Судья Матвеева Т.П. УИД 65RS0№-63
Докладчик - Загорьян А.Г. Дело № 33-2164/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 октября 2022 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Загорьян А.Г.,
судей Доманова В.Ю. и Калинского В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевичем А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска к обществу с ограниченной ответственностью «СНВ» о включении в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов имущества, расположенного на придомовой территории
по апелляционной жалобе представителя ответчика ФИО1 на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 24 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Загорьян А.Г., объяснения представителя ответчика ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителей истца ФИО2 и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца администрация города Южно-Сахалинска – ФИО3, возражавших против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
05 июля 2021 года департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска (далее – ДГХ администрации города Южно-Сахалинска) обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «СНВ» о включении в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов имущества, расположенного на придомовой территории.
В обоснование заявленных требований указано, что в целях реализации на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 29 августа 2014 года № 1623-па была утверждена муниципальная программа «Жилищное хозяйство и благоустройство на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2015 – 2021 годы». В рамках данной программы на территории многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>, дома №№ и 12, находящихся под управлением ответчика, выполнены работы по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, а именно обустройство детских площадок, в том числе: скамья – 8 шт., урна круглая металлическая – 4 шт., качалка-балансир – 1 шт., игровой комплекс – 1 шт., качалка на пружине – 1 шт., карусель – 1шт., веревочная стена – 1 шт. 25 июня 2021 года в адрес ответчика направлено письмо с разъяснениями о необходимости проведения общего собрания собственников многоквартирного жилого дома по вопросу принятия решения о включении в состав общего имущества многоквартирного дома оборудования, иных материальных объектов, установленных на дворовой территории в целях осуществления последующего содержания указанных объектов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Однако до настоящего времени действий по включению детской площадки в состав общего имущества многоквартирного дома ответчиком не произведено. Поскольку ответственность за содержание прилегающей территории, в том числе, расположенных на ней детских площадок, возлагается на управляющие организации и лиц, оказывающие услуги при непосредственном управлении многоквартирным домом, просил суд возложить на ответчика обязанность включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов №№ и 12 по <адрес> детскую площадку, в составе 17 единиц малых игровых форм, в том числе: скамья – 8 шт., урна круглая металлическая – 4 шт., качалка-балансир – 1 шт., игровой комплекс – 1 шт., качалка на пружине – 1 шт., карусель – 1шт., веревочная стена – 1 шт., расположенные на придомовой территории многоквартирных домов №№ и 12 по <адрес>.
Определением судьи от 09 июля 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены администрация города Южно-Сахалинска, департамент землепользования города Южно-Сахалинска, департамент архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска.
Решением суда, с учетом определения судьи от 07 июля 2022 года об исправлении описки, исковые требования удовлетворены. На ООО «СНВ» возложена обязанность включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов №№ и 12 по <адрес> детскую площадку, расположенную на придомовой территории многоквартирных домов №№ и 12 по <адрес>, в составе 17 единиц малых игровых форм, в том числе: скамья – 8 шт., урна круглая металлическая – 4 шт., качалка-балансир – 1 шт., игровой комплекс – 1 шт., качалка на пружине – 1 шт., карусель – 1шт., веревочная стена – 1 шт.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что в силу требований, установленных процессуальным законодательством, правил распределения юрисдикционных полномочий судов, настоящий спор подлежал рассмотрению в арбитражном суде, поскольку заявленные требования разрешаются между юридическими лицами. Отмечает, что земельные участки возле спорных домов не сформированы, а детские площадки находятся на муниципальной земле. Полагает, что в силу действующего законодательства и положения о Департаменте городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, истец обязан осуществлять надлежащим образом права владения и пользования спорным имуществом в соответствии с целями своей деятельности, функциями собственника и назначением имущества. Считает, что согласно жилищному законодательству только собственники имеют право включать в состав общего имущества детские площадки, при этом ни одним нормативно-правовым актом не предусмотрена обязанность управляющей организации по включению или исключению из состава общего имущества спорные площадки, поскольку последняя обязана надлежащим образом осуществлять только обслуживание общего имущества.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истца ФИО4 просит решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители третьих лиц - департамента землепользования города Южно-Сахалинска, департамента архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска, которые извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и частью первой и второй статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального, процессуального права.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным принять по делу новое решение в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, спорным является имущество – детская площадка, расположенная по адресу: <адрес>, балансодержателем которой является истец ДГХ администрации города Южно-Сахалинска.
Согласно договорам управления от 19 ноября 2018 года и 09 ноября 2021 года, а также выписке с официального сайта администрации города Южно-Сахалинска, управляющей компанией многоквартирных домов по вышеуказанным адресам, является ответчик ООО «СНВ».
В соответствии с техническим заданием местом выполнения работ является, в том числе, район домов 10-12 по <адрес>.
Земельные участки под многоквартирными домами № и № по <адрес> образованы и поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами № и № соответственно.
Согласно протоколу очно-заочного внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> от 09 ноября 2021 года № Б10 собственники решили не включать в состав общего имущества многоквартирного дома детскую спортивную площадку.
Из протокола очно-заочного внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> от 23 марта 2022 года № Б12 следует, что собственники решили не включать в состав общего имущества многоквартирного дома детскую спортивную площадку.
Полагая, что ответственность за содержание прилегающей территории, в том числе, расположенных на ней детских площадок, возлагается на управляющие организации и лиц, оказывающие услуги при непосредственном управлении многоквартирным домом, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Проверяя обоснованность доводов истца, дав анализ представленным по делу доказательствам, руководствуясь положениями статей 209, 210, 260 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 30, 36, 39, 44, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, суд первой инстанции исходил из того, что расположение детской площадки на земельных участках, сформированных для эксплуатации жилых домов, свидетельствует об отнесении ответственности по их содержанию на управляющую организацию, а поэтому отказ собственников помещений по включению спорной детской площадки, не освобождает управляющую организацию от обязанности обеспечивать надлежащее состояние детской площадки как элемента благоустройства, поскольку ее строительство осуществлено в интересах собственников помещений многоквартирных домов, в связи с чем пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, возложив на ответчика обязанность включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов №№ и 12 по <адрес> детскую площадку, расположенную на придомовой территории многоквартирных домов №№ и 12 по <адрес>.
С выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований судебная коллегия согласиться не может, поскольку судом оставлены без внимания и исследования юридически значимые по делу обстоятельства, без учета которых решение суда не может быть признано законным и обоснованным.
Так, в соответствии со статьёй 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании части 5 статьи 16 указанного Федерального закона со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу подпункта «а» пункта 1 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, состав общего имущества определяется:
а) собственниками помещений в многоквартирном доме – в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;
б) органами государственной власти – в целях контроля за со содержанием общего имущества;
в) органами местного самоуправления – в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпунктам «е» и «ж» пункта 2 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, «детские» и спортивные «площадки», расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, включаются в состав общего имущества.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Согласно пункту 2.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.
Таким образом, для поступления имущества в общедомовую собственность необходимо решение общего собрания.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что собственники помещений в многоквартирных домах №№ и 12 по <адрес> решений о включении в состав общего имущества спорных объектов не принимали.
Более того, в судебном заседании суда апелляционной инстанции сторонами не оспаривалось, что при строительстве указанных многоквартирных домов детская игровая площадка возведена не была, собственники помещений многоквартирных домов участниками муниципальной программы «Жилищное хозяйство и благоустройство на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» не являлись, а решениями общих собраний от 09 ноября 2021 года и 23 марта 2022 года собственники помещений решили не включать в состав общего имущества многоквартирных домов спорные объекты.
С учетом положений статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В настоящем деле каких-либо таких оснований для признания права собственности на спорное имущество, имеющего собственника, истцом не приведено.
Принимая во внимание, что движимое имущество (детская площадка) установлено без согласия собственников помещений многоквартирных домов, спорный объект отсутствует в перечне общего имущества, установленного договорами управления от 19 ноября 2018 года и 09 ноября 2021 года, судебная коллегия приходит к выводу о том, что несмотря на размещение спорного имущества, имеющих иного собственника, на земельных участках многоквартирных домов, оно не может быть отнесено к общей собственности собственников помещений многоквартирных домов вопреки их воли, автоматически не поступает в собственность владельца земельного участка, следовательно, не входит в состав общего имущества собственников помещений и не подлежит включению управляющей компанией в состав данного имущества, в том числе с целью его надлежащего содержания.
При таком положении дела, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым отказывает в удовлетворении исковых требований ДГХ администрации города Южно-Сахалинска к ООО «СНВ» о включении в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов имущества, расположенного на придомовой территории.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 24 марта 2022 года отменить.
В удовлетворении искового заявления департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска к обществу с ограниченной ответственностью «СНВ» о включении в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов имущества, расположенного на придомовой территории, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 13 октября 2022 года.
Председательствующий А.Г. Загорьян
Судьи: В.Ю. Доманов
ФИО5