Дело № 33-2163
Докладчик Ульянкин Д.В.
Судья Окорокова Э.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 сентября 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Ульянкина Д.В.
судей Старцевой С.А., Жидковой Е.В.,
при секретаре Комиссаровой А.Н.,
в открытом судебном заседании в г. Орле рассмотрела гражданское дело по иску Ливенского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Лицей имени С.Н. Булгакова» г. Ливны, Департаменту образования, молодежной политики и спорта Орловской области о возложении обязанности обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников,
по апелляционному представлению Ливенской межрайонной прокуратуры Орловской области на решение Ливенского районного суда Орловской области от 18 июня 2013 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Ливенского межрайонного прокурора отказать».
Заслушав дело по докладу судьи Орловского областного суда Ульянкина Д.В., объяснения представителя истца – старшего помощника прокурора Лубышева В.В., поддержавшего доводы апелляционного представления, возражения представителя ответчика Департамента образования и молодежной политики Орловской области – ФИО1, представителя третьего лица Управления общего образования администрации г. Ливны – Белуха И.В., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Ливенский межрайонный прокурор Орловской области, действующий в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Лицей имени С.Н. Булгакова» г. Ливны, Департаменту образования, молодежной политики и спорта Орловской области об обязании обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников.
В обоснование требований указывал, что Ливенским межрайонным прокурором в ходе проверок исполнения законодательства об образовании было установлено, что в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Лицей имени С.Н. Булгакова» г. Ливны не в полной мере материально обеспечен образовательный процесс.
Приводил доводы о том, что резерв библиотечного фонда лицея позволяет обеспечить учебниками и учебными пособиями учащихся по предметам основной образовательной программы на 35%.
Указывал, что в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» государством гарантируется бесплатность и общедоступность начального общего, основного общего и среднего (полного) образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В перечень требований к учебно-методическому обеспечению учебного процесса входят наличие учебников, учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами. Данную обязанность образовательное учреждение должно выполнять самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств. Однако учебным заведением указанная обязанность в полном объеме не выполняется.
Полагал, что неисполнение ответчиком своих обязанностей по организации учебного процесса нарушает права несовершеннолетних, обучающихся в лицее, на общедоступное и бесплатное образование, что несовместимо с задачами общеобразовательных программ и снижает качество подготовки обучающихся.
Определением Ливенского районного суда Орловской области от 19 апреля 2013 года в качестве соответчика привлечен Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области.
В связи с этим, с учетом уточнения исковых требований, просил суд обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей имени С.Н. Булгакова» г. Ливны и Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении Ливенский межрайонный прокурор Орловской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований.
В обоснование ссылается на то, что вывод суда о невозможности удовлетворения требований прокурора ввиду отсутствия неправомерных действий со стороны ответчиков, является ошибочным, поскольку заявки образовательного учреждения удовлетворяются без учета фактических потребностей в учебниках и учебных пособиях и без учета их реальной стоимости.
Полагает, что недостаточность выделяемых местным бюджетам субвенций согласно нормативам, а также отсутствие финансовой возможности в реализации мер по укомплектованию библиотеки образовательного учреждения печатными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана не может служить отлагательным условием к неисполнению требований закона.
Утверждает, что факт не обеспечения бесплатными учебниками всех школьников нарушает конституционные права на бесплатное образование неопределенного круга лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в порядке ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации», Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимым для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные расходы, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 41 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.
В соответствии с Законом Орловской области от 26 декабря 2005 года № 562-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Орловской области» размер субвенции в целях обеспечения государственных прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях, необходимый для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), для муниципальных районов (городских округов), определяется с учетом прогнозируемой на соответствующий финансовый год среднегодовой численности обучающихся, которая определяется органом исполнительной государственной власти специальной компетенции области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативно-правового регулирования, а также правоприменительные функции в сфере бюджетной политики, на основании показателей форм федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений по состоянию на начало учебного года соответствующего текущего финансового года.
Приказом Росстата от 27.08.2012 № 466 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации Федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений» утверждена форма № ОШ-1 «Сведения об учреждении, реализующем программы общего образования», с указанием численности учащихся, по которой ежегодно школы в начале сентября предоставляют соответствующие отчёты.
Во исполнение Закона Орловской области от 26.12.2005 № 562-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Орловской области» и Закона Орловской области от 25.12.2008 года № 868-ОЗ «О порядке определения нормативов финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию основных общеобразовательных программ» Правительством Орловской области издано Постановление от 17.01.2011 № 4, в котором была утверждена норма расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) на 2011 год в размере 333 рубля на одного обучающегося, используемые для расчета субвенции из областного бюджета на финансовое обеспечение образовательного процесса в муниципальных общеобразовательных учреждениях в части исполнения государственных полномочий Орловской области на 2011 год.
На 2012, 2013 годы этот норматив также составил 333 рубля на одного обучающегося (Постановление Правительства Орловской области от 31 мая 2012 г. № 175, Постановление Правительства Орловской области от 21 января 2013 г. № 5).
Объём субвенции из областного бюджета на указанные цели рассчитывается с учётом установленного норматива и количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях, что ежегодно утверждаются законом Орловской области «Об областном бюджете».
Пунктом 4.2 Положения о Департаменте образования, молодежной политики и спорта Орловской области (утверждено Постановлением Правительства Орловской области от 24.11.2011 № 407, установлено, что Департамент реализует на территории Орловской области единую государственную политику в сферах образования, молодежной политики, защиты прав несовершеннолетних, опеки и попечительства (далее - подведомственные сферы деятельности), а также в рамках своей компетенции осуществляет обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законодательством Орловской области.
Из материалов дела усматривается, что нормативы, с учётом которых осуществляется расчёт и предоставление субвенции местным бюджетам, Ливенским межрайонным прокурором Орловской области не оспорены.
Исходя из своих функциональных обязанностей Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области является исполнительным органом, который не наделен полномочиями по утверждению целевого назначения и нормативов распределения бюджетных денежных средств.
В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
Таким образом, к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах имеющегося финансирования.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что финансирование учреждения осуществляется Администрацией г. Ливны на условиях, определенных действующим законодательством и нормативами, определенными в расчете на одного обучающегося.
Установив фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о соблюдении органами государственной власти в сфере образования порядка выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимым для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные расходы, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными Правительством Орловской области, суд правомерно пришёл к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Ливенского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Лицей имени С.Н. Булгакова» г. Ливны, Департаменту образования, молодежной политики и спорта Орловской области об обязании обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников.
По указанным основаниям доводы апелляционного представления Ливенского межрайонного прокурора не могут повлечь отмену решения суда, поскольку судом не установлено нарушений со стороны ответчиков по обеспечению образовательных учреждений учебниками в пределах выделенных на эти цели денежных средств.
Ввиду изложенного, доводы апелляционного представления не опровергают выводы судебного решения, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Ливенского районного суда Орловской области от 18 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление Ливенского межрайонного прокурора Орловской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи