судья Гуцев П.Ю. | № 33-2159 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 22 июля 2015 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Самойленко В.Г. |
судей | ФИО1 |
ФИО2 | |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ФИО4 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Мурманска о признании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капиталнезаконным,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Мурманска на решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 07 мая 2015 года, по которому постановлено:
«Признать за ФИО4 право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка.
Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Мурманска выдать ФИО4 государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка».
Заслушав доклад судьи Самойленко В.Г., объяснения представителя ГУ - УПФ РФ в Октябрьском административном округе города Мурманска ФИО5, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против жалобы истца ФИО4, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
ФИО4 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Мурманска (далее ГУ – УПФ РФ в Октябрьском административном округе города Мурманска) о признании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным.
В обоснование иска указала, что в связи с рождением _ _ апреля 2013 года второго ребенка, обратилась к ответчику с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, однако ей в этом было отказано по мотиву того, что российское гражданство приобретено ее дочерью не по рождению.
Просила признать незаконным отказ ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе города Мурманска № * от _ _ февраля 2015 года в выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, признать за ней право на получение материнского (семейного) капитала, обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе города Мурманска выдать ей государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
В судебном заседании истец ФИО4 иск поддержала.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Октябрьском административном округе города Мурманска ФИО6 в судебном заседании иск не признала.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник ГУ-УПФ РФ в Октябрьском административном округе города Мурманска ФИО7, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в иске истцу отказать.
Анализируя положения подпункта 1 части 1 статьи 3 ФЗ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», статьи 11, части 1 статьи 12 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», указывает, что для возникновения у женщины права на дополнительные меры государственной поддержки необходимым условием является наличие у ребенка гражданства Российской Федерации при рождении.
Обращает внимание, что дочь истца - А.О. при рождении _ _ апреля 2013 года приобрела гражданство Кыргызской Республики, что подтверждается иностранным свидетельством о рождении серии *, выданным Отделом ЗАГС ... района ... области Кыргызской Республики _ _ мая 2013 года. Российское гражданство приобретено ребенком в результате приема в гражданство.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Выслушав показания допрошенного в суде апелляционной инстанции специалиста М.А. – сотрудника Управления Федеральной миграционной службы по Мурманской области, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством (статья 7), под защитой которого находятся семья, материнство и детство (статья 38, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение для воспитания детей и предоставляет законодателю право определить виды такого обеспечения, его размеры, условия и порядок предоставления (статья 39, части 1 и 2).
К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система таких пособий установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 28.07.2012). В дополнение к основным мерам социальной защиты федеральный законодатель для создания условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ (ред. от 28 июля 2012 года) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусмотрел для таких семей возможность получения государственной поддержки в форме предоставления материнского (семейного) капитала, средства которого могут направляться на улучшение жилищных условий семьи, получение образования, а также повышение уровня пенсионного обеспечения.
Частью 1 статьи 3 Закона № 256-ФЗ установлен круг субъектов, которые вправе получить дополнительные меры государственной поддержки при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.
Системный анализ положений вышеприведенных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что законодатель, исходя из целей принятия Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», признает юридически значимым для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал наличие гражданства Российской Федерации как у родителей, так и у самих детей, с рождением которых закон связывает возникновение права приобретения на дополнительные меры государственной поддержки.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО4 является гражданкой Российской Федерации, документирована паспортом гражданина Российской Федерации серии *, выданным ОУФМС России по ... краю в ... районе города ..., зарегистрирована по месту пребывания на срок с _ _ декабря 2014 года по _ _ марта 2015 года по адресу: город ..., улица _ _ , дом № *, квартира № *.
Истец имеет дочь А.Н., _ _ .01.2012 года рождения, которая рождена на территории Российской Федерации. _ _ апреля 2013 года у истца родился второй ребенок – А.О., после чего истец обратилась _ _ .01.2015 года в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе города Мурманска с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Решением ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе города Мурманска № * от _ _ февраля 2015 года ФИО8 отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в силу пункта 1 части 6 статьи 5 ФЗ № 256–ФЗ, в связи с отсутствием у нее права на дополнительные меры государственной поддержки. В решении органа приведена ссылка на отсутствие условий, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в связи с тем, что «сертифицируемый» ребенок на дату рождения имел гражданство Кыргызской Республики, а гражданство Российской Федерации приобретено им в результате приема в гражданство Российской Федерации.
Удовлетворяя требования истца и признавая незаконным отказ Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе города Мурманска в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, суд первой инстанции исходил из того, что условия, установленные статьей 3 частью 1 пунктом 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", определяющие право на дополнительные меры государственной поддержки, по делу установлены, поскольку второй ребенок истца приобрел гражданство Российской Федерации по рождению в силу пункта «а» части 1 статьи 12 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», исходя из того, что на день рождения ребенка мать – ФИО4 имела гражданство Российской Федерации.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда, поскольку судом допущено неправильное толкование норм материального права - ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 31.12.2014) определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Согласно статьи 11 Закона гражданство Российской Федерации приобретается: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство Российской Федерации; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:
а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);
б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.
Согласно свидетельству о рождении серии *, выданному Отделом ЗАГС ... района ... области Кыргызской Республики _ _ мая 2013 года, А.О. родилась _ _ апреля 2013 года в городе ..., ... района, ... области, Кыргызской Республики, о чем в книге регистрации актов о рождении _ _ мая 2013 года произведена запись № *. Родителями несовершеннолетней указаны: гражданин Кыргызской Республики – А.Ш. и гражданка Российской Федерации – ФИО4. В паспорте истца имеется отметка о регистрации брака _ _ .07.2010 года с А.Ш. в ... области.
При таких обстоятельствах суд сделал неверный вывод о том, что второй ребенок истца – дочь О. приобрела гражданство Российской Федерации по рождению в силу пункта «а» части 1 статьи 12 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», поскольку мать ребенка не является единственным ее родителем. Судом допущено неверное толкование данной нормы, поскольку она содержит понятие «единственный родитель», а не «один из его родителей».
Не имеется оснований считать ребенка приобретшей гражданство Российской Федерации и по пункту «в» части первой статьи 12 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», поскольку О. родилась не на территории Российской Федерации и не стала лицом без гражданства.
Судом при разрешении дела оставлено без внимания то обстоятельство, что согласно справке УФМС России по Мурманской области от _ _ .11.2014 года в материалах дела А.О., _ _ .04.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась гражданкой Киргизии, что также подтверждено в судебном заседании сотрудником УФМС России по Мурманской области М.А. В соответствии с показаниями специалиста документ, подтверждающий то обстоятельство, что А.О. по рождению являлась гражданкой Киргизской Республики, был представлен истцом при обращении в УФМС с заявлением о приеме ребенка в гражданство Российской Федерации. В связи с этим вывод суда в решении о том, что А.О. при рождении являлась гражданкой Российской Федерации, противоречит материалам дела.
Из справки УФМС России по Мурманской области от _ _ .11.2014 года, приложения к свидетельству о рождении несовершеннолетней, показаний специалиста М.А. следует, что ФИО9, _ _ апреля ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка Киргизии, гражданка Киргизии, стала гражданкой Российской Федерации в результате приема в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 11 пунктом «б», статьей 14 частью 6 пунктом «а» ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в упрощенном порядке, согласно решению УФМС России по Мурманской области от _ _ .11.2014 года; произведена запись о регистрации гражданства за № *.
Факт приобретения несовершеннолетней А.О., гражданки Кыргызстана, гражданства Российской Федерации в соответствии с пунктом «а» части 6 статьи 14 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» на основании вышеуказанного решения УФМС России по Мурманской области истцом не опровергнут, подтверждается также материалами архивного дела лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки № * ГУ - УПФ РФ в Октябрьском административном округе г. Мурманска, оформленного на ФИО4
Проанализировав вышеизложенные нормы права в их системной взаимосвязи, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку при рождении второй ребенок истца - А.О. не имела гражданства Российской Федерации, в соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" отсутствуют правовые основания для признания за ФИО4 права на дополнительную меру государственной поддержки - материнский (семейный) капитал и выдачи ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что решение об отказе ФИО4 в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от 10.02.2015 года № 4, принятое ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе города Мурманска, вынесено в соответствии со статьей 5 частью 6 пунктом 1 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в силу части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно статье 328 Кодекса судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение об отказе истцу в иске.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 07 мая 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска ФИО4 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Мурманска о признании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал № * от _ _ .02.2015 года незаконным, признании за ней права на дополнительные меры государственной поддержки, возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Мурманска обязанности выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка – отказать.
председательствующий:
судьи: