Судья Юсупов А.Н. Дело № 33-21526/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Рыковой Г.М.,
судей Асташкиной О.Г., Илларионовой Л.И.,
при секретаре Хановой Ю.С.,
рассмотрев в судебном заседании 29 сентября 2014 года апелляционную жалобу Администрации Ногинского муниципального района Московской области на решение Ногинского городского суда Московской области от 17 июня 2014 года по делу по иску Ногинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ногинского муниципального района Московской области об обязании создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,
заслушав доклад судьи Рыковой Г.М.
объяснения прокурора Козловой О.А.,
установила:
Ногинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Ногинского муниципального района Московской области об обязании создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, - установить в здании МБСКОУ «СКОШИ VIII вида» пандус и поручни у лестниц согласно СНиП 35-01-2001.
В обоснование заявления указал, что Ногинской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения ответчиком законодательства о защите права граждан по обеспечению беспрепятственного пользования объектами инфраструктуры. В результате проверки установлено, что МБСКОУ «СКОШИ VIII вида», располагающаяся в здании по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Старая Купавна, ул. Ленина, д. 50а, является объектом социальной инфраструктуры, основная цель деятельности которого - организация образовательного процесса. В нарушение требований действующего законодательства в здании школы отсутствуют специально оборудованные лестницы и пандусы для инвалидов, использующих кресла-коляски, что препятствует реализации права инвалидов и граждан других маломобильных групп населения на беспрепятственное пользование данным объектом социальной инфраструктуры. Здание по вышеуказанному адресу является муниципальной собственностью и передано МБСКОУ «СКОШИ VIII вида» в оперативное управление.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
Представитель Администрации Ногинского муниципального района Московской области в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Представитель третьего лица - МБСКОУ «СКОШИ VIII вида» требования прокурора просил удовлетворить.
Представители третьего лица - Управления образования Администрации Ногинского муниципального района МО в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Решением Ногинского городского суда Московской области от 17 июня 2014 года требования Ногинского городского прокурора Московской области удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация Ногинского муниципального района Московской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Заслушав пояснения прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установил, что Ногинской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения на территории Ногинского района Московской области законодательства о защите права граждан, относящихся к маломобильным группам населения, по обеспечению беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры. В результате проверки установлено, что МБСКОУ «СКОШИ VIII вида», основная цель деятельности которого - организация образовательного процесса, располагается в здании по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Старая Купавна, ул. Ленина, д. 50а, и в указанном здании отсутствуют специально оборудованные пандусы и поручни для инвалидов, использующих для передвижения кресла-коляски, что препятствует их доступу в здание указанного объекта социальной инфраструктуры.
Здание является муниципальной собственностью - Администрации Ногинского муниципального района Московской области и передано образовательному учреждению в оперативное управление.
В соответствии со ст. 18 ФЗ РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В силу ст. 19 Закона государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно абз. 7 ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
По смыслу статей 3, 4, 6 Закона Московской области 22.10.2009 № 121/2009-ОЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области» к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, объекты образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; состояние объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, удовлетворять их потребность в беспрепятственном передвижении, а также соответствовать нормам и правилам, установленным законодательством РФ и законодательством Московской области.
Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться специальными приспособлениями и оборудованием, в том числе, пандусами и поручнями у лестниц при входах в здание.
Финансирование мероприятий по созданию условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Московской области и бюджетах муниципальных образований Московской области. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящихся к расходам бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством РФ.
В соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.
Проанализировав положения действующего законодательства, исследовав фактические обстоятельства и доводы прокурора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в обязанности органов местного самоуправления входит создание условий инвалидам (в том числе - детям-инвалидам) для беспрепятственного доступа, обучения в образовательных учреждениях.
Учитывая, что здание по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Старая Купавна, ул. Ленина, д. 50а, является муниципальной собственностью, судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции об удовлетворении требований Ногинского городского прокурора об обязании органа местного самоуправления создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, - установить в здании МБСКОУ «СКОШИ VIII вида» пандус и поручни у лестниц согласно СНиП 35-01-2001.
Доводы апелляционной жалобы Администрации Ногинского муниципального района Московской области по существу сводятся к переоценке фактических обстоятельств дела, собранных доказательств, иному, нежели у суда, толкованию норм материального права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям, вследствие чего не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 193, 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ногинского городского суда Московской области от 17 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Ногинского муниципального района Московской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи