ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2160/2014 от 17.06.2014 Владимирского областного суда (Владимирская область)

     Дело № 33-2160/2014                                              Докладчик Огудина Л.В.

                                                                                         Судья Андреева А.П.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

 председательствующего Судаковой Р.Е.

 и судей Огудиной Л.В., Гришиной Г.Н.,

 при секретаре Киселевой Т.А.

 рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 17 июня 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный на решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 03 апреля 2014 года, которым постановлено:

 Заявление Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в интересах ФИО14 и ее несовершеннолетних детей ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 об оспаривании решения должностного лица органа местного самоуправления, удовлетворить.

 Признать незаконным и отменить Постановление главы муниципального образования город Гусь-Хрустальный за **** от **** в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ФИО14.

 Обязать администрацию муниципального образования город Гусь-Хрустальный повторно рассмотреть заявление ФИО14 о принятии на учет нуждающейся в жилом помещении ее и несовершеннолетних детей в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

 Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения представителя заинтересованного лица ФИО22, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу прокурора Куропаткина А.В., судебная коллегия

 У С Т А Н О В И Л А:

 Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор обратился в суд в интересах ФИО14 и ее семерых несовершеннолетних детей с вышеуказанными требованиями.

 В обоснование требований указал, что в межрайонную прокуратуру обратилась ФИО14, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, по вопросу отказа администрации г.Гусь-Хрустальный в постановке её семьи из восьми человек на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Проведенной проверкой установлено, что постановлением главы города от **** **** ФИО14 было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с не представлением документов, предусмотренных ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя. Полагал данный отказ незаконным, нарушающим права заявителя, поскольку сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождают для гражданина каких-либо прав или обязанностей. ФИО14 с детьми зарегистрирована по адресу: ****, общей площадью **** кв.м. Также в данной квартире зарегистрированы ФИО1 (мать заявителя, умерла ****), ФИО2 (брат заявителя), ФИО3 (брат заявителя), ФИО4 (племянница). Фактически в указанном жилом помещении длительное время проживает ФИО14 с детьми. ФИО1 до смерти не прожила в квартире более **** лет; ФИО2 не проживает в квартире более **** лет; ФИО3 **** лет проживает фактически в ****; ФИО4 в квартире не проживает с момента регистрации. Для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ФИО14 **** представила все документы на членов своей семьи (себя и детей). В связи с этим считал, что заявителем были представлены документы для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 8-9 Закона Владимирской области от 06.05.2005 № 49-ОЗ.

 В судебном заседании помощник Гусь-Хрустального межрайонного прокурора Устюкова О.С. и заявитель ФИО14 поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

 Представитель заинтересованного лица - администрации МО г. Гусь-Хрустальный - по доверенности ФИО23 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. В возражениях указала, что квартира, расположенная по адресу: ****, является муниципальной собственностью; нанимателем жилого помещения является ФИО1, с которой был заключен договор социального найма на семью, состоящую из **** человек. При обращении ФИО14 **** с заявлением о признании семьи нуждающейся в жилом помещении, о том, что ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 не проживают в квартире, известно только со слов заявителя. Для рассмотрения заявления на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам, с заявлением должны быть представлены необходимые документы, в том числе документы, подтверждающие состав семьи, справка БТИ о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности на каждого члена семьи, справка о доходах семьи за последний календарный год, справки о доходах от вкладов в банках и иных кредитных организациях на каждого совершеннолетнего члена семьи, за последний календарный год. Учитывая, что ФИО14 не представлены документы в полном объеме или решение о том, что ФИО1, ФИО2., ФИО3 и ФИО4 не являются членами её семьи, то в соответствии с действующим законодательством ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

 Заинтересованное лицо ФИО24 и его представитель ФИО25, в судебном заседании поддержали заявленные требования.

 Заинтересованное лицо ФИО26 отбывает наказание в местах лишения свободы, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело с ее участием, однако этапирование по гражданским делам не предусмотрено. Представитель ФИО26 - ФИО27 поддержала доводы заявления.

 Заинтересованное лицо ФИО28 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, возражений по заявлению и ходатайств не представил.

 Судом постановлено указанное выше решение.

 В апелляционной жалобе представителем администрации МО г. Гусь-Хрустальный поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного, в связи с неправильным применением судом норм материального права и выходом за рамки заявленных требований.

 В возражениях на апелляционную жалобу помощник межрайонного прокурора Устюкова О.С. полагает решение законным и обоснованным, доводы жалобы несостоятельными.

 Апелляционное рассмотрение проведено без участия заявителя ФИО14, заинтересованных лиц ФИО24, ФИО28, ФИО26, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, что в силу ст.ст.167, 327 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

 Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 Основания для отмены или изменения решения суда предусмотрены ст.330 ГПК РФ. Таких оснований судебной коллегией не установлено.

 В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 Согласно ст. 255 ГПК РФ К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 В силу ст.49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

 Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма указаны в ст.51 ЖК РФ.

 В соответствии с п. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

 Согласно п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

 На основании п. 9 раздела II Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Законом Владимирской области от 06.05.2005 № 49-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» к документам, подтверждающим право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относятся: документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и т.п.); решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим; документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно: - выписка из домовой книги (поквартирной карточки) или похозяйственной книги; - документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.); - выписка из технического паспорта БТИ с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией; - справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемая каждым дееспособным членом семьи заявителя; - документы, подтверждающие отношение гражданина к иной определенной федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом Владимирской области категории граждан, имеющих право быть принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

 В приложении № 2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного постановлением главы **** от **** ****, также содержится перечень документов, необходимых для принятия решения о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 2.7.1 регламента).

 Законом Владимирской области от 08.06.2005 № 77-ОЗпредусмотрен порядок определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания их малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

 Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, по адресу: **** зарегистрированы: ФИО1 (наниматель), ФИО2 (сын), ФИО4 (внучка), ФИО3 (сын), ФИО5. (дочь), несовершеннолетние внуки: ФИО6., ФИО7, ФИО8., ФИО9., ФИО10., ФИО11., ФИО12. Указанная квартира является муниципальной собственностью. Заявитель ФИО14 зарегистрирована по указанному адресу с ****.

 На основании договора социального найма ****, заключенного ****, наймодателем жилого помещения является администрация МО г. Гусь-Хрустальный, нанимателем - ФИО1 совместно с которой в жилое помещение общей площадью **** кв.м вселены: ФИО2., ФИО3, ФИО5. - дети нанимателя, ФИО4., ФИО13., ФИО7., ФИО8., ФИО9., ФИО10., ФИО11., ФИО12. - внуки нанимателя.

 Решением Совета народных депутатов муниципального образования город Гусь-Хрустальный от **** **** установлена учетная норма площади жилого помещения в размере не более **** кв.м общей площади на одного члена семьи.

 **** ФИО5. обратилась в администрацию МО г. Гусь-Хрустальный с заявлением о принятии на учет нуждающейся в жилом помещении семьи, состоящей из нее и ее семерых несовершеннолетних детей, представив необходимые документы на указанный состав семьи.

 Постановлением главы МО г. Гусь-Хрустальный от **** **** ФИО5. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с не представлением документов, предусмотренных ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.

 В уведомлении администрации МО город Гусь-Хрустальный от **** заявителю было сообщено об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по указанным выше основаниям со ссылкой на постановление главы города от **** ****.

 Разрешая требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в интересах ФИО5 и её детей, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоответствии оспариваемого отказа действующему законодательству, указав, что ни Жилищный кодекс РФ, ни Порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ни административный регламент по предоставлению муниципальной услуги не содержат указаний о представлении документов с учетом всех зарегистрированных в жилом помещении лиц, речь идет о членах семьи заявителя.

 Однако ФИО5 отказано в связи с не представлением документов на зарегистрированных в жилом помещении лиц - её матери ФИО1., братьев ФИО2 и ФИО3., племянницы ФИО4

 Проанализировав установленные обстоятельства дела и нормы материального права, оценив представленные доказательства в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что перечисленные выше лица не могут быть признаны в качестве членов семьи ФИО5. При этом ФИО2., ФИО3 и ФИО4 в договоре социального найма указаны как члены семьи нанимателя ФИО1

 Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и учитывает следующее.

 ФИО5 обратилась в администрацию МО г. Гусь-Хрустальный с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении составом своей семьи, состоящей из восьми человек (она и **** её несовершеннолетних детей). Родственников - ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 в качестве членов своей семьи не указывала и данные лица не претендуют на постановку на учет в целях улучшения жилищных условий в составе семьи ФИО5 Наниматель жилого помещения ФИО1, умершая ****, при жизни с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с указанием всех членов её семьи не обращалась.

 Кроме того, по смыслу положений ч.1 ст. 69 ЖК РФ ФИО2, ФИО3 и ФИО4 не могут быть отнесены к членам семьи ФИО5., пока не доказано иное.

 Также ФИО5 перестала быть членом семьи ФИО1, поскольку создала свою семью. Доказательств факта ведения ФИО5 с матерью ФИО1., братьями и племянницей совместного хозяйства и

 постоянного проживания, в силу ст.249 ГПК РФ не представлено.

 Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, а согласно ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация по месту жительства или пребывания является административным актом; регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

 Учитывая изложенное, у администрации МО г. Гусь-Хрустальный отсутствовали основания требовать у ФИО5 представления документов на лиц, которые зарегистрированы с ней в жилом помещении и не являются членами её семьи.

 При обращении в администрацию МО г.Гусь-Хрустальный ФИО5 были предоставлены необходимые документы в отношении себя и несовершеннолетних детей, в том числе: документы удостоверяющие личность, свидетельства о рождении детей, справка с места жительства, договор социального найма жилого помещения, справка БТИ, справки о доходах семьи, удостоверение о том, что она является многодетной матерью.

 В связи с этим, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ФИО5 предоставлены все необходимые документы в отношении себя и членов своей семьи.

 Довод представителя администрации МО г. Гусь-Хрустальный об отсутствии решения суда о признании указанных выше лиц не членами семьи ФИО5 либо об утрате ими права пользования жилым помещением, не могут быть приняты во внимание, поскольку представленные ФИО5 документы не содержат сведений о том, что ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 являются членами её семьи.

 При этом суд обоснованно указал, что проживание либо временное отсутствие указанных лиц в жилом помещении, правового значения для решения вопроса о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении семьи ФИО5 составом **** человек не имеет. Даже без учета указанных лиц, заявитель с детьми обеспечены жилым помещением менее учетной нормы.

 Признав незаконным оспариваемое решение органа местного самоуправления, суд правомерно обязал администрацию МО г. Гусь-Хрустальный повторно рассмотреть заявление ФИО5. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ее и несовершеннолетних детей.

 Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, поскольку в заявлении Гусь-Хрустального межрайонного прокурора отсутствует требование об обязании повторно рассмотреть заявление ФИО5 на заседании общественной комиссии, а заявлено об обязании принять заявителя на учет нуждающихся, не может быть принят во внимание.

 Учитывая, что заявленные требования вытекают из публичных правоотношений, суд проверяет законность оспариваемого решения независимо от доводов заявления и при удовлетворении требований о признании решения органа местного самоуправления незаконным, в соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ восстанавливает нарушенные права заявителя.

 Поскольку заявление ФИО5 о принятии на учет нуждающихся по существу комиссией рассмотрено не было, заявителю отказано в принятии на учет по формальным основаниям, то с учетом компетенции органа местного самоуправления, суд правомерно возложил на заинтересованное лицо обязанность рассмотреть заявление ФИО5 по существу, исходя из представленных ею документов.

 Таким образом, решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи, с чем решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.

 Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 03 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный - без удовлетворения.

 Председательствующий                                                                Р.Е. Судакова

 Судьи:                                                                                             Л.В. Огудина,

              Г.Н. Гришина