Судья: Деева Е.Б. Дело № 33-21760/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Варламовой Е.А., Брыкова И.И.,
при секретаре Портнове Е.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 сентября2015 года апелляционную жалобу ФИО1
на решение Люберецкого городского суда Московской области от 28 августа 2015 года по делу по заявлению ФИО1 об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Томилино Люберецкого муниципального района Московской области о регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Томилино Люберецкого муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу № 2 ФИО2,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения ФИО2, его представителя ФИО3, представителя ИК муниципального образования Томилино ФИО4,
заключение прокурора Козловой О.А.,
установила:
решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение Томилино Люберецкого муниципального района Московской области от 22 июня 2015 года №10/11 на 13 сентября 2015 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования городское поселение Томилино Люберецкого муниципального района Московской области.
Решением избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Томилино Люберецкого муниципального района Московской области от 03.08.2015года №54/25 ФИО1, выдвинутый избирательным объединением Люберецкое районное отделение МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Томилино Люберецкого муниципального района Московской области, по многомандатному избирательному округу №2.
Решением избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Томилино Люберецкого муниципального района Московской области от 07.08.2015года №103/29 ФИО2, выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Томилино Люберецкого муниципального района Московской области, по тому же избирательному округу.
ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил отменить решение избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Томилино Люберецкого муниципального района Московской области от 07.08.2015 года №103/29, по тем основаниям, что в нарушение п.1 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» требуемые для регистрации в качестве кандидата на должность депутата Совета депутатов муниципального образования городское поселение Томилино Люберецкого муниципального района Московской области документы не предоставлены в избирательную комиссию муниципального образования городское поселение Томилино Люберецкого муниципального района Московской области, а представленные документы оформлены с нарушением требований ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», а именно, в первый финансовый отчет представлен с нарушением формы: содержание строки 1.2.3 указано в строке 1.2.4 и наоборот, также содержание строки 2.2.1 указано в строке 2.2.2 и наоборот. Кроме того, избирательную комиссию муниципального образования городское поселение Томилино Люберецкого муниципального района Московской области, кандидатом были представлены подписные листы, оформленные с нарушением требований законодательства. В подписных листах № 1, 2, 3, 4 в графе «Подписной лист удостоверяю» и «Адрес места жительства» неполно указано наименование Люберецкого района, не в соответствии с уставом муниципального образования, а именно, вместо «городское поселение Томилино Люберецкий муниципальный район» указано «Люберецкий район, пос. Томилино», что, по мнению заявителя, в соответствии с п. 9 части 14 ст.30 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" влечет признание всех подписей избирателей подписных листов №1,2,3,4 - 14 недействительными.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 28 августа 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Козловой О.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно ч.1 ст.75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона №67-ФЗ, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу п.1 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ, регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.
В силу п. 2, 2.2, 3 ст.33 Федерального закона №67-ФЗ Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
К заявлению, предусмотренному пунктом 2 настоящей статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Аналогичные положения содержатся в Законе Московской области от 04.06.2013 года №46\2013 "О муниципальных выборах в Московской области",
Согласно ст. 34 Федерального закона №67-ФЗ, самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Решением избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Томилино Люберецкого муниципального района Московской области от 26.06.2015 года №10\5 определено количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Томилино Люберецкого муниципального района Московской области по многомандатным избирательным округам №1,№2,№3,№4, равным 10 подписям.
Максимальное количество подписей, представляемых для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Томилино Люберецкого муниципального района Московской области по многомандатным избирательным округам №1,№2,№3,№4, может превышать количество подписей, указанных в п.1.1 настоящего решения, не более чем на 4 подписи.
Изучив регистрационное дело кандидата, проверив представленные документы в соответствии с законом, а также представленные в судебное заседание подлинные подписные листы, суд пришел к выводу, что ФИО2 в избирательную комиссию муниципального образования городское поселение Томилино представлены все необходимые документы для выдвижения и регистрации кандидата: заявление о согласии баллотироваться, копия паспорта, копия документа об образовании, справка с места работы, справка о принадлежности кандидата к политической партии, первый финансовый отчет, банковская справка об остатке средств фонда, реквизиты счета, подписные листы. Документы представлены в пределах установленного законом срока.
Оценивая доводы о нарушении формы первого финансового отчета, суд установил, что действительно строки 1.2.3 и 1.2.4, а также 2.2.1 и 2.2.2 финансового отчета кандидата отражающие поступление пожертвований граждан и юридических лиц, а также возврат денежных средств гражданам и юридическим лицам перепутаны в указанных нумерациях.
Усматривается, что первый финансовый отчет, представленный кандидатом ФИО2, составлен по рекомендуемой приложением № 5 к "Примерной Инструкции о порядке и формах учета и отчетности поступления и расходования средств в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов при проведении муниципальных выборов на территории Московской области", утв. Решением Избиркома МО от 16.01.2014 N 149/2103-5.
В связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда, указавшего, что перепутанная нумерация строк, не искажающая их содержание, при отсутствии сведений о поступивших и возвращенных денежных средствах, не является существенным нарушением, ставящее в неравное положение кандидата с другими кандидатами.
Как усматривается из материалов дела, ФИО2 подал в избирательную комиссию муниципального образования городское поселение Томилино Люберецкого муниципального района Московской области документы, для регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Томилино Люберецкого муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу, в том числе четыре подписных листа, содержащих 14 подписей избирателей в поддержку его самовыдвижения.
Согласно представленной копии паспорта ФИО2, адресом места жительства последнего является: Московская область, Люберецкий район, пос. Томилино, п. Жилино-1, д.2.
В соответствии с п.п. в1, д п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются: наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата;
На основании подп. и п. 6.4 названной ст. 38 недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона;
В соответствии с предписаниями п. 8 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с указанной формой подписной лист должен быть озаглавлен словами "Подписной лист", а в его титульной части должно быть указано наименованием представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Подписной лист удостоверяется лицом осуществляющим сбор подписей, в графе «Подписной лист удостоверяю» указывается - фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием даты его выдачи, наименования или кода выдавшего его органа, подпись лица, осуществлявшего сбор подписей, и дата ее внесения.
Проанализировав положения п. 1 Устава муниципального образования городское поселение Томилино Люберецкого муниципального района Московской области, суд установил, что наименования "Городское поселение Томилино Люберецкого муниципального района Московской области" и "Городское поселение Томилино" равнозначны.
В тексте настоящего Устава применяются также краткие наименования городского поселения Томилино - "городское поселение", "поселок".
Административным центром городского поселения является рабочий поселок Томилино.
В состав территории городского поселения Томилино входят земли населенных пунктов: рабочего поселка Томилино, поселков Мирный, Чкалово, Егорово, Жилино-1, Жилино-2, деревень Кирилловка, Токарево, Хлыстово, Часовня, а также иные земли в границах поселения независимо от форм собственности и целевого назначения.
Суд пришел в верному выводу, что написание в подписных листах адреса кандидата, а также адрес места жительства избирателей как «Люберецкий район, пос. Томилино» не свидетельствуют о нарушении избирательного законодательства о форме подписного листа, о представлении неполных сведений о кандидате.
Доводы о том, что в адресе сборщика подписей не указан населенный пункт в котором он проживает, также не соответствуют материалам дела.
В связи с чем оснований для признания всех подписных листов недействительными судом обоснованно не установлено.
Таким образом, на дату принятия оспариваемого решения в избирательной комиссии имелись все предусмотренные законом документы, необходимые для выдвижения и регистрации кандидата ФИО2
Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение о регистрации кандидата ФИО2 является законным, не противоречащим гарантированному законом принципу равенства избирательных прав кандидатов в депутаты органов местного самоуправления, с чем судебная коллегия соглашается.
Вместе с тем, по мнению судебной коллегии, суд, в связи с имеющимся нарушением формы первого финансового отчета, неправомерно указал на несоблюдение избирательной комиссией требований п. 1.1 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ, обязывающей соответствующую избирательную комиссию при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, известить об этом кандидата, избирательное объединение.
Данный вывод суда основан на неправильном толковании норм материального права.
Суд не принял во внимание, что из содержания пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ в системном единстве с положениями пункта 24 названной статьи, предусматривающими перечень оснований отказа в регистрации кандидата, а также предписаниями части 6 статьи 76 указанного федерального нормативного правового акта о признании незаконным решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, не следует, что неисполнение избирательной комиссией законоположений, содержащихся в пункте 1.1 статьи 38, является основанием для отказа в удовлетворении требования другого зарегистрированного по этому же избирательному округу кандидата об отмене решения о регистрации кандидата.
В противном случае требование федерального законодателя о представлении для регистрации соответствующих документов было бы лишено какого-либо значения.
Ответственность за представление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям закона несет кандидат, который обязан строго соблюдать правовые предписания, регламентирующие процедуру уведомления избирательной комиссии о выдвижении, и четко исполнять возложенные на него обязанности по представлению документов, необходимых для его регистрации.
Вместе с тем, данное обстоятельство не влечет отмену правильного по существу решения суда, поскольку оснований для отказа в регистрации кандидата ФИО2 не установлено.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, в связи с чем правильное по существу решение суда отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люберецкого городского суда Московской области от 28 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи