Дело №33-2157/2016
Судья Добровольский Д.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ковешниковой Е.А.,
судей: Андриановой И.В., Архиповой М.В.,
при секретаре Нишуковой Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 июля 2016 года апелляционные жалобы Администрации Тамбовской области и управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 06 апреля 2016 года
по гражданскому делу по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения в специализированном жилищном фонде по договору найма как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заслушав доклад судьи Андриановой И.В., апелляционная инстанция
у с т а н о в и л а :
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что решением Гавриловского районного суда Тамбовской области от *** г. он был отобран у матери Ж. Л.И., после чего на основании постановления администрации Гавриловского района Тамбовской области № *** от 27.01.1997 г. направлен в детское учреждение. Решением Гавриловского районного суда Тамбовской области от *** г. его мать была лишена в отношении него родительских прав, после чего он был направлен в ТОГУ «***». В период с 27.02.1997 г. по 31.08.2011 г. он находился на полном государственном обеспечении, является сиротой. Письмом администрации Гавриловского района № *** от 06.02.2012 г. ему было подтверждено, что с августа 2011 года он был поставлен на учёт для получения жилья. Согласно сообщению Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области № *** от 31.12.2015 г. он указан в сформированном списке под № *** До настоящего времени он не обеспечен специализированным жилым помещением, чем нарушено его право, предусмотренное статьёй 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) и Законом Тамбовской области от 23.07.2010 г. № 682-3 «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Просил суд обязать ответчика предоставить ему в 2016 году благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не ниже установленных социальных норм на территории г. Тамбова по договору найма специализированных жилых помещений.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Администрация Тамбовской области.
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 06 апреля 2016 года исковые требования ФИО1 удовлетворены и постановлено обязать Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Тамбовской области по доверенности ФИО2 ставит вопрос об отмене постановленного решения и указывает, что администрация не оспаривает право истца как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение социальной выплаты для приобретения жилья. Однако суд не учёл того, что пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, предусматривавший внеочередное предоставление жилого помещения, утратил силу, и в соответствии со статьёй 109.1 Жилищного кодекса РФ, частью 1 статьи 6 Закона Тамбовской области от 23.07.2010 г. № 682-3 «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа из числа детей, оставшихся без попечения родителей» субъекту Российской Федерации предоставлено право определять порядок формирования списка указанных лиц (данный порядок предусмотрен частью 2 статьи 6 указанного Закона области).
Истец включен в указанный список под номером 225, и жилое помещение будет предоставлено ему в порядке очереди. Внеочередное предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений законом не предусмотрено, и удовлетворение требований истца повлечет нарушение прав иных детей-сирот, состоящих в списке; возникнет ситуация предоставления жилого помещения вне очереди.
В дополнении к жалобе, поданном 18.05.2016 г. представителем администрации области по доверенности ФИО3, представитель указала, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, осуществляется, в том числе, на основании Государственной программы области «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы», утвержденной Постановлением Администрации Тамбовской области от 13.08.2014 г. № 894 (Подпрограмма «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей»). В соответствии с Подпрограммой, а также Законом Тамбовской области от 25.12.2015 г. № 610-3 «О бюджете Тамбовской области на 2016 год» финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета области, и его объем рассчитывается в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1203. Таким образом, внеочередное обеспечение истца жилым помещением за счет финансовых средств, которые предусмотрены бюджетом области в текущем году в соответствии со Списком для других лиц, относящихся к той же категории, повлечёт необеспечение данных лиц жилыми помещениями в текущем году. Кроме того, удовлетворение требований истца может привести к необходимости увеличения финансирования по соответствующей строке расходов бюджета, причём за счет перераспределения бюджетных средств. А это не входит в компетенцию суда, и будет являться вмешательством в хозяйственную, экономическую и финансовую деятельность органов государственной власти по исполнению установленных полномочий, что исходя из принципа разделения властей недопустимо.
Обращает внимание на то, что истец не оспаривал положения части 2 статьи 6.1 Закона области от 23.07.2010 г. № 682-3, устанавливающей порядок формирования Списка, а также свой порядковый номер в Списке.
В апелляционной жалобе представитель Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области по доверенности ФИО4 также просит отменить постановленное решение ввиду нарушения судом норм материального права и отказать в удовлетворении исковых требований.
Ссылается на статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; пункт 1 статьи 6 и часть 2 статьи 6.1 Закона Тамбовской области от 23.07.2010 г. № 682-3 «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и указывает, что лица, не реализовавшие право на обеспечение жилым помещением до 22.07.2013 г., включаются в список исходя из даты и времени поступления в орган исполнительной власти области полного пакета документов для признания их подлежащими обеспечению жилыми помещениями.
Также ссылается на факт утраты законной силы пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ и полагает, что в силу статьи 7 Жилищного кодекса РФ (об аналогии права и закона) к спорным правоотношениям возможно применение сходной нормы - пункта 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, устанавливающей очередность предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Указывает, что ФИО1 включен в указанный список, занимает в нём на дату подачи настоящей жалобы порядковый номер ***, и его право на получение дополнительной гарантии по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма управлением не оспаривается. Однако возложение обязанности на Управления предоставить ему такое жилое помещение во внеочередном порядке может провести к ущемлению прав других лиц, также имеющих право на эту гарантию и указанных в сформированном списке до него.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО1, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истец ФИО1 решением Гавриловского районного суда Тамбовской области от 19.12.1994 г. он был отобран у матери ФИО5; на основании постановления администрации Гавриловского района Тамбовской области № *** от 27.01.1997 г. направлен в детское учреждение.
Решением Гавриловского районного суда Тамбовской области от 26.04.2001 г. мать ФИО1 была лишена в отношении него родительских прав, после чего он был направлен в ТОГУ «***». В период с 27.02.1997 г. по 31.08.2011 г. он находился на полном государственном обеспечении, является сиротой.
Из сообщения администрации Гавриловского района № *** от 06.02.2012 г. следует, что с августа 2011 года ФИО1 поставлен на учёт для получения жилья.
Согласно сообщению Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области № *** от 31.12.2015 г. ФИО1 указан в сформированном списке под № ***.
Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области не оспаривается право ФИО1 на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ, вступившими в силу с 01.01.2013 г.), а также Законом Тамбовской области от 23 июля 2010 г. № 682-3 «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 25.12.2012 г.).
В соответствии с названными выше нормативными актами орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Тамбовской области от 23.07.2010 г. № 682-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органам исполнительной власти области однократно, в соответствии со Списком, сформированным в порядке, установленным статьёй 6.1 настоящего Закона, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По аналогии закона (статьи 7, пункта 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
ФИО1 занимает в Списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, согласно сообщению Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 31.12.2015 г., порядковый номер ***; согласно сведениям, уточнённым на дату подачи апелляционной жалобы, порядковый номер ФИО1 в списке - ***
С учётом приведенных выше положений закона и обстоятельств дела, коллегия полагает, что возложение на Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области обязанности по предоставлению ФИО1 жилого помещения вне очереди может привести к ущемлению прав других лиц той же социальной категории, которые также как и истец имеют право на обеспечение данной гарантией и занимают в сформированном Списке предшествующие номера.
Ввиду изложенного, судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием о предоставлении ФИО1 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии со Списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением в Тамбовской области.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 06 апреля 2016 года дополнить указанием о предоставлении ФИО1 жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии со Списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением в Тамбовской области.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.
Председательствующий
судьи: