ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2164-2019 от 11.07.2019 Курского областного суда (Курская область)

Судья: Шубина Е.В. Дело № 33-2164-2019 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 июля 2019 года г. Курск

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Апалькова А.М.,

судей Букреевой Е.В., Рязанцевой О.А.

при секретаре Бабенко А.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Управления Федеральной службы в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области к администрации Поныровского района Курской области, муниципальному унитарному предприятию «Жилкомсервис поселка Поныри» Поныровского района Курской области о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, поступившее по апелляционным жалобам представителя ответчика МУП «Жилкомсервис» п. Поныри ФИО1, представителя 3-го лица на стороне ответчика Комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области ФИО2 на решение Поныровского районного суда Курской области от 04 апреля 2019 года,

которым постановлено:

«Исковое заявление Управления Федеральной службы в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области удовлетворить частично.

Возложить на муниципальное унитарное предприятие «Жикомсервис п. Поныри» ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на территории муниципального образования «1-й Поныровский сельсовет» Поныровского района Курской области в 50 метрах от автодороги Поныри-Ольховатка на земельном участке, входящем в кадастровый квартал , в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на администрацию Поныровского района Курской области обязанность принять участие в ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на территории муниципального образования «1-й Поныровский сельсовет» Поныровского района Курской области в 50 метрах от автодороги Поныри-Ольховатка на земельном участке, входящем в кадастровый квартал , путем оказания регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия по созданию необходимых условий по очистке земельного участка, занятого указанной свалкой, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на комитет жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Курской области обязанность организовать деятельность по сбору и вывозу отходов с несанкционированной свалки, расположенной на территории муниципального образования «1-й Поныровский сельсовет» Поныровского района Курской области в 50 метрах от автодороги Поныри-Ольховатка на земельном участке, входящем в кадастровый квартал , в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Букреевой Е.В., объяснения представителя МУП «Жилкомсервис» п. Поныри –ФИО3, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя комитета ЖКХ и ТЭК Курской области по доверенности ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы (основной и дополнительной), представителя Администрации Поныровского района Курской области – Бутырских А.В. и представителя администрации МО «1-й Поныровский сельсовет» ФИО4, полагавших апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия

У с т а н о в и л а:

Управление Федеральной службы в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области обратилось в суд с иском (впоследствии уточненным) к администрации муниципального образования «1-ый Поныровский сельсовет» Поныровского района Курской области о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде. В обоснование требований указано, что в ходе проведения рейдовой проверки по государственному экологическому надзору на территории муниципального образования «1-ый Поныровский сельсовет» Поныровского района Курской области на земельном участке в 50 метрах от автодороги Поныри-Ольховатка обнаружена несанкционированная свалка ТБО средней высотой захламления 1,4 м., площадью 15268 кв.м. Данная свалка находится на земельном участке, входящем в кадастровый квартал , относящийся к сельскохозяйственным угодьям. В результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке причинен вред окружающей среде. В связи с чем истец просил возложить обязанность на администрацию муниципального образования «1-ый Поныровский сельсовет» Поныровского района Курской области разработать проект восстановительных работ (рекультивации) земельного участка, входящего в кадастровый квартал , находящегося на территории 1-го Поныровского сельсовета Поныровского района Курской области в 50 метрах от автодороги Поныри-Ольховатка, и осуществить рекультивацию указанного земельного участка в срок до 31.05.2019 года

Определением суда от 07.02.2019 года по ходатайству истца была произведена замена ненадлежащего ответчика администрации 1-го Поныровского района Курской области на надлежащего ответчика администрацию Поныровского района Курской области, к участию в деле в качестве соответчика привлечено МУП «Жилкомсервис поселка Поныри» Поныровского района Курской области, в качестве третьих лиц на стороне соответчиков, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Курской области, администрация муниципального образования «1-й Поныровский сельсовет «Поныровского района» Курской области.

В связи с чем, истец уточнил заявленные исковые требования и указал, что именно на ответчике лежит обязанность по возмещению вреда, причиненного окружающей природной среде несанкционированной свалкой, фактом существования несанкционированной свалки и непринятием мер по ее ликвидации. На основании изложенного, просил обязать администрацию Поныровского района разработать проект восстановительных работ (рекультивацию) земельного участка, входящего в кадастровый квартал , находящегося на территории 1-го Поныровского сельсовета Поныровского района Курской области в 50 метрах от автодороги Поныри-Ольховатка, и восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем проведения рекультивации данного земельного участка в соответствии с Правилами рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 г. №800

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика МУП «Жилкомсервис» п. Поныри ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права.

В апелляционной жалобе (основной и дополнительной) представитель 3-го лица комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Курской области ФИО2 просит решением суда отменить, как незаконное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.

Представитель истца в судебное заседание при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.

Статьями 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от 30.03.999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредное воздействие на человека, которое обеспечивается, в первую очередь, выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства.

Согласно ст. 3 Федерального Закона РФ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в число основных принципов охраны окружающей среды, входит в том числе, и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях

В силу статьи 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч.1 ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", установлены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым относятся принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности.

В силу абзаца 16 статьи 6 указанного закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

На основании пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 18.10.2017 г. Управлением Росприроднадзора по Курской области проведена рейдовая проверка по государственному экологическому надзору на территории муниципального образования «1-ый Поныровский сельсовет» Поныровского района Курской области, в ходе которой на территории муниципального образования «1-ый Поныровский сельсовет» Поныровского района Курской области на земельном участке, входящем в кадастровый квартал 46:18:021501, в 50м от автодороги Поныри-Ольховатка, в границах п. Поныри было выявлено незаконное размещение отходов производства и потреблении – свалка ТБО средней высотой захламления 1,4м, площадью 15268 кв.м.

Место складирования отходов в государственный реестр объектов размещения отходов не внесено и для складирования не предназначено.

Как следует из материалов дела, земельный участок, входящий в кадастровый квартал 46:18:021501 и расположенный на территории муниципального образования «1-ый Поныровский сельсовет» Поныровского района Курской области, относится к землям сельскохозяйственного назначения, государственная собственности на которые не разграничена. Право собственности на указанный объект не зарегистрировано.

В рамках проведения государственного экологического надзора, на основании заявки Управления Роспотребнадзора по Курской области от 16.10.2017 №ГП-03/4265 и 16.10.2017 №ГП-03/4266, сотрудниками ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» 18.10.2017 г. произведен отбор проб отходов на территории несанкционированной свалки в границах п. Поныри Курской области.

В соответствии с экспертным заключением от 26.10.2017 г. №67 и заключением от 26.10.2017 г. №66, по результатам лабораторных измерений (биотестирования с использованием двух тест-объектов, установлено, что острое токсическое действие на тест-объекты отсутствует при 1% концентрации водного экстракта проанализированных проб отходов дерева, проб отходов ткани и проб отходов резины, что соответствует IV классу опасности. Острое токсическое действие отсутствует при 100% концентрации водного экстракта проанализированных проб бумаги и проб отходов пластмасс, что соответствует V классу опасности.

Сторонами по делу не оспаривалось, что в течение длительного времени (на протяжении более 20-ти лет) в месте, где была обнаружена свалка, фактически функционировала свалка твердых бытовых отходов.

Судом установлено, что с 2007 года по 2018 год вывоз отходов на несанкционированную свалку производило МУП «Жилкомсервис п. Поныри».

Так, из материалов дела следует, что постановлениями №И/01-18 от 08.09.2015 года и №69-О от 27.02.2018 г., директор МУП «Жилищно-коммунальный сервис п. Поныри» привлекался к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, а именно: МУП производило разгрузку ТБО в 50 метрах от автодороги Поныри-Ольховатка, в границах п. Поныри, площадь захламления составляет 1,5 га.

Кроме того, указанные обстоятельства были подтверждены показаниями свидетелей ФИО15 которые были допрошены в суде первой инстанции.

Оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что вред окружающей среде причинен виновными действиями МУП «Жилкомсервис п. Поныри», осуществляющего длительный период времени, более пяти лет, вывоз отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на несанкционированную свалку, и бездействием администрации Поныровского района Курской области, не предпринимавшей никаких действий по предотвращению причиняемого в результате существования несанкционированной свалки вреда окружающей среде.

Данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, поскольку они соответствуют материалам дела и закону.

Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области окружающей среды, установлен в ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ, в соответствии с пунктом 1 которой такая компенсация осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 названного Федерального закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Пункт 1 статьи 78 указанного Федерального закона устанавливает, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда; определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

С учетом приведенных правовых норм, суд обоснованно принял решение о возложении на виновное лицо МУП «Жилкомсервис п. Поныри» обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, а на администрацию Поныровского района Курской области возложил обязанность принять участие в ликвидации несанкционированной свалки отходов.

Доводы апелляционной жалобы МУП «Жилкомсервис п. Поныри» в той части, что судом не установлен собственник земельного участка, который должен нести ответственность за его состояние, является несостоятельным, поскольку судом установлено, что вред окружающей среде причинен именно МУП «Жилсервис п. Поныри», которое в силу действующего законодательства обязан его возместить путем ликвидации несанкционированной свалки.

Судебная коллегия не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы МУП «Жилкомсервис п. Поныри» о том, что вывоз мусора осуществлялся и иными физическими и юридическими лицами, поскольку материалы дела таких доказательств не содержат и ответчиком в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ представлено не было.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части разработки проекта рекультивации, суд мотивировал тем, что несанкционированная свалка находится в бывшем карьере, разработанном после 1986 г., после окончания разработки карьера рекультивация не проводилась. На территории, прилегающей к несанкционированной свалке, превышений ПДК, ОДК, ФК, НК не выявлено. Доказательств о необходимости проведения рекультивации истцом не представлено.

Решение суда в данной части сторонами по делу не обжалуется.

Кроме того, решением суда на комитет жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Курской области, привлеченного к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, возложена обязанность организовать деятельность по сбору и вывозу отходов с указанной несанкционированной свалки.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик.

Ответчиком признается сторона спора, судебного дела, к которой предъявлены претензии, требования со стороны истца.

В силу ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, при этом резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда (ч. 5 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При рассмотрении настоящего дела истцом-Управлением Федеральной службы в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области какие-либо материально-правовые требования к комитету жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Курской области не предъявлялись, вопрос об уточнении исковых требований суд перед истцом не ставил.

Согласно ч. 6 ст. 327 ГПК РФ, в суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких исковых требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда от 19 июня 2012 г. N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в соответствии с частью 4 статьи 327.1 ГПК РФ не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

В связи с этим судебная коллегия лишена возможности устранить нарушения норм процессуального закона, допущенные судом первой инстанции, поэтому решение суда в данной части подлежит отмене как принятое с нарушением норм процессуального права.

В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Руководствуясь п.2 ст. 328, п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О п р е д е л и л а :

Решение Поныровского районного суда Курской области от 04 апреля 2019 года в части возложения на комитет жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Курской области обязанности организовать деятельность по сбору и вывозу отходов с несанкционированной свалки, расположенной на территории муниципального образования «1-й Поныровский сельсовет» Поныровского района Курской области в 50 метрах от автодороги Поныри-Ольховатка на земельном участке, входящем в кадастровый квартал , в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, отменить.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика МУП «Жилкомсервис» п. Поныри ФИО1- без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: