УИД 72RS0025-01-2020-003077-29
Дело № 33-2167/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень 26 апреля 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего: Елфимова И.В.
судей: Малининой Л.Б., Чесноковой А.В.
при секретаре: Самороковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 23 июля 2020г., которым постановлено:
«В иске ФИО1, ФИО2 к Департаменту имущественных отношений Администрации г, Тюмени о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 17.02.2020 № 44-01-0400/20 об исключении молодой семьи ФИО6 в составе пяти человек, включая ФИО1, <.......> рождения, ФИО2, <.......> рождения, несовершеннолетних. ФИО3, <.......> рождения, ФИО4, <.......> рождения, ФИО5, <.......> рождения из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года; признании права молодой семьи ФИО6 в составе пяти человек, включая ФИО1, <.......> рождения, ФИО2, <.......> рождения, несовершеннолетних ФИО3, <.......> рождения, ФИО4, <.......> рождения, ФИО5, <.......> рождения на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, с даты подачи заявления — <.......> отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Чесноковой А.В., выслушав объяснения представителя истцов ФИО6 Р.А. и ФИО6 О.А. – ФИО11, действующей на основании доверенности от 25 мая 2020 года и поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Департамента имущественных отношений города Тюмени ФИО12, действующей на основании доверенности № 198 от 17 декабря 2020 года и полагавшей апелляционную жалобу истцов необоснованной и не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО6 Р.А., ФИО6 О.А., действующая также в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО6 У.Р., ФИО6 С.Р., обратились в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени, просили признать незаконным решение Департамента об исключении молодой семьи ФИО6 в составе пяти человек из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, признать право молодой семьи ФИО6 в составе пяти человек на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы с даты подачи заявления – 14 июля 2016 г.
Требования мотивированы тем, что приказом Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 28 июля 2016г. № 2644 семью ФИО6, состоявшую на тот момент из 4-х человек, признали нуждающейся в жилье и поставили на очередь в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Уведомлением Департамента от 08 апреля 2019г. истцам сообщили, что их семья включена в список мероприятия ведомственной целевой программы на планируемый 2020 год. Приказом Главного управления строительства Тюменской области от 14 января 2020г. семья истцов была включена в список претендентов на получение социальных выплат в 2020 году. 17 февраля 2020г. Департаментом имущественных отношений Администрации г. Тюмени был издан приказ № 632 об исключении семьи ФИО6 в составе пяти человек из числа участников подпрограммы в связи с тем, что истцы ранее реализовали право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств материнского капитала. В качестве использования мер государственной поддержки ответчиком было расценено получение истцами 450 000 руб. на погашение ипотечного кредита в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2016г. № 256-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния». По мнению истцов, полученную ими выплату по аналогии закона следует расценивать в качестве материнского (семейного) капитала, который имеет другое предназначение в сравнении с выплатами в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Приведенное ответчиком толкование закона ставит в неравное положение семьи, которые реализовали право на предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2016г. № 256-ФЗ меры поддержки до получения выплаты в рамках подпрограммы с семьями, которые реализуют данное право одновременно с участием в подпрограмме либо позднее.
В судебном заседании истец ФИО6 О.А. и представитель истцов ФИО11 поддержали заявленные требования.
Представители ответчика Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени ФИО12 и третьего лица Главного управления строительства Тюменской области ФИО13 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласны истцы ФИО6 Р.А., ФИО6 О.А., действующая также в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО6 У.Р., ФИО6 С.Р. В апелляционной жалобе они просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Ссылаются на то, что выплата в 450 000 руб. на погашение кредитных обязательств за рождение третьего ребенка и социальная выплата, предоставляемая в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» различны по своей правовой природе, вследствие чего получение первой из указанных выплат не влечет утрату права на участие в подпрограмме. Обращают внимание на то, что запрос информации из АО «ДОМ.РФ» о произведенных выплатах не предусмотрен Правилами и осуществлялся специалистами Департамента по своей инициативе за пределами их полномочий. Указывают на отсутствие в действующем законодательстве норм, которые бы предусматривали исключение из числа участников подпрограммы после получения выплат на погашение кредитных обязательств в связи с рождением третьего ребенка. Приводят довод об оставлении судом без должной оценки того обстоятельства, что их семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законом. Повторно отмечают, что приведенное ответчиком толкование закона ставит в неравное положение семьи, которые реализовали право на предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2016г. № 256-ФЗ меры поддержки до получения выплаты в рамках подпрограммы с семьями, которые реализуют данное право одновременно с участием в подпрограмме либо позднее.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 ноября 2020 года решение Центрального районного суда г. Тюмени от 23 июля 2020 года оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11 марта 2021 года вышеуказанное апелляционное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Истцы ФИО6 Р.А., ФИО6 О.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО6 У.Р., ФИО6 С.Р., представитель третьего лица Главного управления строительства Тюменской области, извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда http://oblsud.tum.sudrf.ru (раздел судебное делопроизводство).
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010г. N 1050 утверждены особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", приложением N 1 к которым являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).
Данными Правилами установлены порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - жилой дом, социальная выплата), а также использования таких выплат.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 22 Правил в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого истцами приказа, основанием для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы являлось ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала.
Действующей с 01 августа 2020г. редакцией данного пункта предусмотрено, что молодая семья не может быть признана участницей целевой программы в случае реализации ею ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, а также мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных Федеральным законом "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».
Федеральный закон от 03 июля 2019г. N 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" устанавливает основания для реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) (далее также - меры государственной поддержки).
Согласно статье 1 Федерального закона от 03 июля 2019г. № 157-ФЗ, право на предусмотренные данным законом меры государственной поддержки имеет гражданин Российской Федерации - мать или отец, у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года родились третий ребенок или последующие дети и которые являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу) (часть 2). Меры государственной поддержки реализуются однократно (в отношении только одного ипотечного жилищного кредита и независимо от рождения детей после реализации мер государственной поддержки) путем полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более 450 тысяч рублей. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше 450 тысяч рублей, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом (займом) (часть 4). Порядок реализации мер государственной поддержки, включающий в себя порядок обращения граждан за их предоставлением, а также перечень документов, необходимых для реализации мер государственной поддержки, определяется Правительством Российской Федерации (часть 7).
Во исполнение Федерального закона N 157-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления субсидий акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и Положение о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) (постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019г. N 1170) (далее - Положение).
Вышеуказанным Положением о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2019г. № 1170 (далее по тексту – Положение) определен Порядок реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)
В соответствии с пунктом 2 Положения, меры государственной поддержки реализуются однократно путем направления акционерным обществом «ДОМ.РФ» (далее - общество) собственных денежных средств с последующим возмещением обществу недополученных доходов и затрат из федерального бюджета на цели полного или частичного погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) граждан Российской Федерации, указанных в пункте 3 настоящего Положения (далее - погашение кредита (займа), в размере их задолженности, но не более 450 тыс. рублей. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше 450 тыс. рублей, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование кредитом (займом).
В силу пункта 3 Положения, меры государственной поддержки реализуются в отношении гражданина Российской Федерации (матери или отца), являющегося заемщиком по ипотечному жилищному кредиту (займу), при рождении у него в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. третьего ребенка или последующих детей (далее - заемщик). При определении права на меры государственной поддержки не учитываются дети, не являющиеся гражданами Российской Федерации, а также дети, в отношении которых заемщик был лишен родительских прав или в отношении которого было отменено усыновление. Состав заемщиков (солидарных должников) по кредиту (займу) определяется кредитным договором (договором займа), в который могут быть включены дополнительно третьи лица, на которых требование настоящего Положения к наличию детей не распространяется.
Как следует из материалов дела, молодая семья ФИО6 в составе 4 человек приказом Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 28 июля 2016г. № 2644 была признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2017 год (л.д. 14).
Уведомлением Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 08 апреля 2019г. истцы были проинформированы о включении их семьи в список мероприятия ведомственной целевой программы на планируемый 2020 год (л.д. 15).
28 ноября 2019г. Главным управлением строительства Тюменской области был издан приказ № 1119-од о включении семьи ФИО6 в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2020г. по Тюменской области, г. Тюмень. В уведомлении Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 14 января 2020г. ФИО6 предлагалось для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в течение 15 рабочих дней после получения уведомления предоставить в отдел по работе с молодыми семьями необходимые документы (л.д. 16).
17 февраля 2020г. приказом Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени № 632 семья ФИО6 была исключена из списка молодых семей-участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году по муниципальному образованию городской округ г. Тюмень в связи с установлением факта отсутствия у молодой семьи оснований для участия в мероприятии ведомственной целевой программы (л.д. 71,72).
Из направленного истцам уведомления от 17 февраля 2020г. об исключении молодой семьи из списка участников мероприятия ведомственной целевой программы усматривается, что основанием для вынесения оспариваемого приказа послужило ранее реализованное молодой семьей право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала. Согласно предоставленной информации АО «ДОМ.РФ», семья ФИО6 получила государственную поддержку в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2019г. № 1170 "Об утверждении Правил предоставления субсидий акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)", за счет средств федерального бюджета (л.д.17-19).
Постановив обжалуемое решение, суд исходил из того, что нормы законодательства, действовавшего на момент издания оспариваемого истцами приказа об исключении семьи ФИО6 из числа участников целевой программы, предусматривали лишь одно исключение, при котором молодые семьи, получившие иные социальные выплаты и иные меры государственной поддержки, не утрачивают право на участие в мероприятии целевой программы, - это использование средств (части средств) материнского (семейного) капитала. В этой связи, исключение истцов из списка участников целевой программы в связи с получением государственной поддержки в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2019г. № 1170 было признано судом правомерным, что повлекло отказ в иске.
Судебная коллегия находит данные выводы суда соответствующими обстоятельствам дела и закону.
Суд апелляционной инстанции также пришел к выводу о том, что на момент вынесения Приказа Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 17 февраля 2020г. № 632 действовала редакция постановления Правительства Российской Федерации N 1050 от 18 января 2020г., в соответствии с которой, основанием для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы являлось ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала.
С учетом положений приведенных норм права, в связи с получением семьей ФИО6 выплаты в рамках реализации ФЗ от 3 июля 2019г. N 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)", т.е. реализации ими права на улучшение жилищных условий с использованием формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, семья ФИО6 утратила право на получение соответствующей социальной выплаты, ввиду чего Приказом Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 17 февраля 2020г. № 632 обоснованно было принято решение об исключении семьи ФИО6 из состава участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей. Данное постановление принято органом местного самоуправления с соблюдением норм действовавшего на тот момент законодательства.
На момент исключения семьи ФИО6 из состава участников данной программы (17 февраля 2020 года) меры государственной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение (строительства) жилья и иные меры государственной поддержки, направленные на улучшение жилищных условий являлись взаимоисключающими в силу норм действовавшего на указанный момент законодательства, а именно подп. "г" п. 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010г. N 1050 в редакции от 18.01.2020г.
Суд апелляционной инстанции полагает, что вышеприведенным подп. "г" п. 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российское Федерации N 1050, в редакции от 18.01.2020г. был предусмотрен запрет семьям участницам программы по обеспечению жильем молодых семей на получение меры государственной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в случае ранее оказанной им иной формы государственной поддержки на улучшение жилищных условий за счет средства федерального бюджета.
То обстоятельство, что с 1 августа 2020 действует редакция от 15 июля 2020г. постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010г. N 1050, позволяющая семьям-участницам целевой программы получить социальную выплату на приобретение (строительства) жилья в случае оказания им мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашена обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в ст. 13.2 ФЗ "Об актах гражданского состояния", законности обжалуемого судебного постановления не опровергает, поскольку на момент исключения семьи истцов из состава участников мероприятий ведомственной целевой программы по обеспечению жильем молодых семей – 17 февраля 2020 года действовала редакция от 18 января 2020г. постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010г. N 1050, согласно которой ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала являлось основанием для отказа в признании молодой семы участницей мероприятий ведомственной целевой программы.
Учитывая изложенное, доводы жалобы о том, что полученная истцами выплата на гашение ипотечного кредита за рождение третьего ребенка имеет иную правовую природу в сравнении с выплатой, предоставляемой в рамках участия в программе «обеспечение жильем молодых семей», и получение выплаты за рождение третьего ребенка не должно влечь исключение из числа участников программы, подлежат отклонению, поскольку новая редакция пункта 22 Правил, в соответствии с которой получение молодыми семьями выплат, предусмотренных Федеральным законом от 03 июля 2019г. N 157-ФЗ, перестало влечь утрату ими права на участие в мероприятии целевой программы, была введена в действие после издания Департаментом приказа об исключении ФИО6 из списка участников целевой программы и вынесения судом обжалуемого решения.
При таких обстоятельствах, приказ Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 17 февраля 2020г. № 632 об исключении семьи истцов из списка участников целевой программы соответствовал действовавшему на момент его издания законодательству, суд обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы фактически являются позицией лиц, подавших жалобу, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления, поскольку являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку. Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судом первой инстанции правильно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов суда первой инстанции, поскольку они основаны на совокупности исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательств, не противоречат закону и подробно мотивированы в судебном решении.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными им обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в апелляционном порядке.
Таким образом, судом первой инстанции правильно и полно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, а потому оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 23 июля 2020г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии