Судья Володина Г.В. № 33-2154/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда
в составе:
судьи – председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Безносовой Е.И., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания Шумиловой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 25 июля 2019 года гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куртамышском районе (межрайонное) о включении периодов работы в стаж для перерасчета пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куртамышском районе (межрайонное)
на решение Куртамышского районного суда Курганской области от 06 мая 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куртамышском районе Курганской области (межрайонное) о включении в льготный стаж периодов работы в сельской местности, взыскании государственной пошлины удовлетворить.
Включить ФИО1 <...> года рождения в стаж, периоды работы:
- в Куртамышская госсеминспекция с 24.11.1980 по 22.01.1982 в качестве
агронома-инспектора,
- в объединении «Сортсемовощ» с 09.04.1990 по 08.04.1991 в качестве агронома,
с 09.04.1991 по 19.05.2008 в качестве директора, дающие право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости как лицу, проработавшему не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве и проживающему
в сельской местности с производством перерасчета с 01.01.2019.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Куртамышском районе Курганской области (межрайонное)
в пользу ФИО1 возврат государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.»
Заслушав доклад судьи Курганского областного суда Ушаковой И.Г., пояснения представителя ответчика государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куртамышском районе (межрайонное), ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца ФИО1,
не согласившегося с доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куртамышском районе (межрайонное) (далее - УПФР в Куртамышском районе) об установлении повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, как лицу, проработавшему не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве и проживающему
в сельской местности с 01.01.2019. Свои требования обосновал тем, что 20.02.2019 обратился к ответчику с заявлением в связи с наличием у него стажа работы в сельской местности более 30 календарных лет. Решением ответчика № 33183/19 от 25.02.2019
в установлении повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии
по старости ему было отказано, по причине отсутствия у него стажа необходимой продолжительности, не зачтены следующие периоды работы в сельской местности:
с 24.11.1980 по 22.01.1982 - агрономом-инспектором, с 09.04.1990 по 08.04.1991 - агрономом, с 09.04.1991 по 19.05.2008 - директором, поскольку данные должности
не предусмотрены Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях». Не соглашаясь с указанным решением ответчика, ссылался на то, что в период с 24.11.1980 по 22.01.1982 он работал
в должности агронома-инспектора в Куртамышской госсеминспекции, проживал
в сельской местности, в с. Нижнее Куртамышского района, в его обязанности входили контроль за производством семян сортовых зерновых культур и участие в этом производстве. В период с 09.04.1990 по 08.04.1991 был переведен в Куртамышский заготовительный пункт «Сортсемовощ» в должности агронома, занимался производством выращивания элитных и высоких сортовых репродукций семян овощных культур и их распространением по всей стране. В период работы с 09.04.1991 по 19.05.2008 в качестве директора заготовительного пункта «Сортсемовощ» он продолжал выполнять обязанности агронома, занимался производством выращивания семян овощных культур
в хозяйствах района с выполнением административных функций. Также ссылался
на наличие у него наград Министерства сельского хозяйства и звания Ветеран труда.
С учетом изменения требований, просил включить в стаж спорные периоды работы
в сельской местности, для установления права на повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости как лицу, проработавшему не менее
30 календарных лет в сельском хозяйстве и проживающему в сельской местности,
и произвести перерасчет пенсии с 01.01.2019.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признала, ссылаясь на то, что спорные периоды работы истца не включены в сельскохозяйственный стаж, поскольку занимаемые истцом должности не предусмотрены Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии
по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Куртамышским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит ответчик. В апелляционной жалобе вновь приводит доводы, изложенные им в возражениях на иск в суде первой инстанции. Указывает, что повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости
в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии устанавливается лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет
в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность на весь период их проживания в сельской местности. Полагает истцом не предоставлено доказательств того, что Куртамышская госсеминспекция относилась
к сельскохозяйственным предприятиям, как не предоставлено доказательств того,
что основной деятельностью объединения «Сортсемовощ» являлось производство сельскохозяйственной продукции. Настаивает, что занимаемые истцом в спорные периоды должности предусмотрены Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 № 1440. По указанным основаниям просит решение отменить, в удовлетворении требований ФИО1 отказать.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержал.
Истец ФИО1 не согласился с изложенными в апелляционной жалобе доводами, просил решение суда оставить без изменения.
Заслушав представителя ответчика, истца, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ
«О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты
к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере
25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной ч. 1 и 2 ст.16 настоящего Федерального закона,
на весь период их проживания в сельской местности.
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве осуществляется в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 № 1441
«Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности».
Пунктом 3 предусмотрено, что исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется
в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости
и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 № 1440 Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право
на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости
и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 № 1440 утвержден список работ, производств, профессий, должностей, специальностей,
в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты, в котором указаны наименования работ, производств сельского хозяйства
с указанием (расшифровкой) наименований профессий, должностей и специальностей, среди которых предусмотрена должность агронома всех наименований, в том числе иных организаций, основным видом деятельности которых являлось сельское хозяйство,
а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которого является сельское хозяйство в растениеводстве (семеноводстве), (производство сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции, заготовки, хранения, мелиорации), директор, в том числе организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство.
Из материалов дела усматривается, что истец ФИО1 с 2017 года является получателем страховой пенсии.
20.02.2019 истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии,
в связи с наличием у него стажа работы в сельском хозяйстве.
Решением ответчика от 25.02.2019 № 33183/19 ФИО1 было отказано
в установлении повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии
по старости, в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального Закона «О страховых пенсиях», по причине отсутствия необходимого календарного стажа в сельском хозяйстве, зачтен стаж работы в сельском хозяйстве продолжительностью 12 лет 24 дня, отказано в зачете в данный стаж периодов работы: в Куртамышской госсеминспекции с 24.11.1980
по 22.01.1982 в должности агроном-инспектор, в объединении «Сортсемовощ»
с 09.04.1990 по 08.04.1991 в должности агроном, с 09.04.1991 по 19.05.2008 в должности директора, по причине того, что занимаемые истцом должности не предусмотрены Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии
с которыми, устанавливается повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального Закона «О страховых пенсиях».
Доводы истца о его работе в период с 24.11.1980 по 22.01.1982 в должности агронома-инспектора Куртамышской госсеминспекции, с 09.04.1990 агрономом
1 категории в Куртамышском заготовительном пункте «Сортсемовощ», с 09.04.1991
по 19.05.2008 директором Куртамышского заготовительного пункта (с 20.11.1992 - товарищество с ограниченной ответственностью «Сортсемовощ» Куртамышский заготовительный пункт) подтверждены записями в трудовой книжке, ответчиком
не оспариваются.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в ходе рассмотрения дела подтверждены доводы о его работе
в должностях и организациях, работа в которых дает право на перерасчет пенсии, как
и факт отсутствия у него на день обращения трудовой деятельности и подтверждения его проживания в сельской местности.
Как указано выше, занимаемые истцом должности предусмотрены Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 № 1440.
По мнению судебной коллегии, обоснованным является вывод суда о том,
что основным видом деятельности объединения «Сортсемовощ» являлось производство сельскохозяйственной продукции, что подтверждено свидетельством из ЕГРЮЛ,
где указано его отнесение к сельскохозяйственным предприятиям, предметом деятельности, в соответствии с Уставом» производство и заготовка сортовых и элитных семян зерновых и овощных культур, посадочного материала, кормовых корнеплодов
на сельскохозяйственных угодьях, находящихся в собственности и пользовании,
и на угодьях сельскохозяйственных предприятий, обеспечение сельскохозяйственных предприятий и населения Курганской области сортовыми семенами и посадочным материалом зерновых, овощных, цветочных культур, а также бахчевых и кормовых корнеплодов, создание, хранение и своевременное обновление государственного страхового фонда сортовых и элитных семян.
Несостоятельными, по мнению судебной коллегии, являются и доводы жалобы относительно вида деятельности Куртамышской госсеминспекции, поскольку основанием для создания таковой явилось распоряжением Совета Министров РСФСР
от 07.04.1969 № 723-р, в соответствии с которым возложена обязанность
на Минсельхоз РСФСР, Советы Министров автономных республик, крайисполкомы
и облисполкомы преобразовать Республиканскую контрольно-семенную лабораторию при Министерстве сельского хозяйства РСФСР в Республиканскую государственную семенную инспекцию при Министерстве сельского хозяйства РСФСР и контрольно-семенные лаборатории министерств сельского хозяйства автономных республик, управлений сельского хозяйства крайисполкомов и облисполкомов, районных (межрайонных) производственных управлений сельского хозяйства соответственно
в республиканские (АССР), краевые, областные, районные (межрайонные, территориальные) государственные семенные инспекции при министерствах сельского хозяйства автономных республик, управлениях сельского хозяйства крайисполкомов, облисполкомов и районных (межрайонных) производственных управлениях сельского хозяйства.
В соответствии с приказом Минсельхозпрода Российской Федерации
«Об утверждении примерного Положения о государственной семенной инспекции субъекта Российской Федерации и примерного Положения о межрайонной, районной, городской государственной семенной инспекции», госсеминспекция проводит сортовой
и семенной контроль в отношении посевов и семян, принадлежащих физическим лицам, а также юридическим лицам независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, которые осуществляют деятельность по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных растений; ее основными задачами являлись осуществление государственных мероприятий по сортовому и семенному контролю с целью содействия юридическим и физическим лицам в создании фондов семян с высокими сортовыми
и посевными качествами; проведение работ по сертификации семян; организация и отбор проб из партий семян, определение путем лабораторного анализа их посевных качеств, выдача официальных документов о качестве; осуществление методического руководства и организация производственной деятельности межрайонных, районных и городских государственных семенных инспекций; создание необходимой материально - технической базы для проведения сортового и семенного контроля межрайонными, районными и городскими государственными семенными инспекциями; обеспечение грунтового сортового контроля оригинальных, элитных и репродукционных семян, поступающих в торговый оборот в соответствии с перечнем сельскохозяйственных растений, утверждаемым Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации; обеспечение лабораторного сортового контроля элитных
и репродукционных семян, поступающих в торговый оборот в соответствии с перечнем сельскохозяйственных растений, утверждаемым Министерством сельского хозяйства
и продовольствия Российской Федерации.
Понятие семеноводства дано в Федеральном законе «О семеноводстве»,
как деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений,
а также сортового и семенного контроля; семенной контроль – это мероприятия
по определению посевных качеств семян, контроль за соблюдением требований нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
Схема семеноводства сельскохозяйственных растений включает в себя комплекс мероприятий по воспроизводству сортов сельскохозяйственных растений
с использованием научно обоснованных методов. Схема семеноводства сельскохозяйственных растений определяется специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК Российской Федерации, обоснованно пришел к выводу о доказанности выполнения истцом работы в сельском хозяйстве более тридцати лет, в связи с чем, удовлетворил заявленные исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам ответчика, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения.
Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены
по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом также не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куртамышского районного суда Курганской области от 6 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куртамышском районе (межрайонное) - без удовлетворения.
Судья – председательствующий Литвинова И.В.
Судьи: Безносова Е.И.
Ушакова И.Г.