ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2166/2022 от 20.09.2022 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Моталыгина Е.А. 65RS0001-02-2021-003831-53

Докладчик Доманов В.Ю. Дело №33-2166/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Южно-Сахалинск 20 сентября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Доманова В.Ю.,

судей Загорьян А.Г. и Калинского В.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кравченко И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска к обществу с ограниченной ответственностью «СНВ» о возложении обязанности включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов детские площадки, по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1 на решение Южно-Сахалинского городского суда от 16 марта 2022 года.

Заслушав доклад судьи Доманова В.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

департамент городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска обратился в суд с исковыми заявлениями к ООО «СНВ» о возложении обязанности включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов детские площадки.

В обоснование требований указал, что в соответствии с нормами действующего законодательства ответственность за содержание прилегающей территории, в том числе детских площадок, несёт управляющая организация. На придомовой территории дома по адресу: <...> расположена детская игровая площадка в составе 4-х единиц малых игровых форм, в том числе: скамья – 1 шт., урна круглая металлическая – 1 шт., качели двухпролётные – 1 шт., игровой комплекс – 1 шт.

На придомовой территории многоквартирных домов по адресу: <...> имеется детская площадка, состоящая из 17-ти единиц малых игровых форм, в том числе: скамья – 8 шт., урна круглая металлическая – 4 шт., качалка-балансир – 1 шт., игровой комплекс – 1 шт., качалка на пружине – 1 шт., карусель – 1 шт. и веревочная стена – 1 шт.

Также на придомовой территории домов, расположенных по адресу: <...>, установлена детская площадка, состоящая в том числе из: скамьи – 8 шт., урны круглой металлической – 4 шт., качалки-балансира – 1 шт., игрового комплекса – 1 шт., качалки на пружине – 1 шт., карусели – 1 шт. и качели двойной – 1 шт.

Обслуживает указанные жилые дома ООО «СНВ», которое до настоящего времени не произвело действий по включению детских площадок в состав общего имущества многоквартирных домов.

На основании изложенного просил возложить обязанность на ООО «СНВ» включить в состав общего имущества собственников вышеуказанных помещений многоквартирных домов перечисленные выше детские площадки.

Определением суда от 13 сентября 2021 года гражданские дела по данным искам объединены в одно производство.

Решением Южно-Сахалинского городского суда от 16 марта 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.

На данное решение поступила апелляционная жалоба от представителя департамента городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска ФИО1, которая просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что установка детских площадок выполнена с целью их использования жителями домов, в связи с чем площадки подлежат отнесению к общей собственности собственников жилых помещений. Нахождение детских площадок в реестре муниципального имущества противоречит действующему гражданскому или жилищному законодательству. Оборудование детских площадок расположено в границах земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, указанные в иске, в связи с чем вывод суда о том, что департамент должен осуществлять право владения и пользования предоставленным имуществом, считает неправильным. Ссылается на отсутствие в перечне Правил №491 муниципальных учреждений, которые должные обеспечивать надлежащее содержание общего имущества. В связи с предоставляемой субсидией в рамках реализации муниципальной программы у собственников многоквартирных домов отсутствует необходимость несения дополнительных расходов по содержанию детских площадок.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель ответчика ООО «СНВ» ФИО2 просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители департамента городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска ФИО3 и ФИО4 доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель ООО «СНВ» ФИО2 против доводов апелляционной жалобы возражал.

Проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

На основании части 5 статьи 16 указанного Федерального закона со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно подп. «е» и «ж» пункта 2 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, « детские » и спортивные « площадки », расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, включаются в состав общего имущества.

В соответствии с подп. «ж» пункта 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 16 Правил содержания общего имущества надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений:

- путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

- путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Из системного анализа приведенных законоположений следует, что земельный участок под многоквартирным домом, сформированный и поставленный на кадастровый учет, объекты благоустройства, расположенные на таком земельном участке, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, являются общей собственностью собственников помещений данного многоквартирного дома, в связи с чем ответственность за содержание такого земельного участка, а также расположенных на нем объектов благоустройства, несут собственники помещений данного МКД, а при заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - соответствующая управляющая организация.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в реестре муниципального имущества городского округа «Город Южно-Сахалинск» находятся детские площадки, расположенные в г. Южно-Сахалинске, по ул. Монетная, д. 2, ул. Крымская, д.15 - 17, ул. Байкальская, д.26 – 28. Балансодержателем указанного имущества является департамент городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска.

Согласно договорам управления многоквартирными домами от 1 ноября 2018 года №Б28, 16 ноября 2018 года №К15, 19 ноября 2018 года б/н и 1 октября 2020 года б/н, а также выпискам с официального сайта администрации г. Южно-Сахалинска, управляющей компанией многоквартирных домов по указанным выше адресам является ООО «СНВ».

14 августа 2017 года департамент городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска (заказчик) и ООО «СахГород» (подрядчик) заключили муниципальный контракт №124/14 на выполнение работ по содержанию объектов внутриквартального благоустройства на территории ГО «Город Южно-Сахалинск». Согласно приложению №1 к контракту место выполнения работ по обустройству детских игровых площадок определено в районе дома №2 по ул. Монетная.

18 сентября 2017 года также между департаментом городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска и ООО «СахГород» заключен муниципальный контракт №153/14, в приложении №1 к которому также указано место выполнения обустройства детских игровых площадок в районе домов №26-28 по ул. Байкальская и домов №15-17 по ул. Крымская.

Согласно представленным в материалы дела выписок из ЕГРН многоквартирные дома в городе Южно-Сахалинске, расположенные по адресам: ул. Крымская д. 15, находится на земельном участке с кадастровым номером 65:02:0000039:3018; ул. Крымская, 17 – 65:02:0000039:3020; ул. Байкальская, 28 – 65:02:0000039:3104; ул. Байкальская, 26 – 65:02:0000039:3109; ул. Монетная, 2 – 65:02:0000044:514.

Как видно из письма директора департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска ФИО5, а также выписок из ЕГРН детские площадки, расположенные на земельных участках, находятся в собственности городского округа «Город Южно-Сахалинск» и им присвоены кадастровые номера: 65:02:0000039:3019; 65:02:0000039:3036; 65:02:0000039:3126.

Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под «территориями общего пользования» понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, что не исключает возможности размещения на них элементов благоустройства, включая и детские площадки.

Кроме того, в соответствии с Порядком предоставления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении в проект мероприятия «Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды», утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска № 895 от 29 марта 2017 года, предложения о рассмотрении и оценки предложений заинтересованных лиц о включении в мероприятие муниципальной программы дворовых территорий многоквартирных домов подаются уполномоченными собственниками помещений в многоквартирных домах, собственниками каждого здания и сооружения, образующих дворовую территорию.

Таким образом, необходимыми условиями для включения в проект мероприятия муниципальной программы являются протоколы общего собрания собственников помещений в каждом многоквартирном доме, решение собственников каждого здания и сооружения, образующих дворовую территорию, содержащее согласие на участие в мероприятии муниципальной программы; на определение лица, уполномоченного на подачу заявки на участие в отборе; на определение уполномоченных лиц из числа собственников помещений, зданий и сооружений для участия в обследовании дворовой территории, приемке выполненных работ по благоустройству дворовой территории, в том числе подписании соответствующих актов приемки выполненных работ.

Однако, из представленных протоколов собрания собственников помещений в многоквартирных домах №26 по ул. Байкальская и №17 по ул. Крымская в г. Южно-Сахалинске следует, что собственники жилых помещений решили не включать в состав общего имущества многоквартирных домов детские спортивные площадки. Собрания собственников многоквартирных домов №2 по ул. Монетная, № 28 по ул. Байкальская и №15 по ул. Крымская г. Южно-Сахалинска для разрешения указанных вопросов не проводились.

Вместе с тем, работы по обустройству детских площадок осуществлены в рамках указанной муниципальной программы посредством муниципальных контрактов № 124/14 от 14 августа 2017 года и №153/14 от 18 сентября 2017 года, заключенных с ООО «СахГород».

При таком положении, а также учитывая расположение спорных детских площадок не на земельных участках под многоквартирными домами, сформированными и поставленными на кадастровый учет в установленном законом порядке, судебная коллегия приходит к выводу о том, что они не могут быть отнесены к общей собственности собственников помещений многоквартирных домов, не входят в состав общего имущества собственников помещений и не подлежат включению управляющей компанией в состав данного имущества, в том числе, с целью его надлежащего содержания.

С учётом приведённых мотивов решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований является правильным.

Довод жалобы о том, что нахождение детских площадок в муниципальной собственности противоречит нормам гражданского и жилищного законодательства, не свидетельствует о безусловной обязанности принятия их на обслуживание управляющей организацией при отсутствии доказательств принятия соответствующего решения собственниками помещений многоквартирных домов.

Иные доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, не свидетельствуют о несоответствии выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела либо о нарушении норм материального права, по своей сути направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела, иному токованию норм материального права.

С учетом изложенного судебная коллегия считает, что решение суда является законным, поскольку вынесено в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к спорным правоотношениям. В решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 16 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя департамента городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3 месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено 23 сентября 2022 года.

Председательствующий В.Ю. Доманов

Судьи В.А. Калинский

А.Г. Загорьян