ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2169 от 25.04.2013 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33-2169

Строка № 62

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

председательствующего Шабановой О.Н.,

судей Кожевниковой А.Б., Батищевой Л.В.,

при секретаре Федорове В.А,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Батищевой Л.В.

гражданское дело по заявлению Комаровой С.В.о признании незаконным отказа администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома

по апелляционной жалобе администрации муниципального образования город-курорт Геленджик

на решение Ленинского районного суда г.Воронежа от 07 февраля 2013 года

(судья районного суда Кобзева И.В.),

У С Т А Н О В И Л А :

Комарова С.В. обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что она является собственником земельного участка общей площадью 871 кв.м., расположенного по адресу: …. На ее обращение в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по указанному выше адресу сообщением от 13.12.2012г. ей было отказано в связи с отсутствием в управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик сведений о выданном градостроительном плане указанного земельного участка. Вместе с тем, Комарова С.В. 15.08.2012г. обращалась в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка по адресу: г…, однако письмом от 27.09.2012г. ей было разъяснено о продлении срока выдачи градостроительного плана до 22.10.2012г., до настоящего времени градостроительный план так и не выдан. Полагая, что отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома нарушает ее права, Комарова С.В. просила суд признать незаконным отказ администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 13.12.2012г. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: ….

Решением Ленинского районного суда г.Воронежа от 07 февраля 2013 года заявленные требования Комаровой С.В. удовлетворены, постановлено признать отказ администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в выдаче Комаровой С.В. разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: …, площадью 871 кв.м, кадастровый номер … – незаконным, обязать администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик выдать Комаровой С.В. разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: …, площадью 871 кв.м, кадастровый номер … в тридцатидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу (л.д.34-37).

Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик с решением суда не согласилась, обжаловала его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования город-курорт Геленджик просит решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Комаровой С.В. требований (л.д.42-44).

Заявитель Комарова С.В., представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены заблаговременно и надлежащим образом, о причинах своей неявки суд не уведомили, заявления об отложении дела в суд не поступало, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, выслушав объяснение представителя заявителя Комаровой С.В. по доверенности Берга О.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно требованиям ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии с ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Комаровой С.В. на основании договора купли-продажи земельного участка, заключенного по результатам торгов №3-17 от 05.10.2010г. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель – земли населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства, площадью 871 кв.м, расположенный по адресу: …, кадастровый номер …. Комарова С.В. обратилась в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, однако, сообщением от 13.12.2012г. №110-15-12717/12-35-10 ей было отказано в связи с тем, что в управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик отсутствуют сведения о выданном градостроительном плане земельного участка, заявителю было предложено обратиться в муниципальное казенное учреждение муниципального образования город-курорт Геленджик «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением о выдаче градостроительного плана на земельный участок. Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что Комарова С.В. обращалась в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, однако сообщением управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 27.09.2012г. ей было разъяснено, что для необходимости сбора и изучения дополнительной информации для рассмотрения указанного вопроса по существу, срок его исполнения продлен до 22.10.2012г. До настоящего времени градостроительный план не изготовлен и не выдан заявителю.

В силу части 17 ст.46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

В соответствии с ч.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу ч.9 и ч.9.1 вышеуказанной статьи Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 9 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

Как следует из пункта 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Как следует из пункта 13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Исходя из установленных по делу обстоятельств и с учетом вышеизложенных положений ст.51 Градостроительного кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что орган местного самоуправления, а в данном случае - администрация муниципального образования город-курорт Геленджик должна была самостоятельно запросить градостроительный план земельного участка в соответствующих органах и его непредставление Комаровой С.В. не является законным основанием для отказа заявителю в выдаче разрешения на строительство, в связи с чем удовлетворил заявленные Комаровой С.В. требования, посчитав её права нарушенными и признав отказ администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в выдаче разрешения на строительство незаконным и обязав заинтересованное лицо выдать заявителю соответствующее разрешение в установленный срок.

Администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик в нарушение положений ст.ст.56, 249 ГПК РФ не было представлено суду доказательств, подтверждающих факт обращения в соответствующие органы за получением градостроительного плана земельного участка, а также свидетельствующих о том, что Комаровой С.В. было отказано в выдаче градостроительного плана и указанный отказ в настоящее время обжалуется ею.

Выводы суда первой инстанции последовательны и логичны, достаточно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, оценка которых соответствует требованиям ст.67 ГПК РФ, и, по мнению судебной коллегии, являются правильными.

Приведенные в решении суда нормы материального права применены и истолкованы судом верно.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда не усматривается.

Доводы апелляционной жалобы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, по сути направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является, других доказательств суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Ленинского районного суда г.Воронежа от 07 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Геленджик – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: