в водоохраной зоне и береговой полосе водных объектов «Карасунские озера» и открытого водного канала, соединяющего водный объект озеро Карасун <...> и старое русло реки Кубань, а именно: разрешение на строительство от <...> № RU233060002703-p, выданное ООО «Пересвет-Регион-< Ф.И.О. >13» на строительство 19 этажного трехсекционного 386 квартирного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями и автостоянкой на 76 м/мест в жилом комплексе «Карасунский берег» «пентхаусы-12 шт.», по адресу Карасунский внутригородской округа, <...>, на земельном участке площадью 2,3084 га, с кадастровым №23:43:0000000:334; разрешение на строительство от <...> №RU23306000359-p, выданное ООО «КраснодарФинСтрой» на строительство 16 этажного пятисекционного 430 квартирного жилого дома литер «1» со встроено-пристроенными помещениями и 6-ти этажной надземной автостоянкой открытого типа на 500 м/мест, на земельных участках с кадастровыми №№ 23:43:0414011:0056, 23:43:0414011:0009, расположенных по адресу: г. < Ф.И.О. >13, <...>; разрешение на строительство от <...> № RU233060002082-p, выданное ООО «КрасподарИнвестСтрой» на строительство 20-этажного односекционного 102 квартирного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями, на земельном участке с кадастровым № 23:43:0414011:86, расположенных по адресу: г. < Ф.И.О. >13, <...>Б; разрешение на строительство от <...> №RU23306000-367-p, выданное ООО «КраснодарФинСтрой» на строительство литер «1» 16-этажного трехсекционного 251-квартирного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями, 16 этажного двухсекционного 179-квартирного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями наземной автостоянкой открытого типа на 500 м/мест, Литер 2, 16-ти этажный трехсекционный 268-квартирный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями, 16 этажный трехсекционный 269-квартирный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями; разрешение на строительство от <...> №RU23306000-2295-p, выданное ООО «КраснодарФинСтрой» на строительство берегоукрепления протяженностью 446 метров, ливневой канализации, канализационной насосной, благоустройство набережной озера Карасун, на земельном участке с кадастровым № 23:43:0414011:66, расположенных но адресу: < Ф.И.О. >13, <...>; разрешение на строительство от <...> №RU23306000-1643-p, выданное ООО «Южная Региональная Строительная Компания» на строительство многоэтажного дома со встроено-пристроенными помещениями на земельном участке с кадастровым №23:43:0414011:82, расположенных по адресу: г.< Ф.И.О. >13, <...>; разрешение на строительство от <...> № RU23306000-1165-р, выданное ООО «Визир ЛТД» на строительство капитального объекта: «Берегоукрепление части озера Карасун по <...> дамба»; разрешение на строительство от <...> № RU23306000-1550-р, выданного ООО «Визир ЛТД» на строительные работы по возведению капитального объекта: «Кафе на <...> дамба г.< Ф.И.О. >13», с площадью застройки 843 кв.м., этажность - 2, общей площадью здания 1498,4 кв.м.; разрешение на строительство от <...> NRU23306000-1643-p, выданное ООО «Визир-ЛТД» на строительство многоэтажного дома со встроено-пристроенными помещениями на земельном участке с кадастровым № 23:43:0414011:82, расположенных но адресу: г. < Ф.И.О. >13, <...>. Признать незаконными действия АМО г.< Ф.И.О. >13 по формированию искусственных земельных участков при несоблюдении порядка формирования искусственных земельных участков в границах кадастровых кварталов: 23:43:0411054; 23:43:0414018: 23:43:0406073; 23:43:0405049 на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, а именно: земельный участок ориентировочной площадью 11,75 га, образованный путем реконструкции «Озера №2»; земельный участок ориентировочной площадью 10,89 га, образованный путем реконструкции «Озера №3»; земельный участок ориентировочной площадью 4,77 га, образованный путем реконструкции «Озера №4»; земельный участок ориентировочной площадью 4,59 га, образованный путем реконструкции «Озера №5»; земельный участок ориентировочной площадью 5,69 га, образованный путем реконструкции «Озера №6»; земельный участок ориентировочной площадью 3,46 га, образованный путем реконструкции «Озера №7»; земельный участок ориентировочной площадью 1,46 га, образованный путем реконструкции «Озера № 8»; земельный участок ориентировочной площадью 0,53 га, образованный путем реконструкции «Озера №9»; земельный участок ориентировочной площадью 1,03 га, образованный путем реконструкции «Озера №10». Обязать АМО г.< Ф.И.О. >13 оформить установленную законодательством документацию на сформированные искусственные земельные участки путем подготовки документации по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка; выполнить инженерные изыскания: - подготовить проектную документацию для создания искусственного земельного участка и дальнейшее прохождение государственной экологической экспертизы и оформления разрешения на формирование искусственных земельных участков; сформированные земельные участки передать в федеральную собственность, а в случае невозможности получения положительною заключения экологической экспертизы с учетом образованных искусственных земельных участков, обязать АМО г. < Ф.И.О. >13 восстановить водные объекты в первоначальных границах по состоянию на 1999 год.
<...> года, в судебном заседании помощник прокурора <...> г.< Ф.И.О. >13 < Ф.И.О. >7 вновь уточнил исковые требования. Просил признать незаконными действия АМО г. < Ф.И.О. >13 по утверждению и реализации проекта «Реконструкция системы Карасунских озер»; обязать АМО г. < Ф.И.О. >13 провести государственную экологическую экспертизу с учетом имеющихся отступлений от проекта «Реконструкция системы Карасунских озер», в том числе с определением вреда причиненного экологии сети озер в результате несоблюдения ограничений, установленных проектом и антропогенной деятельности; признать незаконным бездействие АМО г. < Ф.И.О. >13 по непринятию мер к внесению в государственный водный реестр сведений о водных объектах - «Карасунские озера» и открытый водный канал, соединяющий водный объект озеро Карасун <...> и старое русло реки Кубань; обязать АМО г. < Ф.И.О. >13 в течении 30 суток с момента вступления в законную силу решения суда сформировать и поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, в границах водных объектов - «Карасунские озера» и открытый водный канал, соединяющий водный объект озеро Карасун <...> и старое русло реки Кубань, в том числе с учетом прибрежных полос и водоохранных зон, соответствующих статусу водного объекта; обязать АМО г. < Ф.И.О. >13 в порядке, предусмотренном Правилами внесения сведений в государственный водный реестр, утвержденными приказом МНР РФ от <...> №186, направить сведения о водных объектах в частности «Карасунские озера» и открытый водный капал, соединяющий водный объект озеро Карасун <...> и старое русло реки Кубань в территориальное управление Федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации - Кубанское бассейновое водное управление для постановки данных водных объектов в реестр водных объектов; признать незаконными действия АМО г. < Ф.И.О. >13 по формированию земельного участка в водоохраной зоне и береговой полосе водных объектов «Карасунские озера», а именно: 23:43:0000000:334 Краснодарский край, г. < Ф.И.О. >13, Карасунский внутригородской округ, <...>; признать незаконными действия АМО г. < Ф.И.О. >13 по выдаче разрешения на строительство объекта на земельном участках, расположенного в водоохраной зоне и береговой полосе водного объекта «Карасунские озера», а именно: разрешение на строительство от <...> № ГП1233060002703-р, выданное ООО «Пересвет-Регион-< Ф.И.О. >13» на строительство 19 этажного трехсекционного 386-квартирного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями и автостоянкой на 76 м/мест в жилом комплексе «Карасунский берег» «пентхаусы-12 шт.», по адресу Карасунский внутригородской округа, <...>, на земельном участке площадью 2,3084 га с кадастровым номером 23:43:0000000:334; признать незаконными действия АМО г. < Ф.И.О. >13 по формированию искусственных земельных участков при несоблюдении порядка формирования искусственных земельных участков в границах кадастровых кварталов: 23:43:0411054; 23:43:0414018; 23:43:0406073: 23:43:0405049 на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, а именно: земельный участок ориентировочной площадью 11,75 га, образованный путем реконструкции «Озера №2», земельный участок ориентировочной площадью 10,89 га, образованный путем реконструкции «Озера №3»; земельный участок ориентировочной площадью 4,77 га, образованный путем реконструкции «Озера №4»; земельный участок ориентировочной площадью 4,59 га, образованный путем реконструкции «Озера №5»; земельный участок ориентировочной площадью 5,69 га, образованный путем реконструкции «Озера №6»; земельный участок ориентировочной площадью 3,46 га, образованный путем реконструкции «Озера №7»; земельный участок ориентировочной площадью 1,46 га, образованный путем реконструкции «Озера №8»; земельный участок ориентировочной площадью 0,53 га, образованный путем реконструкции «Озера №9»; земельный участок ориентировочной площадью 1,03 га, образованный путем реконструкции «Озера №10», а также запретить АМО г. < Ф.И.О. >13 формировать и предоставлять земельные участки в границах искусственно созданных земельных участков, а также в границах водоохраной зоны Карасунских озер.
Обжалуемым решением Советского районного суда г. < Ф.И.О. >13 от <...> в удовлетворении заявленных и уточненных требований полностью отказано.
В апелляционной жалобе представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ТУ Росимущества в КК), по доверенности < Ф.И.О. >5, указывает, что при рассмотрении дела были нарушены нормы права и просит отменить решение райсуда, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе представитель Управления федеральной службы Росприроднадзор по Краснодарскому краю и <...>, по доверенности < Ф.И.О. >9, просит отменить решение Советского районного суда, считая его незаконным.
В апелляционном представлению прокурора г. < Ф.И.О. >13 < Ф.И.О. >6 указывает на нарушения норм права и просит отменить обжалуемое решение райсуда.
В возражении на апелляционную жалобу представитель Администрации МО г. < Ф.И.О. >13, по доверенности < Ф.И.О. >10, просит оставить решение районного суда без изменения, полагая, что оно законно и обоснованно.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение прокурора < Ф.И.О. >4, настаивающего на доводах апелляционного представления; мнение представителя АМО г. < Ф.И.О. >13, по доверенности < Ф.И.О. >10, считающей, что решение законно и обоснованно и не подлежит изменению, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Из материалов дела следует, что Проект «Реконструкция системы Карасунских озер» (далее Проект) был утвержден в 1999 году и в настоящее время оспаривается прокурором.
Суд первой инстанции правильно пришел к выводу о пропуске прокурором срока исковой давности в силу требований ст.ст. 199, 200 ГПК РФ, поскольку иск предъявлен спустя 13 лет после утверждения Проекта, поэтому в этой части верно сделан вывод об отказе в заявленных требований.
Раздел 3.4. Проекта благоустройство (архитектурно-планировочное решение) предусматривает создание ландшафтного парка, объединенного прогулочным бульваром. В направлении от воды к прилегающей жилой застройке зонирование территорий делится на следующие зоны: пляжная зона, зеленая зона на намытой территории и на материковой части - зона под застройку кафе, павильонами, малыми архитектурными формами. Для обогащения архитектурного облика озер и организации благоустройства прилегающей территории предполагается размещение многоэтажных общественно-жилых комплексов.
При этом в состав утверждаемой части Проекта включено только озеленение, о чем указанно в Проекте.
Разделом 3.5. Проекта режим использования береговой зоны «Карасунских озер» не предусмотрен на запрет строительство объектов капитального строительства, имеется лишь предложения по регламенту режима использования береговой зоны.
Имеется указание на запрещение в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных зон: - строительства промышленных предприятий; - устройства складов ГСМ, гаражей, заправка топливом, мойка и ремонт автотранспортного парка; - устройство свалок мусора и отходов; - размещения дачных и садово-огородных участков; - размещения стоянок транспортных средств; - проведения без согласования строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов.
Таким образом, положением Проекта «Благоустройства» указано на соблюдение специального режима территории водоохранных зон, который является составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибрежных территорий.
Постановлением Правительства РФ N 1404 от <...> «Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» (далее Положение), действующим на момент утверждения Проекта, было установлено, что минимальная ширина прибрежных полос (п. 4 Положения) определена не в абсолютных цифрах, а в виде возможных минимальных и максимальных размеров, зависящих от вида прилегающих угодий (пашни, луга, сенокосы и т.д.) и от крутизны склонов берегов рек и озер.
По смыслу Положения бассейновые и другие территориальные органы, как специально уполномоченные в области охраны природы и водных объектов органы должны, исходя из конкретных местных условий, предлагать органам государственной власти субъекта РФ размеры этих минимальных водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
Пунктом 6 Положения строительство и реконструкция зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов в пределах водоохранных зон допускалось при условии согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Как следует из Проекта (раздел 1.2. 1.3), на момент его изготовления прилегающая территория была застроена, а причиной принятия решения о реконструкции послужило подтопление этой территории (затопление подвалов домов).
Одним из основных предназначений проектируемых мероприятий по расчистке «Карасунских озер» и снижению уровня воды в них, является обеспечение снижения уровня грунтовых вод и уменьшение степени подтопления на прилегающих территориях.
Проектные решения предусматривали углубление дна и за счет грунта, полученного из ложа прудов, осуществление насыпи берегов для формирования прибрежной полосы.
Таким образом, осуществление капитального строительства на прилегающей территории не является отступлением от проекта и проведение повторной экологической экспертизы не требуется.
Разрешая исковые требования в части признании незаконным бездействия АМО г. < Ф.И.О. >13 по непринятию мер к внесению в государственный водный реестр сведений о водных объектах - «Карасунские озера» и открытый водный канал, соединяющий водный объект озеро Карасун <...> и старое русло реки Кубань, а также о возложении обязанности на АМО г. < Ф.И.О. >13 в порядке, предусмотренном Правилами внесения в государственный водный реестр, направит сведения о водных объектах в частности «Карасунские озера» и открытый водный объект озеро Карасун <...> и старое русло реки Кубань в территориальное управление Федерального агентства водных ресурсов РФ - Кубанское бассейновое водное управление для постановки данных водных объектов в реестр водных объектов, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 31 Водного кодекса РФ в государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.
В государственный водный реестр включаются документированные сведения: 1) о бассейновых округах; 2) о речных бассейнах; 3) о водохозяйственных участках; 4) о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфомстрических и других особенностях; 5) о водохозяйственных системах; 6) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и сбросе вод. в том числе сточных вод. в водные объекты; 7) о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах; 8) о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями их использования; 9) о решениях о предоставлении водных объектов в пользование; 10) о договорах водопользования; 10.1) о разрешениях на захоронение донного грунта в морях или их отдельных частях; 11) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.
Согласно п.8 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <...> N 253 (ред. от 18.04.2014) «О порядке ведения государственного водного реестра» в раздел «Водопользование» реестра включаются сведения: а) о водохозяйственных участках; б) о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления, а также других зонах с особыми условиями их использования; в) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных, в водные объекты; г) о договорах водопользования, в том числе об их государственной регистрации, переходе нрав и обязанностей по договорам водопользования, а также о прекращении указанных договоров; д) о решениях о предоставлении водных объектов в пользование, в том числе об их государственной регистрации, а также о прекращении права пользования водными объектами, предоставленными на основании этих решений; е) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами; ж) о разрешениях на захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации.
Согласно п. 12 Положения следует, что Федеральным агентством водных ресурсов вносятся в реестр сведения, предоставляемые на безвозмездной основе:
органами местного самоуправления - о режимах особой охраны для водных объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны водных объектов, установленных в соответствии с требованиями санитарных норм, о договорах водопользования, о переходе прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращении договоров водопользования, сторонами которых они являются, принятых решениях о предоставлении в пользование водных объектов, о прекращении права пользования водными объектами, предоставленными на основании этих решений, водных объектах и расположенных на них гидротехнических и иных сооружениях, находящихся в собственности муниципальных образований.
Пруды «Карасунские озера» не имеют санитарной охраны, поскольку не используются для питьевого либо бытового хозяйства.
Как следует из раздела Оценка существующего состояния компонентов окружающей природной среды на исследуемой территории (том 7 Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)) Проекта устьевой участок прудов от <...> (в настоящее время ул. им. Мачуги) до впадения в <...>, описан следующим образом: «подводящий канал к багерной насосной станции (БПО-2 Краснодарской ТЭЦ, длинной 100 м. представляет собой ж/б лоток, глубиной до 1,5 м и шириной по дну 0.7-0.8 м и водопропуск под <...> - труба прямоугольного сечения 1.0x1,2м.» Указанный канал также подлежал реконструкции, путем укладки трубопровода из асбестоцемеитных труб BT-12dy 500, длиной 100м.
Из указанного следует, что этот канал создан искусственно, является составной частью каскада прудов и к поверхностным водным объектам федеральной собственности не относится.
Таким образом, поскольку право собственности на водный объект не зарегистрировано, правоустанавливающие документы на его пользование АМО г. < Ф.И.О. >13 не выдавались, санитарная зона на такой водный объект не установлена, то районный суд законно пришел к выводу, что обязанность по внесению сведений в водный реестр на АМО г.< Ф.И.О. >13 не возложена.
Прокурором заявлены требования о признании незаконными действий АМО г. < Ф.И.О. >13 по формированию земельного участка в водоохранной зоне и береговой полосе водных объектов «Карасунские озера», а именно: - 23:43:0000000:334 Краснодарский край, г. < Ф.И.О. >13. Карасунский внутригородской округ, <...>.
В соответствии с ч.1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Из проекта «Реконструкция системы Карасунских озер» усматривается, что водные объекты «Карасунские озера» являются прудами.
Данное обстоятельство подтверждается: заключением комитета природных ресурсов по Краснодарскому краю от <...> <...> об экологической экспертизе такого проекта; сводным экспертным заключением <...> Крайгосэкспертизы от 28.05.2001года; экспертным заключением <...> Кубанского бассейнового водного управления.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства судом была назначена экспертиза водных объектов.
На разрешение эксперта поставлены вопросы: 1) установить вид водных объектов 15 озер, расположенных в Калининском и Пашковском руках; 2) имеется ли между объектами гидрологическая связь.
Как усматривается из заключения эксперта <...> от 21.02.2014г. сделаны выводы: по вопросу первому - проведенный анализ представленных материалов дела позволяет сделать вывод о том, что 15 водных объектов, расположенных в Калининском и Пашковском руках г.< Ф.И.О. >13 в пределах балки Карасун необходимо называть пруды. Основание - данные водоемы образованы искусственно, путем перегораживания балки дамбами. Пруды использовались для водопропуска, то есть регулировки стока, любительского рыболовства и как рекреационные зоны; по вопросу второму - проведенный анализ представленных материалов дела позволяет сделать вывод о том, что между объектами существует гидрологическая связь, что установлено по результатам работ, выполненных ОАО «Кубаньводпроект» в 1999-2000гг..
Согласно положений ч. 1 ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров (ч.6 Кодекса).
Между тем, в соответствии с ч.2 ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса (изъятые из оборота земельные участки, занятые объектами, находящимися в федеральной собственности), могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Таким образом, из указанных норм следует, что действующим законодательством запрет на предоставление в аренду земельных участков в пределах береговой полосы не предусмотрен. Обеспечение соблюдения принципа презумпции экологической опасности обеспечивается ограничением хозяйственной деятельности на таких земельных участках, равно как и ответственность за соблюдение требований по обеспечению режима водоохранных зон и береговой полосы несет арендатор, поскольку ему передано право пользования и владения таким земельным участком.
Учитывая данные обстоятельства дела, суд первой инстанции правильно поссчитал, что основания для удовлетворения исковых требований в части признания незаконными действий АМО г. < Ф.И.О. >13 по формированию земельного участка, отсутствуют.
Разрешая требования прокурора в части признания незаконными действий АМО г.< Ф.И.О. >13 по выдаче разрешения на строительство объектов на земельных участках в водоохранной зоне и береговой полосе водных объектов «Карасунские озера» и открытого водного канала, соединяющего водный объект озеро Карасун № 10 и старое русло реки Кубань, суд верно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Таким образом, пределы береговой полосы входят в водоохранную зону.
В соответствии с ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: 1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; 2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; 3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфилырациоиных поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; 4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
Таким образом, требования ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ распространяются и применяются к режиму использования береговой полосы водного объекта.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Не допускается выдача разрешений па строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях (ч.3 Кодекса).
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч.4 Кодекса).
В ходе судебного разбирательства прокуратурой не представлено доказательств, подтверждающих, что строительство объектов на земельных участках в водоохранной зоне и береговой полосе водных объектов «Карасунские озера» и открытого водного канала, соединяющего водный объект озеро Карасун <...> и старое русло реки Кубань, оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, районный суд пришел к верному выводу, что действия АМО г. < Ф.И.О. >13 по выдаче разрешений на строительство объектов на земельных участках, прилегающих к водным объектам «Карасунские озера» и открытого водного канала, соединяющего водный объект озеро Карасун <...> и старое русло реки Кубань являются законными и не нарушают требования действующего законодательства.
Разрешая исковые требования в части признания незаконными действий АМО г. < Ф.И.О. >13 по формированию искусственных земельных участков при несоблюдении порядка формирования искусственных земельных участков в границах кадастровых кварталов: 23:43:0411054; 23:43:0414018: 23:43:0406073; 23:43:0405049 на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, а именно земельный участок ориентировочной площадью 11,75 га образованный путем реконструкции «Озера №2»; земельный участок ориентировочной площадью 10.89 га образованный путем реконструкции «Озера №3»; земельный участок ориентировочной площадью 4.77 га образованный путем реконструкции «Озера №4»; земельный участок ориентировочной площадью 4.59 га образованный путем реконструкции «Озера №5»; земельный участок ориентировочной площадью 5.69 га образованный путем реконструкции «Озера №6»; земельный участок ориентировочной площадью 3.46 та образованный путем реконструкции «Озера №7»; земельный участок ориентировочной площадью 1.46 га образованный путем реконструкции «Озера №8»; земельный участок ориентировочной площадью 0,53 га образованный путем реконструкции «Озера №9»; земельный участок ориентировочной площадью 1.03 га образованный путем реконструкции «Озера №10», а также о запрете АМО г. < Ф.И.О. >13 формировать и предоставлять земельные участки в границах искусственно созданных земельных участков, а также в границах водоохраной зоны Карасунских озер, суд первой инстанции верно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от <...> N 246-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности (далее также - искусственный земельный участок, искусственно созданный земельный участок), - сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком.
Из данной нормы следует, что отсыпанные берега прудов не являются искусственно созданными земельными участками.
Согласно ст. 2 Федерального закона от <...> N 122-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В едином государственном реестре прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним сведений о государственной регистрации права собственности Российской Федерации не имеется, в связи с чем Федеральный закон от <...> N 246-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к спорным водным объектам не применим.
Ранее было установлено, что водные объекты «Карасунские озера» являются прудами.
В соответствии с и. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от <...> N 73-ФЗ (ред. от 27.05.2014) «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.
Таким образом, действующее законодательство разграничивает права на земельные участки, занятые водными объектами, исходя из характеристик и признаков водных объектов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что нахождение на территории муниципального образования г.< Ф.И.О. >13 земельных участков под прудами «Карасунские озера», находящихся в муниципальной собственности, не противоречит законодательству РФ.
Как следует из и. 1 ч. 1 ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами.
Таким образом, в силу Федерального закона от <...> N 246-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся 15 федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» выполненные по проекту береговые насыпи не относятся к искусственным земельным участкам, в связи с чем утверждение и реализация проекта «Реконструкция системы Карасунских озер» администрацией муниципального образования г. < Ф.И.О. >13 не противоречит действующему законодательству.
Так образом, суд первой инстанции пришел обоснованному выводу о том, что прокуратура г. < Ф.И.О. >13 не доказала те обстоятельства, на которые она ссылалась как на основание своих требований.
Доводы, изложенные в текстах апелляционных жалоб, проверены судом апелляционной инстанции при разбирательстве настоящего дела и по мотивам, изложенным в апелляционном определении, отвергаются, как необоснованные. Судебная коллегия не усмотрела нарушения норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Советского районного суда г. Краснодара от 23 июня 2014 года следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Краснодара от 23 июня 2014 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, по доверенности < Ф.И.О. >5, представителя Управления федеральной службы Росприроднадзор по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, по доверенности < Ф.И.О. >9, и апелляционное представление прокурора г. < Ф.И.О. >13 < Ф.И.О. >6 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: