Судья Лыкина О.С. Дело № 33-2162/2018
Докладчик – Петрова Л.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 сентября 2018 года г. Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Петровой Л.А.,
судей Доманова В.Ю. и Калинского В.А.,
при секретаре Кононовой Т.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Сахалинской области» о возложении обязанности произвести перерасчет надбавки к пенсии, взыскании недополученной пенсии, установлении факта наличия неучтенного в льготном исчислении периода военной службы, возложении обязанности включить в стаж военной службы неучтенный период в льготном исчислении, взыскании компенсации за потерю времени, судебных расходов, с апелляционной жалобой истца на решение Южно-Сахалинского городского суда от 11 мая 2018 года
Заслушав доклад судьи Петровой Л.А., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Сахалинской области» (далее по тексту - ФКУ), в обоснование заявленных требований, указав следующее. При назначении истцу военной пенсии за выслугу лет, не был учтён льготный период военной службы с 1988 года по 1994 год. 12.05.2016 года в адрес ответчика было подано заявление о перерасчете процентной надбавки за выслугу лет к денежному довольствию с 01.01.2012 года. Полагает, что основанием для перерасчета является пункт «а» статьи 49, пункт «б» статьи 55, статья 58 Федерального закона 4468-1 от 12.02.1993 года, постановление Правительства РФ № 1074 от 21.12.2011 года, действие которого, по мнению истца, распространяется на указанный период, а также приказ МО РФ № 2700 от 30.12.2011 года и архивная справка №1870 от 14.04.2016 года с указанием периодов плавания ФИО1 (более 30 суток ежегодно). Истец полагает, что перерасчет льготной выслуги не был произведен по вине кадрового органа Гидрографической службы ТФО, в связи с не изданием приказа командиром части по месту службы истца об исчислении льготного периода службы. С учетом уточнений исковых требований просит суд возложить обязанность на ФКУ «Военный комиссариат Сахалинской области» произвести перерасчет процентной надбавки военной пенсии за льготный период военной службы, взыскать недополученную пенсию с 01.01.2012 года в размере 258 014,65 рублей, установить факт наличия неучтенного в льготном исчислении периода военной службы с 1988 года по 1994 год по имеющимся доказательствам (архивная справка), включить в стаж военной службы неучтенный период с 1988 года по 1994 год в льготном исчислении, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет процентной надбавки с 12.05.2015 года, а также взыскать с ответчика компенсации за потерю времени в размере 50 000 рублей, взыскать расходы на проживание, связанные с явкой в судебное заседание 26.09.2017 года в размере 1 818 рублей. Также истцом было представлено заявление об изменении основания исковых требований, в котором он указал, что в связи с отсутствием в материалах дела подтверждения Гидрографической службы ТОФ льготного периода военной службы за период с 1988 года по 1994 год, подтверждение (мотивированный ответ) войсковой части № 49283 о наличии льготного периода службы, неучтенного при назначении пенсии, является доказательством для перерасчета льготной выслуги лет к имеющимся выплатам.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 11 мая 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
На решение суда истцом подана апелляционная жалоба, в которой заявлены требования о его отмене и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Кроме того, указывает на неправильное толкование судом статьи 49 Федерального закона 4468-1 от 12.02.1993 года в части оснований для перерасчета пенсии только в связи с изменением должностных окладов. Полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ФИО2 ссылается на отсутствие оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО3 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Остальные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились.
В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав объяснения представителя ответчика ФИО3, судебная коллегия находит, что оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами, не имеется.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Из пункта «а» статьи 5 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. №4468-1 лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии: за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Статьей 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. №4468-1 установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют: а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
Положениями статьи 18 данного закона установлено исчисление выслуги лет для назначения пенсии, так время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. №4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера.
В соответствии с положениями статей 46,49 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. №4468-1, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.
Пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру: а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий; б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона. Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии.
Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.
Согласно пункту 1 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 №1074 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет»), установлено, что настоящие Правила определяют порядок исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере, установленном в соответствии с частью 13 статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на основании приказа командира войсковой части 13023 г. Советская Гавань №111 от 22.05.2003 года ФИО4, уволенный с военной службы приказом №046 от 07.02.2003 года, с 23.05.2003 года исключен из списков личного состава воинской части. С 24.05.2003 года ФИО1 назначена пенсия, с учетом имеющейся выслуги по службе.
12.05.2016 года ФИО1 обратился в ФКУ «Военный комиссариат Сахалинской области» с заявлением о перерасчете процентной надбавки за выслугу лет к пенсии, с приложением архивной справки №<данные изъяты> от 14.04.2016 года, личное дело ФИО1 было направлено в управление кадров Тихоокеанского флота для пересмотра расчета выслуги лет в связи с представленным заявлением, оснований для перерасчета пенсии не установлено.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь подлежащими применению к спорным правоотношениям вышеуказанными правовыми нормами, установил юридически значимые по делу обстоятельства, и, приняв во внимание отсутствие доказательств неправильности исчисления истцу стажа при назначении пенсии, не нашел оснований к установлению факта наличия неучтенного в льготном исчислении периода военной службы и включении данного периода в стаж военной службы, пришел к правильному выводу о том, что оснований для перерасчета надбавки к пенсии за выслугу лет не имеется и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
При этом суд учел, что статьей 49 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. №4468-1 не предусмотрено оснований для перерасчета истцу выслуги лет в связи с принятием Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, от 21.12.2011 №1074.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, подтверждены материалами дела, основаны на полном, всестороннем и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости перерасчета пенсии исходя из порядка исчисления времени военной службы на льготных условиях, установленного Правилами исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 №1074), являются несостоятельными, поскольку согласно пункту 3 данного Постановления оно вступило в силу с 1 января 2012 года, в то время как пенсия истцу ФИО1 назначена с 24.05.2003 года, в связи с чем указанные Правила не могут быть применены к правоотношениям, связанным с порядком исчисления времени военной службы истца.
Аргументы апелляционной жалобы истца ФИО1 полностью повторяют процессуальную позицию ответчика в суде первой инстанции, отклоненную судом с указанием соответствующих мотивов, тем самым направлены на переоценку доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основаниями для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 11 мая 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий Л.А. Петрова
Судьи В.Ю. Доманов
В.А. Калинский