ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2160/18 от 09.07.2018 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 09 июля 2018года по делу № 33-2160/2018

Судья Гасанов Ш.О.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Абдуллаева М.М.,

судей Магадовой А.В., Алиевой Э.З.,

при секретаре Ганиевой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней представителя МВД по РД по доверенности Курбатовой Ю.Ю., и по апелляционному представлению старшего помощника прокурора Советского районного г.Махачкалы Арнаутовой Л.В. на решение Советского районного суда г. Махачкалы РД от 20 декабря 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования Рамазанова В.А. удовлетворить.

Признать незаконным приказы МВД по Республике Дагестан в части о наложении дисциплинарных взысканий на Рамазанова Валерия Абумислимовича от 29 января 2016 г. №187 в виде предупреждения о неполном служебном соответствии; от 3 февраля 2016 г. №185 л/с в виде предупреждения о неполном служебном соответствии; от 10 марта 2016 г. №458 л/с в виде строгого выговора; от 15 августа 2016 г. №1808 л/с в виде предупреждения о неполном служебном соответствии; от 16 сентября 2016 года №2133 л/с о наложении дисциплинарного взыскания; приказ №2173 л/с от 20.09.2016 г. о расторжении контракта и увольнении из органов внутренних дел, а так же заключение служебной проверки от 25.08.2016 г.

Восстановить Рамазанова В. А. заместителем начальника полиции по охране общественного порядка Отдела МВД России по г.Дербенту.

Взыскать с МВД по Республике Дагестан в пользу Рамазанова В. А. заработную плату за время вынужденного прогула с 20.09.2016 года по 20.12.2017 года».

Заслушав доклад судьи Магадовой А.В., судебная коллегия

установила:

Рамазанов В.А. обратился в суд с иском к МВД РД о признании незаконными приказов о наложении дисциплинарных взысканий, о восстановлении на службе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

Иск мотивирован тем, что он работал в органах внутренних дел с апреля 1996 г., с июля 2011 г. состоял в должности заместителя начальника полиции по ООПОМВД России по г. Дербенту, имеет специальное звание подполковника полиции.

Приказом МВД по РД №2133 л/с от 16 сентября 2016 г. на него наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения из органов внутренних дел за недобросовестное отношение к исполнению служебных обязанностей, выразившиеся в отсутствии должного контроля за курируемыми подразделениями ОМВД России по г. Дербенту, на основании пункта 7 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации".

На основании этого приказа, приказом МВД по РД 2173 л/с от 20 сентября 2016г. с ним расторгнут контракт и уволен из органов внутренних дел.

Приказ о наложении дисциплинарного взыскания издан на основании заключения служебной проверки, утвержденной 25 августа 2016 г. врио министра внутренних дел по Республике Дагестан генерал-майором полиции Салютиным В.В.

Указанные приказы и заключение служебной проверки считает незаконными и подлежащими отмене, поскольку он не ознакомлен со всеми материалами проведенной в отношении него служебной проверки. Ему после неоднократных обращений представлены копии отдельных документов. Ознакомление с представленными ответчиком документами показало, что служебная проверка проведена с нарушением требований приказа МВД РФ от 26 марта 2013 г. №161, которым утвержден Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Истцу не представлены документы, на основании которых принято решение о проведении служебной проверки. Судя по представленной ему копии заключения служебной проверки от 25.08.2016 комиссией МВД по РД была осуществлена проверка оперативно-служебной деятельности подразделений по охране общественного порядка ОМВД России по г. Дербенту. В заключении безосновательно указано, что в работе подразделений по ООП имеются существенные недостатки. Такой вывод не соответствует действительности.

Не учтено, что МВД РФ считает недопустимым наложение дисциплинарных взысканий на сотрудников за неудовлетворительные (слабые) результаты оперативно-служебной деятельности (обзор ДГСК ВМД России от 31 марта 2016 г. №21/8/195 дсп).

Аналогичное требование содержится в распоряжении МВД по РД от 24 апреля 2016 г. №1/52, в котором прямо указано: "исключить случаи издания приказов о наложении дисциплинарных взысканий на сотрудников за неудовлетворительные (слабые) результаты оперативно-служебной деятельности", а также "обеспечить безусловное соблюдение принципов ответственности при наличии вины, а также соответствия налагаемого дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка".

Дисциплинарное взыскание наложено с нарушением указанных требований в связи с чем, истец обратится в суд.

В судебном заседании истец Рамазанов В.А. и его представитель Мирзабалаев М.Н. иск дополнили иск требованиями о признании приказов министра внутренних дел по Республике Дагестан: от 29 января 2016 г. №187 о наложении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии за нарушение требований пунктов 8.1, 8.6, 8.8 и 8.14 приказа МВД по Республике Дагестан от 25 ноября 2015 года №2285 "Об обеспечении общественного порядка и безопасности граждан в период проведения новогодних праздничных мероприятий и празднования Рождества Христова", пунктов 28, 29 должностного регламента, выразившееся в не обеспечении должного контроля за исполнением в полном объеме комплекса организационных и практических мероприятий нарядами полиции, задействованными в системе единой дислокации на территории обслуживания, направленных на обеспечение правопорядка и безопасности граждан; от 03 февраля 2016 г. №185 л/с о наложении взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии за нарушение служебной дисциплины и ненадлежащее исполнение требований подпунктов "а", "д", "л" пункта 7 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента России от 14 октября 2012 г. №1377, подпунктов 97.6 и 97.11 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. №1166, в части осуществления контроля за несением службы участковых уполномоченных полиции, соблюдение ими законности и дисциплины, организации взаимодействия участковых уполномоченных полиции с сотрудниками подразделений уголовного розыска по предупреждению преступлений; министра вну тренних дел по Республике Дагестан от 10 марта 2016 г. № 458 л/с о наложении взыскания в виде строгого выговора за неисполнение требований пункта 2.1 приказа МВД по РД от 3 апреля 2015 г. №737 "Об утверждении Порядка постановки на профилактический учет, внесению корректировок и снятию с учета АБД "Дагестан" ИЦ МВД по Республике Дагестан лиц по категории "экстремист", пункта 18.2 приказа МВД России от 31 октября 2012 г. №987 дсп "Об утверждении Наставления по организации деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, внутренних войск МВД России, осуществляющих в пределах компетенции выявление, предупреждение и раскрытие преступлений террористического характера и правонарушений экстремистской направленности", выразившееся в непринятии исчерпывающих мер по выявлению лиц, придерживающихся экстремистской идеологии, не эффективной организации мероприятий с целью выявления и учета лиц, входящих в неформальные молодежные объединения и организации противоправной направленности; от 15 августа 2016 г. № 1808 л/с о наложении взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии за нарушение служебной дисциплины, предусмотренной частью 1 статьи -1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-Ф3 "О службе в органах внутренних дед Российской Федерации", выразившееся в нарушении пунктов 97.3, 97.6 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденной приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 "Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции", в части слабого контроля за несением службы участковых уполномоченных полиции в результате чего подчиненными уполномоченными полиции не изучался образ жизни, круг общения лица, состоящего на профилактическом учете, отсутствовала информация о его преступных связях вследствие чего им совершено особо тяжкое преступление.

Вышеуказанные приказы о наложении взысканий учтены при наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов внутренних дел.

Своевременно о наложении этих взысканий он не был извещен, с приказами под роспись не ознакомлен, в связи с чем, не мог их обжаловать. О существовании указанных приказов от 03 февраля 2016 г. №185 л/с, от 10 марта 2016 г. № 458 л/с, от 15 августа 2016 г. №1808 л/с, узнал только при увольнении. Копии приказов о наложении взысканий он получил в судебном заседании 01 ноября 2017 г.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнительной жалобе представитель МВД по РД Курбатова Ю.Ю. просит отменить указанное выше решение как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.

В обоснование жалоб указывает, что судом первой инстанции вследствие неправильного толкования норм материального права неправомерно отказано МВД по Республике Дагестан в применении сроков исковой давности по требованиям о признании незаконными приказов МВД по Республике Дагестан о наложении дисциплинарных взысканий от 29 января 2016 г. №187 в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, от 3 февраля 2016 г. №185 лев виде предупреждения о неполном служебном соответствии, от 10 марта 2016 г.. N«458 л/с в виде строгого выговора, от 15 августа 2016 г. №1808 л/с в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.

Так, в обжалуемом решении суда указано, что трехмесячный срок давности обращения в суд начал течь с момента вручения истцу копий вышеперечисленных приказов о наложении дисциплинарных взысканий в ходе судебного заседания 1 ноября 2017 года.

Рамазанов В.А. 16 сентября 2016 года ознакомлен под роспись с приказом МВД по Республике Дагестан от 16 сентября 2016 г. №2133 л/с о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в органах внутренних дел, который содержит перечень всех действующих дисциплинарных взысканий истца с указанием вида взыскания и реквизитов приказов, которыми они наложены.

Кроме того, Рамазанов В.А. в своем исковом заявлении, подписанном им собственноручно 18 октября 2016 года, подтверждает получение копии заключения служебной проверки от 25 августа 2016 года, в котором также содержится перечень действующих дисциплинарных взысканий истца.

Таким образом, истец узнал о нарушении своих прав путем привлечения к дисциплинарной ответственности 16 сентября 2016 года, однако своевременно в суд с требованиями об их обжаловании не обратился.

Из изложенного следует, что закон связывает начало течения сроков исковой давности по требованиям о признании незаконными приказов о наложении дисциплинарных взысканий с тем, когда истцу стало известно либо должно было стать известно о нарушении его прав, а не с моментом вручения приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Судом первой инстанции сделан вывод о преследовании истца со стороны МВД по Республике Дагестан вследствие конфликта, имевшего место между истцом и Министром внутренних дел по Республике Дагестан.

Данный вывод основан исключительно на показаниях самого истца, принятых судом первой инстанции без проверки на достоверность, что является нарушением статей 56, 61, 67 ГПК РФ.

Заключением служебной проверки от 25 августа 2016 года установлены факты ненадлежащего исполнения должностных обязанностей непосредственными подчиненными Рамазанова В.А., за которых он несет персональную ответственность, что свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны Рамазанова В. А. за деятельностью подчиненных сотрудников, о невыполнении на должном уровне работы по укреплению служебной дисциплины и законности среди сотрудников органов, возложенных на Рамазанова В.А. приказом МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80, и требований ст. ст. 7-9 Дисциплинарного устава.

Суд первой инстанции, разрешая спор, не учел, что именно указанные нарушения служебной дисциплины, установленные служебной проверкой, со стороны Рамазанова В.А. и послужили основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности и издания приказа об увольнении Рамазанова В.А. со службы.

В связи с тем, что служебные обязанности руководителя (начальника) в органах внутренних дел заключаются в организации деятельности вверенного ему подразделения, обеспечении выполнения возложенных на это подразделение, то критерием эффективности выполнения руководителем служебных обязанностей является именно достижение результатов, в том числе таких, как соблюдение подчиненными сотрудниками законодательства Российской Федерации, служебной дисциплины, надлежащее состоянию морально-психологического климата в служебных коллективах.

Таким образом, правовых оснований для признания приказов о наложении дисциплинарных взысканий и об увольнении незаконными, восстановления истца на службе и взыскания в его пользу денежного довольствия за время вынужденного прогула у суда первой инстанций не имелось.

В апелляционном представлении старший помощник прокурора Советского района г.Махачкалы просит отменить указанное выше решение по следующим основаниям.

Одним из оснований удовлетворения исковых требований Рамазанова В.А. является признание судом недействительным заключение служебной проверки от 25 августа 2016 г. сославшись на то, что в заключении не указаны конкретные действия, совершенные Рамазановым В.А.., которые были признаны нарушением Дисциплинарного устава и являлись неисполнением им должностных обязанностей, либо действия, которые Рамазанов В.А. должен был совершить, но судом первой инстанции без проверки на достоверность, что является нарушением статей 56, 61, 67 ГПК РФ.

Кроме того, исходя из смысла подпункта «а» пункта 22 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», применяемого по аналогии, факт преследования со стороны работодателя подлежит доказыванию истцом.

Судом первой инстанции неправомерно отказано ответчику в применении сроков исковой давности по требованиям о признании незаконными приказов МВД по Республике Дагестан о наложении дисциплинарных взысканий от 29 января 2016 г. №187 в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, от 3 февраля 2016 г. №185 л/с в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, от 10 марта 2016 г. №458 л/с в виде строгого выговора, от 15 августа 2016 г. №1808 л/с в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.

Так, в обжалуемом решении суда указано, что трехмесячный срок давности обращения в суд начал течь с момента вручения истцу копий вышеперечисленных приказов о наложении дисциплинарных взысканий в ходе судебного заседания 1 ноября 2017 года.

В деле имеется документ подтверждающий, что Рамазанов В.А. ознакомлен с приказом об увольнении 16 сентября 2016 г., который содержит перечень всех действующих дисциплинарных взысканий с указанием вида взысканий и реквизита приказов, которыми они наложены, а в суд о признании этих приказов незаконными он обратился лишь 10.12.2017 г. в дополнительном исковом заявлении.

Проверив и изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права и не соответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказом МВД по РД №2133 л/с от 16 сентября 2016 г. на него наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения из органов внутренних дел за недобросовестное отношение к исполнению служебных обязанностей, выразившиеся в отсутствии должного контроля за курируемыми подразделениями ОМВД России по г. Дербенту, на основании пункта 7 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации”.

На основании этого приказа, приказом МВД по РД 2173 л/с от 20 сентября 2016 г.с ним расторгнут контракт и уволен из органов внутренних дел.

Приказ о наложении дисциплинарного взыскания издан на основании заключения служебной проверки, утвержденной ВРИО министра внутренних дел по Республике Дагестан генерал-майором полиции Салютиным В.В. 25 августа 2016 г.

Приказом министра внутренних дел по Республике Дагестан от 29 января 2016 г. №187 на Рамазанова В.А. наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии за нарушение требований пунктов 8.1, 8.6, 8.8 и 8.14 приказа МВД по Республике Дагестан от 25 ноября 2015 года №2285 "Об обеспечении общественного порядка и безопасности граждан в период проведения новогодних праздничных мероприятий и празднования Рождества Христова”, пунктов 28, 29 должностного регламента, выразившееся в необеспечении должного контроля за исполнением в полном объеме комплекса организационных и практических мероприятий нарядами полиции, задействованными в системе единой дислокации на территории обслуживания, направленных на обеспечение правопорядка и безопасности граждан.

Приказом министра внутренних дел по Республике Дагестан от 03 февраля 2016 г. №185 л/с на Рамазанова В.А. наложено взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии за нарушение служебной дисциплины и ненадлежащее исполнение требований подпунктов "а", "д", "л" пункта 7 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента России от 14 октября 2012 г. №1377, подпунктов 97.6 и 97.11 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. №1166, в части осуществления контроля за несением службы участковых уполномоченных полиции, соблюдение ими законности и дисциплины, организации взаимодействия участковых уполномоченных полиции с сотрудниками подразделений уголовного розыска по предупреждению преступлений.

Приказом министра внутренних дел по Республике Дагестан от 10 марта 2016 г. № 458 л/с на Рамазанова В.А. наложено взыскание в виде строгого выговора за неисполнение требований пункта 2.1 приказа МВ Л по РД от 3 апреля 2015 г. №737 "Об утверждении Порядка постановки на профилактический учет, внесению корректировок и снятию с учета АБД "Дагестан" ИЦ МВД по Республике Дагестан лиц по категории "экстремист", пункта 18.2 приказа МВД России от 31 октября 2012 г. №987 дсп "Об утверждении Наставления по организации деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, внутренних войск МВД России, осуществляющих в пределах компетенции выявление, предупреждение и раскрытие преступлений террористического характера и правонарушений экстремистской направленности", выразившееся в непринятии исчерпывающих мер по выявлению лиц, придерживающихся экстремистской идеологии, не эффективной организации мероприятий с целью выявления и учета лиц, входящих в неформальные молодежные объединения и организации противоправной направленности.

Приказом министра внутренних дел по Республике Дагестан от 15 августа 2016 г. №1808 л/с на Рамазанова В.А. наложено взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии за нарушение служебной дисциплины, предусмотренной частью 1 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации", выразившееся в нарушении пунктов 97.3, 97.6 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденной приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 "Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции", в части слабого контроля за несением службы участковых уполномоченных полиции в результате чего подчиненными уполномоченными полиции не изучался образ жизни, круг общения лица, состоящего на профилактическом учете, отсутствовала информация о его преступных связях вследствие чего им совершено особо жестокое преступление.

Вышеуказанные приказы о наложении взысканий учтены при наложении на истца дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов внутренних дел.

Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, ссылаясь на ст.192 ТК РФ, постановление Пленума Верховного Суда РФ в п. 53 от 17.03.2004 N 2, Обзор ДГСК ВМД России от 31 марта 2016 г. №21/8/195 дсп., распоряжение МВД по РД от 24 апреля 2016 г. №1/52 указал, что в вышеназванном заключении служебной проверки и в приказах о наложении дисциплинарного взыскания не указано, какие обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях истца вины.

Суд не усмотрел в действиях истца виновных действий (бездействий), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства РФ, дисциплинарного устава органов внутренних дел РФ, должностного регламента и т.д.

Ответчиком не доказано причинно-следственной связи между действиями истца и наступившими последствиям перечисленными в заключениях служебных проверок на основании которых вынесены приказы о наложении дисциплинарных взысканий в отношении истца.

При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что увольнение Рамазанова В.А. произведено незаконно, с нарушением, установленного законом порядка, незаконно отстранен от работы, а поэтому он подлежит восстановлению в прежней должности.

Судебная коллегия считает, что с указанными выводами суда нельзя согласиться.

Согласно части 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Судом первой инстанции вследствие неправильного толкования норм материального права неправомерно отказано МВД по Республике Дагестан в применении сроков исковой давности по требованиям о признании незаконными приказов МВД по Республике Дагестан о наложении дисциплинарных взысканий от 29 января 2016 г. №187 в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, от 3 февраля 2016 г. №185 л/с в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, от 10 марта 2016 г. №458 л/с в виде строгого выговора, от 15 августа 2016 г. №1808 л/с в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.

Так, в решении суда указано, что трехмесячный срок давности обращения в суд начал течь с момента вручения истцу копий вышеперечисленных приказов о наложении дисциплинарных взысканий в ходе судебного заседания 1 ноября 2017 года.

Однако в соответствии с частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Из изложенного следует, что закон связывает начало течения сроков исковой давности по требованиям о признании незаконными приказов о наложении дисциплинарных взысканий с тем, когда истцу стало известно либо должно было стать известно о нарушении его прав, а не с моментом вручения приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Установлено, что Рамазанов В.А. 16 сентября 2016 года ознакомлен под роспись с приказом МВД по Республике Дагестан от 16 сентября 2016 г. №2133 л/с о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в органах внутренних дел, который содержит перечень всех действующих дисциплинарных взысканий истца с указанием вида взыскания и реквизитов приказов, которыми они наложены.

Кроме того, Рамазанов В.А. в своем исковом заявлении, подписанном им собственноручно 18 октября 2016 года, подтверждает получение копии заключения служебной проверки от 25 августа 2016 года, в котором также содержится перечень действующих дисциплинарных взысканий истца.

Таким образом, истец узнал о нарушении своих прав путем привлечения к дисциплинарной ответственности 16 сентября 2016 года, однако своевременно в суд с требованиями об их обжаловании не обратился.

Судом первой инстанции сделан вывод о преследовании истца со стороны МВД по Республике Дагестан вследствие конфликта, имевшего место между истцом и Министром внутренних дел по Республике Дагестан.

Судебная коллегия считает, что данный вывод основан исключительно на показаниях самого истца, принятых судом первой инстанции без проверки на достоверность, что является нарушением статей 56,61,67 ГПК РФ.

Кроме того, исходя из смысла подпункта «а» пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», применяемого по аналогии, факт преследования со стороны работодателя подлежит доказыванию истцом.

Суд первой инстанции, признавая недействительным заключение служебной проверки от 25 августа 2016 года, сослался на то, что в заключении не указаны конкретные действия, совершенные Рамазановым В.А.., которые были признаны нарушением Дисциплинарного устава и являлись неисполнением им должностных обязанностей, либо действия, которые Рамазанов В.А. должен был совершить, но не совершил, тем самым нарушив служебную дисциплину, в связи с чем, по мнению суда первой инстанции, формальное указание на нарушения истцом положений Дисциплинарного устава и приказов МВД России не может служить достаточным законным основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности в виде увольнения из органов внутренних дел.

Данный вывод суда первой инстанции также основан на неверном толковании норм материального права, ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ руководителем (начальником) в органах внутренних дел является в том числе руководитель подразделения, организации или службы и его заместитель, сотрудник органов внутренних дел, наделенный в установленном порядке полномочиями по руководству другими сотрудниками.

Согласно статье 47 Федерального закона 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Статьей 49 данного Федерального закона предусмотрено, что нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Пунктом 7 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ предусмотрено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.

Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377 утвержден Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Дисциплинарный устав), в соответствии с пп. "а", "д", "лм ст. 7 которого в целях поддержания служебной дисциплины руководитель (начальник) обязан обеспечивать соблюдение подчиненными сотрудниками законодательства Российской Федерации, служебной дисциплины; знать и анализировать состояние служебной дисциплины, морально-психологического климата в подчиненном органе внутренних дел (подразделении), своевременно принимать меры по предупреждению нарушений служебной дисциплины сотрудниками; принимать меры по выявлению, пресечению и профилактике нарушений служебной дисциплины сотрудниками, а также причин и условий их совершения.

Пунктом 12 Руководства по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 11 февраля 2010 г. N 80 (далее - приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. N 80), определено, что руководители осуществляют общее руководство морально-психологическим обеспечением, участвуют в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения и несут личную ответственность за морально-психологическое состояние личного состава, состояние социально-психологического климата в служебных коллективах, состояние служебной дисциплины и законности в органах (учреждениях), отдельных, самостоятельных, входящих и внештатных подразделениях.

Из приведенных положений Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, Дисциплинарного устава, ведомственных нормативных актов органов внутренних дел, регламентирующих в том числе деятельность руководителей в органах внутренних дел, следует, что руководитель (начальник) несет персональную ответственность за выполнение вверенным ему подразделением органов внутренних дел возложенных на это подразделение задач и функций. В силу принципа единоначалия руководитель отвечает за свои действия и за действия своих подчиненных. К служебным обязанностям руководителя подразделения органов внутренних дел относится принятие мер по предупреждению нарушений служебной дисциплины сотрудниками, по выявлению, пресечению и профилактике нарушений служебной дисциплины сотрудниками, а также по установлению причин и условий их совершения.

В соответствии с п. п. 11, 27 Руководства по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80, субъектами морально-психологического обеспечения являются начальники подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, территориальных органов МВД России, научно-исследовательских и образовательных учреждений, медико-санитарных частей, иных органов, организаций и подразделений, иные должностные лица, на которых решением руководителей возложена организация морально-психологического обеспечения. Воспитательную работу обязаны организовывать и проводить руководители всех уровней, заместители руководителей по работе с личным составом, подразделения воспитательной работы, а при их отсутствии - должностные лица, на которых возложены обязанности по осуществлению морально¬психологического обеспечения.

Заключением служебной проверки от 25 августа 2016 года установлены факты ненадлежащего исполнения должностных обязанностей непосредственными подчиненными Рамазанова В.А., за которых он несет персональную ответственность, что свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны Рамазанова В.А. за деятельностью подчиненных сотрудников, о невыполнении на должном уровне работы по укреплению служебной дисциплины и законности среди сотрудников органов, возложенных на Рамазанова В.А. приказом МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80, и требований ст. ст. 7-9 Дисциплинарного устава.

Суд первой инстанции, разрешая спор, не учел, что именно указанные нарушения служебной дисциплины, установленные служебной проверкой, со стороны Рамазанова В.А. и послужили основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности и издания приказа об увольнении Рамазанова В.А. со службы.

В связи с тем, что служебные обязанности руководителя (начальника) в органах внутренних дел заключаются в организации деятельности вверенного ему подразделения, обеспечении выполнения возложенных на это подразделение задач, то критерием эффективности выполнения руководителем служебных обязанностей является именно достижение результатов, в том числе таких, как соблюдение подчиненными сотрудниками законодательства Российской Федерации, служебной дисциплины, надлежащее состояние морально-психологического климата в служебных коллективах.

Таким образом, правовых оснований для признания приказов о наложении дисциплинарных взысканий и об увольнении незаконными, восстановления истца на службе и взыскания в его пользу денежного довольствия за время вынужденного прогула у суда первой инстанций не имелось.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Так как обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, представление дополнительных доказательств не требуется, судебная коллегия полагает необходимым постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Рамазанова Валерия Абумислимовича, не возвращая дело на новое рассмотрение.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Махачкалы РД от 20 декабря 2017 года отменить. Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Рамазанова В.А. о признании незаконными приказов МВД по Республике Дагестан в части о наложении дисциплинарных взысканий на Рамазанова В. А. от 29 января 2016 г. №187 в виде предупреждения о неполном служебном соответствии; от 3 февраля 2016 г. №185 л/с в виде предупреждения о неполном служебном соответствии; от 10 марта 2016 г. №458 л/с в виде строгого выговора; от 15 августа 2016 г. №1808 л/с в виде предупреждения о неполном служебном соответствии; от 16 сентября 2016 года №2133 л/с о наложении дисциплинарного взыскания; приказ №2173 л/с от 20.09.2016 г. о расторжении контракта и увольнении из органов внутренних дел, а так же заключение служебной проверки от 25.08.2016 г., а также о восстановлении на работе и взыскании заработную плату за время вынужденного прогула с 20.09.2016 года по 20.12.2017 года отказать.

Председательствующий

Судьи