ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2157 от 03.09.2013 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело №33-2157                          Судья Сафронова И.М.

стр.57

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

03 сентября 2013 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Бобковой С.А.

судей Пономаревой Е.И., Назарова В.В.

при секретаре ФИО7

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Терновского ФИО8 на решение Привокзального районного суда г.Тулы от 26.10.2012г. и дополнительное решение Привокзального районного суда г.Тулы от 07.06.2013г. по гражданскому делу по иску Терновского ФИО9 к Территориальному управлению администрации г.Тулы по Привокзальному району об оспаривании решения работодателя о невыплате премии за октябрь 2008 года, взыскании задолженности по заработной плате, признании незаконными приказов начальника территориального управления №-п от ДД.ММ.ГГГГ в части снижения размера премии и №-п от ДД.ММ.ГГГГ в части невыплаты материального поощрения, признании незаконным и дискриминационным отношения работодателя по неначислению выплат, предусмотренных дополнительным соглашением к трудовому контракту.

Заслушав доклад судьи Бобковой С.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Терновский А.Ю. обратился в суд с иском (т.1 л.д.2) к Территориальному управлению администрации г.Тулы по Привокзальному и Советскому районам о признании незаконным решения о невыплате премии за октябрь 2008г. в размере <данные изъяты>, указав на то, что, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в территориальном управлении, замещая муниципальные должности. Из полученных по его запросам ответов из территориального управления (от ДД.ММ.ГГГГ) и Администрации г.Тулы (от ДД.ММ.ГГГГ) установил, что начисленная приказом начальника Территориального управления администрации г.Тулы по Привокзальному и Советскому районам от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О материальном поощрении» премия в сумме <данные изъяты> за октябрь 2008г. ответчиком не выплачена. Просил признать необоснованным и незаконным решение руководителей территориального управления о невыплате ему (истцу) премии (материального поощрения) за октябрь 2008г. в размере <данные изъяты>

В дополнительном исковом заявлении (т.1 л.д.16) от 04.09.2012г. Терновский А.Ю. указал на то, что, получив ДД.ММ.ГГГГ выписку из ОАО «<данные изъяты>» по счету своей банковской карты, установил, что за период с 01 мая по ДД.ММ.ГГГГ работодатель перечислил на его счет в банке всего <данные изъяты> тогда как согласно письму Территориального управления администрации г.Тулы по Привокзальному району за указанный период ему (истцу), как муниципальному служащему, было начислено денежное содержание в общей сумме <данные изъяты> Просил признать незаконным и необоснованным решение ответчика о невыплате ему за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежного содержания (заработной платы) в общей сумме <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.103) истец Терновский А.Ю. дополнил и уточнил свои исковые требования, указав на то, что, сравнив зачисленные на его банковский счет суммы за период с января по апрель 2008г., и суммы заработной платы, указанные ответчиком в справке, как начисленные за тот же период, установил, что недоплата составила <данные изъяты> Просил взыскать с ответчика указанную сумму.

ДД.ММ.ГГГГ истец Терновский А.Ю. уточнил исковые требования (т.1 л.д.103) и, ссылаясь на разницу между начисленными и перечисленными на счет в банке суммами денежного содержания, просил взыскать с ответчика в его пользу невыплаченные денежные средства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил исковые требования (т.1 л.д.165) и, ссылаясь на те же обстоятельства, просил взыскать с ответчика начисленные, но не выплаченные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в сумме <данные изъяты>

Определением судьи Привокзального районного суда г.Тулы от 27.09.2013г. (т.1 л.д.163) на основании п.5 ч.1 ст.135 ГПК РФ уточненное исковое заявление о взыскании невыплаченной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ возвращено истцу.

ДД.ММ.ГГГГ в суд поступило заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.46-47) об уточнении исковых требований, в котором он указал на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работодатель в одностороннем порядке, без законных оснований изменил условия трудового договора, заключенного с ним (истцом), в части изменения размеров выплаты премии, в связи с чем сумма невыплаченных премий составила за указанный период <данные изъяты> которые истец просил взыскать с ответчика.

В заявлении от 16.10.2012г. (т.2 л.д.62) ФИО2 дополнил исковые требования и просил признать необоснованным условиями трудового контракта № и дополнительными соглашениями к нему и незаконным приказ начальника Территориального управления №-п от ДД.ММ.ГГГГ в части снижения премии за 1-й квартал 2008г. с двух должностных окладов (согласно штатному расписанию) до одного оклада; признать необоснованным условиями трудового контракта № и дополнительными соглашениями к нему и незаконным приказ начальника Территориального управления №-п от ДД.ММ.ГГГГ в части невыплаты материального поощрения.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 дополнил исковые требования (т.2 л.д.139), просил признать незаконным и дискриминационным отношение к нему со стороны работодателя, выразившееся в неначислении выплат, предусмотренных трудовым контрактом № и пунктом 1.2. дополнительного соглашения к нему, по мотиву неучастия его (истца) в праздничных мероприятиях в мае 2008г.

В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2 не явился, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.131) просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что поддерживает уточненные в период с 10 по 19 октября требования.

Решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № Территориальное управление администрации г.Тулы по Привокзальному и Советскому районам переименовано в Территориальное управление администрации г.Тулы по Привокзальному району и утверждено в новой редакции Положение «О территориальном управлении администрации г.Тулы по Привокзальному району». В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ суд заменил ответчика – Территориальное управление администрации г.Тулы по Привокзальному и Советскому районам на Территориальное управление администрации г.Тулы по Привокзальному району.

Представитель ответчика – Территориального управления администрации г.Тулы по Привокзальному району в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Решением Привокзального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ с учетом определения Привокзального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ об устранении описки, допущенной в резолютивной части мотивированного решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований об оспаривании приказа о лишении премии за октябрь 2008г., взыскании задолженности по заработной плате за период с января по декабрь 2008г.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратился в Привокзальный районный суд <адрес> с заявлением о вынесении дополнительного решения по делу, поскольку не по всем исковым требованиям ФИО2, являвшимся предметом рассмотрения по данному делу, вынесено решение суда.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2 не возражал против вынесения дополнительного решения по делу.

Представитель ответчика Территориального управления администрации г.Тулы по Привокзальному району в судебное заседание 07.06.2013г. не явился, был извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Дополнительным решением Привокзального районного суда г.Тулы от 07.06.2013г. ФИО2 отказано в удовлетворении требований к Территориальному управлению администрации г.Тулы по Привокзальному району о признании необоснованным условиями трудового контракта №, дополнительными соглашениями с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и незаконным приказа начальника Территориального управления №-п от ДД.ММ.ГГГГ в части снижения премии за 1-й квартал 2008г. с двух должностных окладов (согласно штатному расписанию) до одного оклада; признании необоснованным условиями трудового контракта №, дополнительными соглашениями с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и незаконным приказа начальника Территориального управления №-п от ДД.ММ.ГГГГ в части невыплаты материального поощрения; признании незаконным и дискриминационным отношения со стороны работодателя по неначислению выплат, предусмотренных трудовым контрактом № и пунктом 1.2. дополнительного соглашения к нему, по мотиву неучастия его (истца) в праздничных мероприятиях в мае 2008г.

В апелляционных жалобах ФИО2 просит решение суда от 26.10.2012г. и дополнительное решение суда от 07.06.2013г. отменить, как незаконные и необоснованные, вынесенные в нарушение норм материального и процессуального права.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения ФИО2, поддержавшего доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений ч.3 ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившегося представителя ответчика – Территориального управления администрации г.Тулы по Привокзальному району, который извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2 Этот вывод подробно мотивирован судом в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречит требованиям материального закона, регулирующего спорные правоотношения.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается исследованными судом доказательствами, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был принят на работу в администрацию Привокзального района г.Тулы на должность ведущего юрисконсульта с 31.07.1995г.

В силу ч.1 ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст.22 Федерального закона РФ №25-ФЗ от 02.03.2007г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.63) ФИО2 назначен на муниципальную должность муниципальной службы начальника юридического отдела администрации Привокзального района Управы г.Тулы и ему установлено денежное содержание, состоящее из: должностного оклада, надбавки к должностному окладу 50% в месяц от должностного оклада, премии по результатам работы 25% в месяц от должностного оклада, надбавки за выслугу лет 30% в месяц от должностного оклада.

Приказом №-п от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 переведен на муниципальную должность муниципальной службы категории «В» начальника сектора по правовой работе Территориального управления администрации г.Тулы по Привокзальному и Советскому районам. В связи с этим с истцом заключено дополнительное соглашение № к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ истцу установлено денежное содержание, состоящее из: должностного оклада, надбавки за особые условия муниципальной службы 60% в месяц должностного оклада, премии по результатам работы 25% в месяц должностного оклада, надбавки за выслугу лет в соответствии со ст.6 Закона Тульской области «О системе оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Тульской области» (т.2 л.д.67).

Дополнительным соглашением №, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, как муниципальному служащему, установлено денежное содержание, состоящее из: должностного оклада, надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 100% должностного оклада, ежемесячного денежного поощрения в размере 50% должностного оклада (т.2 л.д.68).

Дополнительным соглашением №, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, пункт 1.2 «Предмет договора» трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ дополнен абзацем следующего содержания: «служащему присваивается первый квалификационный разряд – муниципальный советник 3 класса и выплачивается надбавка к должностному окладу в размере <данные изъяты> в месяц на период действия Закона Тульской области от 28.02.2007г. №793-ЗТО «О порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов муниципальным служащим, замещающим муниципальные должности в Тульской области» (т.2 л.д.69).

Дополнительным соглашением №, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, подпункт 1.2 пункта 1 трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ изложен в следующей редакции: «Служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: должностного оклада, надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 100% в месяц должностного оклада, ежемесячного денежного поощрения в размере 50% в месяц должностного оклада, надбавки за выслугу лет в соответствии со ст.6 Закона Тульской области «О системе оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Тульской области», надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд в размере <данные изъяты> в месяц на период действия Закона Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «О порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов муниципальным служащим, замещающим муниципальные должности в Тульской области» (т.2 л.д.70).

Приказом №-п от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 переведен на муниципальную должность муниципальной службы категории «В» главного специалиста сектора архитектуры и градостроительства Территориального управления Администрации г.Тулы по Привокзальному и Советскому районам. В связи с этим с истцом заключено дополнительное соглашение №, вступившее в силу с ДД.ММ.ГГГГ, к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому истцу установлено денежное содержание, которое состоит из: должностного оклада, надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 90% в месяц должностного оклада, ежемесячного денежного поощрения в размере 50% в месяц должностного оклада, надбавки за выслугу лет в соответствии со ст.6 Закона Тульской области «О системе оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Тульской области», надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд в размере <данные изъяты> в месяц на период действия Закона Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «О порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов муниципальным служащим, замещающим муниципальные должности в Тульской области» (т.2 л.д.71).

Трудовой договор и дополнительные соглашения к нему подписаны сторонами договора, в т.ч. ФИО2

Приказом №-п от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 привлечен к дисциплинарной ответственности за неоднократное ненадлежащее исполнение (оформление) документов (исх.№ к-и от ДД.ММ.ГГГГ, исх.№-к от ДД.ММ.ГГГГ), нарушение Инструкции по делопроизводству в территориальном управлении администрации города Тулы по Привокзальному и Советскому районам, утвержденной приказом начальника управления от ДД.ММ.ГГГГ №-п, за что ему объявлен выговор (т.2 л.д.23-24).

Приказом №-п от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение трудовой дисциплины - отсутствие на рабочем месте без уважительных причин, за что ему объявлен выговор (т.2 л.д.25).

Приказом №-п от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был уволен за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Вступившим в законную силу 15.07.2010г. решением Привокзального районного суда г.Тулы от 23.04.2010г. ФИО2 отказано в иске о восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула.

Обратившись в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, истец ФИО2 указывал на то, что в период его работы в 2007-2008гг. в Территориальном управлении администрации г.Тулы по Привокзальному и Советскому районам работодатель перечислял на его счет в банке меньшие суммы денежного вознаграждения, чем значатся начисленными согласно справок ответчика, необоснованно снижал размер премии и лишал его премиальных выплат, положенных ему в силу действовавшего законодательства, регулирующего оплату труда муниципальных служащих, в связи с чем просил признать отношение работодателя по отношению к нему (истцу) дискриминационным и взыскать недоплаченные суммы, признав незаконными приказы начальника территориального управления №-п от ДД.ММ.ГГГГ и №-п от ДД.ММ.ГГГГ

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Доводы апелляционных жалоб о том, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права, являются несостоятельными по следующим основаниям.

Как указано выше, приказом №-п от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 переведен на муниципальную должность муниципальной службы начальника сектора по правовой работе Территориального управления администрации г.Тулы по Привокзальному и Советскому районам, а приказом №-п от ДД.ММ.ГГГГ - на муниципальную должность муниципальной службы главного специалиста сектора архитектуры и градостроительства Территориального управления Администрации г.Тулы по Привокзальному и Советскому районам, откуда был уволен приказом №-п от ДД.ММ.ГГГГ

Приказом начальника Территориального управления администрации г.Тулы по Привокзальному и Советскому районам от 24.03.2008г. №-п «О премировании по итогам работы за 1 квартал» за добросовестное и качественное исполнение должностных обязанностей по итогам работы на 1 квартал 2008г. сотрудникам, замещающим должности муниципальной службы аппарата территориального управления администрации г.Тулы по Привокзальному и Советскому районам за счет экономии по фонду оплаты труда в пределах смет расходов 1 квартала 2008г. приказано выплатить премии в размере до двух окладов (т.1 л.д.188).

В являющемся приложением к названному приказу Списке на выплату премии указаны размер оклада главного специалиста сектора архитектуры и градостроительства ФИО2 <данные изъяты>, размер премии <данные изъяты>

Согласно штатному расписанию аппарата Территориального управления администрации г.Тулы по Привокзальному и Советскому районам на 2008 год, утвержденному постановлением Главы администрации г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № и действовавшему до отмены постановлением администрации г.Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ, должностной оклад главного специалиста сектора архитектуры и градостроительства составлял <данные изъяты> (т.1 л.д.197).

Как усматривается из распоряжения главы администрации г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О выплате премии», на основании Устава города Тулы в соответствии с п.5 Положения о порядке материального стимулирования труда лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования город Тула, утвержденного постановлением главы администрации г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №, постановлено премировать муниципальных служащих структурных подразделений администрации муниципального образования г.Тулы до двух должностных окладов денежного содержания. При этом начальникам территориальных управлений администрации г.Тулы, в т.ч. по Привокзальному и Советскому районам, предписано подготовить представления на премирование муниципальных служащих.

В представлении на премирование указан ФИО2 и размер премии <данные изъяты> руб (т.1 л.д.230).

Приказом начальника Территориального управления администрации г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О материальном поощрении» за добросовестное отношение к исполнению своих должностных обязанностей, активное участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы, на основании служебных записок заместителей начальника территориального управления и руководителей структурных подразделений сотрудникам, замещающим должности муниципальной службы аппарата территориального управления администрации г.Тулы по Привокзальному и Советскому районам и указанным в соответствующем списке, за счет экономии по фонду оплаты труда в пределах смет расходов на 2008 год по оплате труда начислена премия. В являющемся приложением к названному приказу Списке на выплату материального поощрения напротив фамилии ФИО2 не указана сумма поощрения (т.2 л.д.27-30).

Ссылок на распоряжение главы администрации г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О выплате премии» приказ начальника Территориального управления администрации г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №-п не содержит. Анализ содержания данных документов свидетельствует о том, что они являлись основанием к разным по виду выплатам.

Согласно приказу начальника Территориального управления администрации г.Тулы по Привокзальному и Советскому районам от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О материальном поощрении» за добросовестное отношение к исполнению своих должностных обязанностей сотрудникам, замещающим должности муниципальной службы аппарата территориального управления администрации г.Тулы по Привокзальному и Советскому районам за счет экономии по заработной плате и начислениям на выплаты по оплате труда ФИО1 начислена премия в сумме <данные изъяты> руб, что отражено в Списке (приложении к приказу №-п) на выплату дополнительного денежного поощрения.

В лицевых счетах на имя ФИО2 (т.1 л.д.55-56) за 2008г. среди начисленных выплат указаны премии: за июль - <данные изъяты> руб, за октябрь - <данные изъяты> руб.

В расчетно-платежной ведомости № за июль 2008г. указано о начислении ФИО1 премии по п.5 в сумме <данные изъяты> руб (т.1 л.д.210,211).

В расчетно-платежной ведомости № за октябрь 2008г. указано о начислении ФИО1 премии в сумме <данные изъяты> руб (т.1 л.д.87,98).

На запросы суда ОАО «<данные изъяты>» сообщило, что однозначно определить организации, которые в 2008 году перечисляли денежные средства на счет банковской карты ФИО2, в связи с имеющимся процессом зачисления невозможно (т.1 л.д.121). Вместе с тем, из выписки по счету банковской карты ФИО2, выданной ОАО «<данные изъяты>», усматривается, что в июле и октябре 2008г. на его счет поступали различные суммы, в т.ч. и <данные изъяты> руб ДД.ММ.ГГГГ. (т.1 л.д.122-124).

Согласно справке Территориального управления администрации г.Тулы по Привокзальному району от ДД.ММ.ГГГГ № (т.1 л.д.3-4) среди денежных выплат, положенных (как указано в справке) ФИО2 в период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указаны разовые премии за счет средств экономии по фонду оплаты труда в соответствии с приказом по территориальному управлению – в июле <данные изъяты> руб, в октябре – <данные изъяты> руб. В справке имеется ссылка на приказы начальника территориального управления №-п от ДД.ММ.ГГГГ «О материальном поощрении» и №-п о ДД.ММ.ГГГГ «О материальном поощрении».

Таким образом, приказы начальника Территориального управления администрации г.Тулы по Привокзальному и Советскому районам №-п от ДД.ММ.ГГГГ, №-п от ДД.ММ.ГГГГ и №-п от ДД.ММ.ГГГГ, законность и обоснованность которых в части снижения размера премии или неначисления премии оспаривает по данному делу истец, изданы в отношении материального поощрения (премии), выплачиваемой из средств экономии по фонду оплаты труда.

Такой вид материального поощрения не предусмотрен трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительными соглашениями к нему в качестве одной из составляющих ежемесячного денежного содержания муниципального служащего ФИО2, в связи с чем правовых оснований полагать, что указанными приказами необоснованно и незаконно изменено существенное условие трудового договора – а именно условие об оплате труда истца – не имеется.

Дополнительное поощрение за счет экономии фонда оплаты труда предусмотрено разделом 7 Положения о порядке материального стимулирования труда лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования город Тула, утвержденного постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О материальном стимулировании труда лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы, и работников, занимающих должности, не отнесенные к муниципальным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности администрации муниципального образования город Тула и структурных подразделений администрации города Тулы», принятым в соответствии с Решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О системе оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в муниципальном образовании город Тула», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования город Тула (т.3 л.д.191-193).

Действие указанного постановления распространяется на администрацию МО г.Тула и структурные подразделения администрации г.Тулы.

Руководителям структурных подразделений администрации МО г.Тула, наделенных правами юридического лица, предписано принять указанные Положения к руководству и исполнению.

Постановление вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ

Положение о порядке материального стимулирования труда лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования город Тула определяет для указанной категории лиц порядок выплат ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.

Частью 4 Положения были определены условия выплаты ежемесячного денежного поощрения. Согласно п.4 ч.4 указанного Положения размер ежемесячного денежного поощрения муниципальному служащему может быть снижен до 100% от установленной суммы поощрения за конкретный месяц по следующим основаниям: несвоевременное и (или) некачественное выполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, без уважительных причин, недостаточный уровень исполнительской дисциплины и низкая результативность работы, нарушение трудовой дисциплины и (или) правил внутреннего распорядка, установленного в администрации города. При этом, в соответствии с п.5 части 4 Положения, изменение размера поощрения производится представителем нанимателя.

Разделом 7 названного Положения предусмотрено, что при наличии экономии по фонду оплаты труда, исчисляемой ежеквартально нарастающим итогом с начала года, может проводиться дополнительное поощрение сотрудников на основании распорядительного документа главы администрации города или руководителя структурного подразделения администрации с правами юридического лица.

Указанное дополнительное поощрение отнесено Положением к иным выплатам, не является обязательной частью денежного содержания муниципального служащего, невыплата такого поощрения не приравнивается к дисциплинарному взысканию, определение размера поощрения отнесено к полномочиям руководителя территориального управления.

При указанных обстоятельствах, исковые требования ФИО2 об оспаривании приказов начальника Территориального управления администрации г.Тулы по Привокзальному и Советскому районам №-п от ДД.ММ.ГГГГ, №-п от ДД.ММ.ГГГГ и №-п от ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании невыплаченных премий за указанный в иске и уточнениях к нему период нельзя признать обоснованными.

Доводы апелляционных жалоб о том, что суд первой инстанции, неправильно применив положения ст.392 ТК РФ, необоснованно отказал в удовлетворении исковых требования по мотиву пропуска истцом срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, нельзя признать состоятельными по следующим основаниям.

Согласно ст.15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Поскольку все исковые требования ФИО2, заявленные в рамках настоящего гражданского дела, относятся к действиям и решениям работодателя в период работы истца в Территориальном управлении администрации г.Тулы по Привокзальному и Советскому районам в 2006-2008гг. по начислению истцу денежного содержания, материального поощрения, как муниципальному служащему, и перечислению этого содержания на счет истца в банке, то суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в силу положений ч.2 ст.381 ТК РФ возникший спор является индивидуальным трудовым спором, т.к. возник между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, по вопросу выплаты заработной платы, материального поощрения.

Согласно ст.195 ГК РФ исковой давность признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В силу положений ст.197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

В соответствии со ст.392 ТК РФ, регламентирующей сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных ч.1 настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Как указано в ч.2 ст.199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика устно и письменно просил об отказе истцу в иске по мотиву пропуска им без уважительных причин срока на обращение в суд, предусмотренного трудовым законодательством.

Правильно сославшись на вышеприведенные правовые нормы, суд обоснованно отказал ФИО2 в исковых требованиях.

Доводы апелляционной жалобы о том, что срок на обращение в суд истцом не пропущен, поскольку работодатель не ознакомил его с обжалуемыми приказами, скрывал от него ряд документов, правовых актов, касающихся начисления и выплаты денежного содержания, премий, оснований для лишения материального поощрения, и только после того, как ему (истцу) стало известно об этих документах или правовых актах, он обратился в суд, - не опровергают правильность постановленного по делу решения по следующим основаниям.

Как указано выше, оспариваемыми приказами материальное поощрение выплачивалось сотрудникам территориального управления за счет экономии по фонду оплаты труда в пределах смет расходов на 2008 год и носило разовый характер, не изменяло установленную трудовым договором и дополнительными соглашениями к нему система оплаты труда истца.

В соответствии со ст.136 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006г. №90-ФЗ, действовавшей на момент возникновении спорных правоотношений) при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст.372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Таким образом, в силу действующего трудового законодательства истец ФИО2 в период работы в Территориальном управлении администрации г.Тулы по Привокзальному и Советскому районам должен был ежемесячно получать расчетные листки, в которых в соответствии со ст.136 ТК РФ указывалась информация о начисленной заработной плате, имел возможность проверять данную информацию путем запроса соответствующих сведений у работодателя, а также проверять правильность и полноту перечисления ему начисленных работодателем сумм на банковский счет.

В суде истец пояснил, что после перехода на перечисление заработной платы на банковский счет ответчик перестал выдавать своим сотрудникам расчетные листки. Доказательств этого суду не представлено. Вместе с тем истец не отрицал, что в период своей работы в территориальном управлении не требовал выдать ему расчетные листки, не получал от работодателя отказ в выдаче этих листков.

Таким образом, в период работы в территориальном управлении истец имел право и возможность проверять правильность начисления ему заработной платы, оспаривать действия работодателя по невыплате (неначислению) ему сумм, входящих в систему оплаты труда, требовать ознакомления с документами, на основании которых лишен каких-либо выплат, проверять правильность перечисления начисленных сумм на счет в банке.

Согласно ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Как указано выше, ФИО2 уволен из Территориального управления администрации г.Тулы по Привокзальному и Советскому районам приказом №-п от 08.12.2008г., с ним произведен соответствующий денежный расчет.

Данный иск поступил в суд 28.08.2012г.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит правильным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку заявлены истцом с пропуском предусмотренного законом срока на обращение в суд. Уважительных причин для восстановления этого срока не усматривается.

Поскольку истцу отказано в иске в связи с пропуском срока обращения в суд, доводы истца о неполноте судебного разбирательства, о несовпадении дат издания оспариваемых приказов с датами выдачи бланков, на которых эти приказы изданы, что, по мнению истца, следует из составленной им сравнительной таблицы, не могут являться основанием к отмене постановленного по делу решения.

Исковые требования истца о признании незаконным и дискриминационным отношение к нему со стороны работодателя, выразившееся в неначислении выплат, предусмотренных трудовым контрактом № и пунктом 1.2. дополнительного соглашения к нему, по мотиву неучастия его (истца) в праздничных мероприятиях в мае 2008г., также не подлежат удовлетворению ввиду их необоснованности.

В соответствии со ст.2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

В силу ст.3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Поскольку доводы истца о невыплате ему заработной платы, необоснованном снижении и лишении материального поощрения, одностороннем незаконном изменении работодателем системы оплаты его (истца) труда, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, оснований полагать, что в период работы в территориальном управлении истец подвергался дискриминации со стороны работодателя, не имеется.

Кроме того, доводы истца о дискриминации уже являлись предметом рассмотрения по другим спорам, но также не нашли своего подтверждения. Так, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решением Привокзального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в иске к Территориальному управлению администрации г.Тулы по Привокзальному и Советскому районам о признании необоснованным и незаконным дискриминационного отношения к нему (истцу) руководителей территориального управления в период его работы в территориальном управлении с марта 2006 года по ДД.ММ.ГГГГ, защите достоинства, взыскании компенсации морального вреда (т.2 л.д.104-109).

Ссылки истца в апелляционной жалобе на то, что оспариваемыми приказами другие сотрудники, в т.ч. имеющие дисциплинарные взыскания, премировались в большей сумме, правового значения при установленных по делу обстоятельствах не имеют.

Таким образом, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, проверив доводы и возражения сторон, суд постановил законное решение в пределах исковых требований и по заявленным истцом основаниям. Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст.330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в т.ч. и тех, на которые имеются ссылки в апелляционных жалобах, судом первой инстанции не допущено. Доводы апелляционных жалоб не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене постановленных по делу решения и дополнительного решения, поскольку не опровергают правильность и законность выводов суда первой инстанции, изложенных в оспариваемых истцом судебных постановлениях.

На основании изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения от 26.10.2012г. и дополнительного решения от 07.06.2013г. Привокзального районного суда г.Тулы по доводам апелляционных жалоб ФИО2

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Привокзального районного суда г.Тулы от 26.10.2012г. и дополнительное решение Привокзального районного суда г.Тулы от 07.06.2013 года - оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий: <данные изъяты>

Судьи: <данные изъяты>

<данные изъяты>