ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-21644/18 от 07.12.2018 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Горюшкина Т.В. Дело № 33-21644/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 07 декабря 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,

судей Зоновой А.Е., Сорокиной С.В.,

при секретаре Безумовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Васильева В.И. к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе истца на решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил от 03.10.2018.

Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Васильев В.И. обратился в суд с иском к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области (далее по тексту Управление) об оспаривании законности отказа в назначении ему дополнительного ежемесячного материального обеспечения, ссылаясь в обоснование требований на следующие обстоятельства.

Истец является получателем пенсии по старости, 22.05.2018 обратился в Управление с заявлением о назначении ему дополнительного ежемесячного материального обеспечения (далее по тексту ДЕМО) в соответствии с Федеральным законом от 04.03.2002 № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» (далее Закон № 21-ФЗ), полагая, что имеет право на указанную выплату в связи с присуждением ему премии Правительства РФ в области науки и техники за 2006 год и присвоением звания «Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники». В удовлетворении заявления истца Управление отказало письмом от 08.08.2018, ссылаясь на то, что премии правительства РФ не наделены статусом «Государственной» премии. Истец считает отказ незаконным, поскольку Правительство РФ является органом государственной власти РФ, премия присуждена от имени Российской Федерации и носит общегосударственный характер.

На основании изложенного, Васильев В.И. просил признать за ним право на назначение ДЕМО и обязать Управление назначить и выплачивать ему ДЕМО с 22.05.2018.

Ответчик возражал против иска, настаивая на правомерности отказа в назначении истцу ДЕМО и указывая, что перечень премий, дающих право на получение ДЕМО за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, установленный п. 2 ст. 1 Закона № 21-ФЗ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, премии Правительства РФ в указанный перечень не входят.

Решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил от 03.10.2018 в удовлетворении исковых требований Васильева В.И. отказано.

С таким решением истец не согласился, подал апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом при разрешении спора норм материального права, просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленного им иска. Настаивает на том, что премии Правительства РФ имеют статус государственных премий. Указ Президента РФ от 21.06.2004 № 785, вопреки выводу суда, не изменил систему государственного премирования, а лишь усовершенствовал ее. Ссылку суда в решении на приказ Минтруда России от 20.03.2018 № 172н, которым утвержден новый перечень документов, которые необходим предоставлять для назначения ДЕМО, полагает несостоятельной, поскольку названный нормативный акт, установивший обязанность предоставления лицом, претендующим на назначение ДЕМО, диплома лауреата Государственной премии РФ, тем самым исключил из числа лиц, претендующих на назначение ДЕМО, лауреатов государственных премий РФ и, по существу, сузил круг указанных лиц по сравнению с установленным Законом № 21-ФЗ. В этой связи в соответствии со ст. 120 Конституции РФ, п. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 «О судебной системе РФ» суд, установив несоответствие акта государственного или иного органа закону, должен принять решение в соответствии с законом. Ссылаясь на то, что предоставил в Управление весь необходимый перечень документов в соответствии с Административным регламентом предоставления Пенсионным Фондом РФ государственной услуги по установлению и выплате дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, утвержденным приказом Минтруда России от 28.06.2017 № 520н, настаивает на том, что оснований для отказа в назначении ему ДЕМО ни у ответчика, ни у суда не имелось.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом: истец – путем СМС-уведомления от 12.11.2018, ответчик - путем размещения 13.11.2018 соответствующей информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда (с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 16 Постановления от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»). О причинах неявки стороны судебную коллегию не уведомили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, Васильев В.И. является получателем пенсии по старости с 13.09.2010 (пенсионное удостоверение – л.д. 8).

Постановлением Правительства РФ от 19.02.2007 истцу присуждена премия Правительства РФ в области науки и техники за разработку и создание новой техники за 2006 г., вручен диплом лауреата премии Правительства РФ под № 7313 (л.д. 9).

22.05.2018, после увольнения 18.05.2018 из АО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения» (трудовая книжка – л.д. 10-13), истец обратился в Управление с заявлением о назначении ему ДЕМО.

Письмом от 08.08.2018 № 04-78149 за подписью начальника Управления истец уведомлен об отсутствии у него права на назначение ДЕМО в связи с отсутствием у премии правительства РФ статуса «Государственной» премии (л.д. 7).

Отказывая в удовлетворении иска Васильева В.И., суд пришел к выводу об отсутствии у истца права на назначение ДЕМО, при этом исходил из того, что в соответствии с законодательством, действовавшим как на момент присуждения истцу премии Правительства РФ так и в настоящее время, последняя учреждена в целях совершенствования системы премирования в определенной области, стимулирования профессиональной деятельности в этой области и статуса «Государственной» премии не имеет в отличие от Государственной премии РФ, учрежденной Указом Президента РФ от 21.06.2004 № 785.

Судебная коллегия полагает вывод суда об отсутствии у истца права на назначение ДЕМО правильным.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона № 21-ФЗ граждане Российской Федерации, получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.

Согласно подп. 8 п. 2 ст. 1 Закона № 21-ФЗ ДЕМО назначается лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР).

В соответствии со ст. 3 Закона № 21-ФЗ дополнительное материальное обеспечение назначается и выплачивается органом, осуществляющим назначение и выплату соответствующей пенсии или пожизненного содержания судьи (п. 1). Дополнительное материальное обеспечение назначается со дня обращения за ним, но не ранее дня, с которого назначается соответствующая пенсия или пожизненное содержание судьи (п. 2). Выплата дополнительного материального обеспечения производится одновременно с выплатой соответствующей пенсии или пожизненного содержания судьи (п. 4). Дополнительное материальное обеспечение не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы (п. 5).

Довод апелляционной жалобы о том, что премии Правительства РФ имеют статус государственных премий, является правильным, поскольку в соответствии со ст. 11, п. 4 ст. 78 Конституции РФ, ст. 1 Федерального Конституционного Закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ; Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации; Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации.

Таким образом, премии, присуждаемые Правительством РФ как высшим исполнительным органом государственной власти РФ, имеют статус государственных премий.

Между тем, с учетом положений п. 1 ст. 1 Закона № 21-ФЗ правом на получение ДЕМО обладают лауреаты только таких государственных премий, которые присуждаются за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.

Для решения вопроса о том, относится ли присужденная истцу премия Правительства РФ к числу государственных премий, которые с учетом положений п. 1 ст. 1 Закона № 21-ФЗ дают право на назначение ДЕМО, необходимо руководствоваться нормами, действовавшими на момент присуждения премии.

На момент присуждения истцу премии Правительства РФ в области науки и техники за 2006 год действовали Указ Президента РФ от 21.06.2004 № 785 «О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры» (далее Указ № 785) и постановление Правительства РФ от 26.08.2004 № 439 «О Премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники» (далее Постановление № 439).

Согласно Указу № 785 в целях совершенствования системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры учреждены четыре Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий и три Государственные премии Российской Федерации в области литературы и искусства. Установлено, что Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства присуждаются гражданам Российской Федерации за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой науки и культуры в целях стимулирования дальнейшей научной и творческой деятельности лауреатов указанных премий, создания благоприятных условий для новых научных открытий и творческих достижений. Учрежденные настоящим Указом государственные премии присуждаются за 2004 год и последующие годы.

Указом № 785 утверждено Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусств, согласно которому Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства являются высшим признанием заслуг деятелей науки и культуры перед обществом и государством (п. 1); Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий присуждается гражданам Российской Федерации за выдающиеся работы, открытия и достижения, результаты которых существенно обогатили отечественную и мировую науку и оказали значительное влияние на развитие научно-технического прогресса (п. 2); Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства присуждаются Президентом Российской Федерации (п. 3).

Постановлением № 439 в целях стимулирования научно-технического развития и совершенствования системы премирования за достижения в области науки и техники учреждено 40 ежегодных премий Правительства РФ в области науки и техники с присуждением их начиная с 2005 года, утверждено Положение о премиях Правительства РФ в области науки и техники, в соответствии с которым премии Правительства РФ в области науки и техники являются средством поощрения ученых и специалистов, определены достижения, за которые присуждаются данные премии.

Указ № 785 и Постановление № 439 вступили в силу с 01.01.2005, с этого момента утратили силу постановление Правительства РФ от 26.07.1994 № 873 «Об учреждении премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники» (далее Постановление № 873), постановление Правительства РФ от 27.12.1994 № 1424 «Об утверждении Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники и Положения о Совете по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники» (далее Положение о премиях Правительства РФ) и распоряжение Президента РФ от 05.06.1992 № 282-рп «О Государственных премиях РФ в области науки и техники» (далее Распоряжение № 282-рп), регулировавшие вопросы государственного премирования до 01.01.2005.

В соответствии с п. 2 Постановления № 873 премии Правительства РФ в области науки и техники учреждены с целью стимулирования научно-технического развития и являются средством поощрения ученых и специалистов за научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в результате которых получен значительный экономический или социальный эффект, разработаны принципиально новые технологии и техника, приборы, материалы, оборудование, вещества, другие достижения в области науки и техники, а также за создание высококачественных учебников для образовательных учреждений Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Положения о премиях Правительства РФ премии Правительства РФ в области науки и техники присуждаются ежегодно за следующие достижения:

научно-технические исследования и опытно-конструкторские разработки, завершившиеся созданием и широким применением в производстве принципиально новых технологий, техники, приборов, оборудования, материалов и веществ;

практическую реализацию изобретений, открывающих новые направления в технике и технологии;

крупные, реализованные на практике научно-технические разработки в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;

высокие результаты в разработке и практическом применении новых методов и средств в медицине и здравоохранении;

научно-исследовательские, проектно-конструкторские и технологические работы в области строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства;

научно-технические исследования и разработки в интересах обороны и безопасности страны, результаты которых использованы при создании военной и специальной техники;

работы, являющиеся значительным вкладом в решение проблем экологии и охраны природы;

создание высококачественных учебников для образовательных учреждений Российской Федерации.

Распоряжением № 282-рп с целью стимулирования на государственном уровне достижений научно-технического прогресса были учреждены ежегодные Государственные премии в области науки и техники, утверждено Положение о Государственных премиях Российской Федерации в области науки и техники (далее Положение о Государственных премиях).

Согласно п. 1 Положения о Государственных премиях, Государственные премии Российской Федерации в области науки и техники присуждаются ежегодно:

за значительный вклад в развитие естественных, гуманитарных и технических наук, соответствующий уровню передовых достижений в мире и способствующий решению проблем развития регионов и отраслей народного хозяйства Российской Федерации;

за разработку и внедрение принципиально новых ресурсосберегающих и экологически чистых технологий и техники, прогрессивных материалов, машин и механизмов, которые по своим показателям находятся на уровне лучших мировых аналогов;

за выдающиеся производственные результаты в отраслях народного хозяйства Российской Федерации, полученные на основе широкого внедрения достижений науки и техники, обеспечивающие создание качественно новых видов продукции.

Анализ приведенных выше нормативных положений свидетельствует о том, что в соответствии с нормами законодательства, действовавшего до 01.01.2005, существенных различий между основаниями и критериями, установленными для присуждения премий Правительства РФ в области науки и техники и Государственных премий в области науки и техники, не имелось, являлись одинаковыми и цели учреждения данных премий – стимулирование научно-технического прогресса. Следовательно, и премии Правительства РФ, и Государственные премии РФ, основанием для присуждения которых до 01.01.2005 являлись определенные значительные достижения в различных областях науки и техники, в равной степени соответствовали критериям, установленным в п. 1 ст. 1 Закона № 21-ФЗ, а потому предоставляли лауреатам данных премий право на получение ДЕМО.

Правильность такого исторического толкования положений ст. 1 Закона № 21-ФЗ подтверждается тем, что в совместной телетайпограмме от 12.04.2002 № 2181-ЮЛ/ЛЧ-06-32/3539 (подготовлена через месяц после принятия Закона № 21-ФЗ) Министерство труда и социального развития РФ и Пенсионный фонд РФ, разъясняя положения Закона № 21-ФЗ и приводя конкретный перечень лауреатов соответствующих премий, имеющих право на ДЕМО, включили в данный перечень лауреатов премий Правительства РФ. Кроме того, постановлением Минтруда России от 06.08.2002 № 53 «Об утверждении Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации», изданным во исполнение постановления Правительства РФ от 07.06.2002 № 390 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», в перечень документов, предоставляемых гражданами, имеющими выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, для назначения ДЕМО, было включено и постановление Правительства РФ о присуждении премии Правительства РФ и присвоении звания лауреата.

Однако с 01.01.2005 в связи с совершенствованием системы государственного премирования за достижения в области науки и техники премии Правительства РФ в области науки и техники, присужденные после указанной даты, не могут быть отнесены к числу государственных премий, присуждение которых дает право на ДЕМО, поскольку являются лишь средством поощрения ученых и специалистов за определенные достижения, в то время как Государственная премия в области науки и технологий является высшим признанием заслуг деятелей науки перед обществом и государством, присуждается гражданам Российской Федерации за выдающиеся работы, открытия и достижения, результаты которых существенно обогатили отечественную и мировую науку и оказали значительное влияние на развитие научно-технического прогресса, что в полной мере соответствует критериям для назначения ДЕМО, установленным в п. 1 ст. 1 Закона № 21-ФЗ. Объективные же критерии для награждения премией Правительства РФ в области науки и техники с 01.01.2005, напротив, не совпадают с критериями, установленными п.1 ст.1 Закона № 21-ФЗ.

С учетом изложенного, поскольку премия Правительства РФ в области науки и техники присуждена истцу после 01.01.2005, отказ Управления в назначении истцу ДЕМО на основании поданного им 22.05.2018 заявления являлся правомерным.

Судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы об ошибочности вывода суда о том, что правом на назначение ДЕМО обладают только лица, награжденные Государственными премиями РФ, который суд обосновал ссылкой на приказ Минтруда России от 20.03.2018 № 172н, утвердивший новый перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией (данный приказ действовал на момент обращения истца в Управление). Отсутствие в указанном перечне диплома лауреата премии Правительства РФ, вопреки указанному выводу суда, свидетельствует лишь о том, что приказом Минтруда России от 20.03.2018 № 172н не урегулирован вопрос о документах, которые должны предоставлять лица, ставшие лауреатами премий Правительства РФ до 01.01.2005. Между тем, указанные доводы апеллянта не могут повлечь отмены обжалуемого решения суда, поскольку данный ошибочный вывод суда не повлек неправильного разрешения спора, так как права на назначение ДЕМО с учетом присужденной ему в феврале 2007 г. премии Правительства РФ истец в любом случае не имеет по основаниям, изложенным выше.

Ссылка апеллянта на Административный регламент предоставления Пенсионным Фондом РФ государственной услуги по установлению и выплате дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, утвержденный приказом Минтруда России от 28.06.2017 № 520н, не свидетельствует о наличии у него права на назначение ДЕМО, поскольку указание в Административном регламенте в числе документов, прилагаемых к заявлению о назначении ДЕМО, постановления Правительства РФ о присуждении премии Правительства РФ и присвоении звания лауреата само по себе не свидетельствует о наличии у истца права на назначение ДЕМО, данный документ необходим для предоставления лицами, которым премия Правительства РФ присуждена до 01.01.2005.

Не опровергает правильности обжалуемого решения суда и ссылка в апелляционной жалобе на иную судебную практику, поскольку приведенные в жалобе судебные акты преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора не имеют, постановлены при иных фактических обстоятельствах.

При таком положении обжалуемое решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил от 03.10.2018 является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы истца, направленным, по существу, на иное толкование норм материального права, оснований для которого судебная коллегия не усматривает, не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил от 03.10.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий: Колесникова О.Г.

Судьи: Зонова А.Е.

Сорокина С.В.