ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2164/2015 от 11.03.2015 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

 Судья Головченко Е.Ю.         Дело № 33-2164/2015

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 11 марта 2015 года г. Барнаул

 Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

 председательствующего     Науменко Л.А.,

 судей     Соболевой С.Л., Тертишниковой Л.А.,

 при секретаре     Ахроменко А.Н.,

 с участием прокурора    Текутьевой Я.В.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Гореловой Л. Я. к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, МУП г. Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети» о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет и выплату денежной компенсации расходов по оплате за отопление

 по апелляционной жалобе третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 24 декабря 2014 года.

 Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., пояснения прокурора, судебная коллегия

 установила:

 Прокурор г. Новоалтайска обратился в суд в интересах Гореловой Л.Я. с иском к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, МУП г. Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети», просил признать незаконными действия МУП г. Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети» по расчету Гореловой Л.Я. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги «отопление» в размере 50% в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ исходя из социальной нормы жилья; возложить на МУП г. Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети» обязанность по перерасчету денежного эквивалента 50% льготы на оплату, исходя из общей площади жилого помещения в 60,6 кв.м. за указанный период; признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску по назначению и выплате истице компенсации расходов на оплату коммунальной услуги «отопление» в соответствии с представленным расчетом за спорный период; возложить на Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску обязанность по выплате истице разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги «отопление», определенной в результате перерасчета.

 В обоснование заявленных требований прокурор указал, что истица зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, отапливаемой- <данные изъяты> кв.м., в силу п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004г. № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» она и проживающие совместно члены семьи имеют право на меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться реабилитированным лицам в пределах нормативов потребления данной услуги, исходя из общей площади жилого помещения, в котором проживает реабилитированное лицо с членами своей семьи. Из выписок из лицевого счета, представленных ответчиками, усматривается, что начисление льготы и расчет денежной компенсации истице до ДД.ММ.ГГ производились в пределах стандартов нормативной площади жилого помещения <данные изъяты> кв.м., а не из фактической площади- <данные изъяты> кв.м. Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 05.02.2014 удовлетворены исковые требования прокурора о перерасчете Гореловой Л.Я. денежной компенсации по отоплению за период с ДД.ММ.ГГ. За период с ДД.ММ.ГГ такой перерасчет не произведен, денежная компенсация расходов не выплачена. В связи с тем, что суммы компенсации не получены истицей своевременно по вине ответчиков, данные суммы должны быть выплачены за истекший период без ограничения срока.

 Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 24 декабря 2014 года исковые требования прокурора г. Новоалтайска в интересах Гореловой Л.Я. удовлетворены частично.

 Признаны незаконными действия МУП г. Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети» по расчету Гореловой Л.Я. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги отопления за период ДД.ММ.ГГ года в размере 50 % исходя из социальной нормы жилья.

 Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате Гореловой Л.Я. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги – отопление, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП г. Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети», за период ДД.ММ.ГГ

 На Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску возложена обязанность произвести Гореловой Л.Я. выплату денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенного как разница результата произведенного МУП г. Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети» перерасчета и выплаченного ранее эквивалента за указанный период.

 В удовлетворении требований о возложении на МУП г. Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети» обязанности произвести перерасчет денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из общей площади жилого помещения - 60,6 кв.м. за период с ноября 2008 года по декабрь 2010 года отказано.

 В апелляционной жалобе третье лицо Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне просит об отмене решения суда, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права.

 В обоснование жалобы ссылается на то, что прокурором в нарушение ст. 56 ГПК РФ к иску не приложен расчет недополученной истицей компенсации для подтверждения факта нарушения прав льготополучателя. Судом не проанализирована правильность произведенных организацией-поставщиком расчетов денежных эквивалентов, не был произведен расчет недополученной компенсации, без которого невозможно доказать наличие задолженности. При этом автор жалобы ссылается на наличие судебной практики в части истребования сумм недополученной компенсации по коммунальной услуге. Кроме того, возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет возможность арифметической ошибки, соответственно, нарушение прав государственного органа либо гражданина. В решении имеется ссылка на необходимость выплаты разницы результата перерасчета, что означает, что перерасчет исследован судом, однако сумма выплаченного ранее эквивалента не исследована, расчет отсутствует, наличие такой разницы не доказано.

 В письменных возражениях участвующий в деле прокурор просит апелляционную жалобу Главалтайсоцзащиты оставить без удовлетворения.

 Лица, участвующие в деле (за исключением прокурора), надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем, на основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению в отсутствие сторон.

 Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы и возражений, выслушав пояснения прокурора, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

 В силу ст. 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

 Согласно положениям п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 №59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» (в редакции Закона Алтайского края от 08.05.2008 № 37-ЗС) реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки – компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.

 В соответствии со ст. 2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» реабилитированным лицам производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, но не социальной нормы.

 Такие нормативы на территории г. Новоалтайска в спорный период были установлены постановлением администрации г. Новоалтайска от 08.10.2008 № 2291 «Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в г.Новоалтайске», в соответствии с которым по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м общей площади.

 Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307, предусмотрено, что норматив потребления коммунальных услуг – это месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета.

 Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения (Приложение № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307). Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п. 8 статьи 1 настоящего Закона, в том числе Законом Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

 Положениями пунктов 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 №126 (по тексту – Правила), ст. 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС предусмотрено, что финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам.

 Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Алтайского края от 03.12.2004 №59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.

 В соответствии с п. 3 названных выше Правил и ч.ч. 1, 9 ст. 4 приведенного Закона Алтайского края №156-ЗС компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения и выплачивается этим же органом.

 Согласно пунктам 14, 15, 16, 37 Правил, частям 7, 8 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 № 156-ЗС размер компенсации определяется уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.

 Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).

 При этом взаимодействие между органом социальной защиты населения и организацией-поставщиком услуг осуществляется следующим образом: орган соцзащиты ежемесячно на основании реестра формирует для каждой организации-поставщика услуг списки льготополучателей, которые в срок до 5 числа направляет в их адрес, а организации-поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в орган социальной защиты населения для каждого льготополучателя, указанного в переданном органом социальной защиты населения списке, по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, о выполнении (невыполнении) соглашения по погашению задолженности при ее наличии (пункты 28,29 Правил).

 Таким образом, законодательство, регулировавшее отношения сторон в спорный период, не предусматривало использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки, а также при определении размера компенсации. Следовательно, вывод суда о незаконности действий ответчиков в этой части является правильным.

 Как установлено судом и следует из материалов дела, Горелова Л.Я. является реабилитированным лицом, проживает в квартире по адресу: <адрес> с общей отапливаемой площадью <данные изъяты> кв.м., которая принадлежит ей на праве собственности (л.д.18-22).

 Таким образом, расчет эквивалента предоставленной истице меры социальной поддержки по оплате коммунальной услуги «отопление», сумма льготы 50% должен был производиться исходя из фактической площади жилья <данные изъяты> кв.м.

 Согласно представленной МУП г.Новоалтайска «Новоалтайске тепловые сети» выписки из лицевого счета в период с ДД.ММ.ГГ льгота по отоплению предоставлялась Гореловой Л.Я. в размере, не соответствующем 50% от начисленной суммы оплаты за отопление, исходя из площади в <данные изъяты>

 Согласно произведенному МУП г. Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети» расчету эквивалента меры социальной поддержки по оплате коммунальной услуги «отопление» сумма льготы 50% исходя из площади жилья <данные изъяты>. по состоянию на ДД.ММ.ГГ составила <данные изъяты>., фактически истице выплачено <данные изъяты>., исходя из площади жилья <данные изъяты>м., разница составляет <данные изъяты> руб. (л.д.7), что Главалтайсоцзащита и Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску не оспаривали.

 ДД.ММ.ГГ МУП г. Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети» направило сведения о перерасчете эквивалента меры социальной поддержки в отношении Гореловой Л.Я. в Управление социальной защиты населения г. Новоалтайска (л.д.31-33).

 Таким образом, установив при разрешении дела, что Горелова Л.Я. пользуется льготой по оплате за отопление как реабилитированное лицо, и в нарушение требований законодательства положенная ей льгота предоставляется не в полном объеме, поскольку компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги «отопление» должна назначаться и рассчитываться исходя из общей площади жилого помещения в 60,6 кв.м., а также тот факт, что МУП г. Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети» добровольно произвело перерасчет суммы компенсации, суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования в указанной части.

 Доводы апелляционной жалобы третьего лица Главалтайсоцзащиты о том, что истицей не определен размер недополученной компенсации, не представлен в суд соответствующий расчет, не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку требований о взыскании суммы истицей не заявлено. Прерогатива в определении существа исковых требований принадлежит истице (ч.2 ст.131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Более того, представленный МУП «Новоалтайские тепловые сети» в суд и в Управление социальной защиты населения г. Новоалтайска перерасчет компенсации никем не оспорен.

 Ссылка третьего лица на наличие иной судебной практики в части истребования расчета сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге признается судебной коллегией несостоятельной ввиду того, что судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.

 Наличие у истицы нарушенного права было установлено в ходе рассмотрения дела. Тот факт, что истице компенсация выплачивалась не в полном размере, следует из самого принципа расчета этой компенсации, размер которой в противоречии с законом ограничивался применением социальной нормы площади жилого помещения, занимаемого Гореловой Л.Я.

 Утверждение в жалобе о возможности нарушения прав истца либо прав государственного органа в случае неверного расчета суммы компенсации носит предположительный характер, поэтому также не может повлечь отмену оспариваемого решения.

 При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы третьего лица по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 Апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 24 декабря 2014 года оставить без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи:

 Судья Головченко Е.Ю.         Дело № 33-2164/2015

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 (резолютивная часть)

 ДД.ММ.ГГ <адрес>

 Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:

 председательствующего     Науменко Л.А.,

 судей     Соболевой С.Л., Тертишниковой Л.А.,

 при секретаре     Ахроменко А.Н.,

 с участием прокурора    Текутьевой Я.В.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Гореловой Л. Я. к Управлению социальной защиты населения по <адрес>, МУП <адрес> «Новоалтайские тепловые сети» о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет и выплату денежной компенсации расходов по оплате за отопление

 по апелляционной жалобе третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ.

 Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., пояснения прокурора, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 Апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи: