ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2171 от 22.12.2014 Костромского областного суда (Костромская область)

  Судья С.Г. Варсанофьева                                                                                    Дело № 33-2171

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е    «22» декабря 2014 года

 Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

 председательствующего Н.А. Гусевой,

 судей С.В. Андреева, Н.В. Пелевиной,

 при секретаре Л.Н. Качаловой

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 08 октября 2014 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Пыщугского района, заявленные в интересах В.А. Червинского, к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения: на администрацию Костромской области возложена обязанность предоставить В.А. Червинскому, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение специализированного жилищного фонда Костромской области по нормам предоставления площади жилого помещения, на территории <адрес>.

 Заслушав доклад судьи Н.А. Гусевой, объяснения прокурора Е.Ю. Хрящевой, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 у с т а н о в и л а:

 Прокурор Пыщугского района, действуя в интересах В.А. Червинского,            ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к администрации Костромской области, в котором просил обязать субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области предоставить В.А. Червинскому на основании договора найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления площади жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области, расположенное на территории <адрес>.

 Требования мотивированы тем, что В.А. Червинский является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать Л. <данные изъяты>, а отец А. <данные изъяты>. До приобретения статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, истец проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение, предоставленное матери истца колхозом <данные изъяты>, заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года признано не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и не пригодным для постоянного проживания. Приказом межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства № 2 от ДД.ММ.ГГГГ года № В.А. Червинский включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года истец обучался в ОГБУ СПО <данные изъяты>, по окончании которого ему выдано свидетельство о начальном профессиональном образовании. На данный момент В.А. Червинский жилого помещения в собственности либо права пользования жилым помещением по договору социального найма не имеет.

 В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования, просил предоставить истцу жилое помещение по месту его жительства на территории <адрес>.

 К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, департамент финансов Костромской области, департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области.

 Судом постановлено вышеуказанное решение.

 В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области                А.П. Афанасьев просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что требования об обязании предоставить квартиру истцу вытекают из публичных правоотношений и подлежат рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ. Указывает на необходимость привлечения к участию в деле в качестве соответчика департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области. Отмечает также, что у администрации отсутствуют полномочия по заключению договоров найма жилых помещений, специализированного жилищного фонда в собственности она не имеет, её участие в обеспечении жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключается только в принятии распоряжения о предоставлении жилого помещения, что возможно лишь при наличии жилого помещения в собственности Костромской области. Ссылается на отсутствие доказательств того, что истец в установленном порядке признан малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

 В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Пыщугского района А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, за исключением прокурора, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

 Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и, руководствуясь п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года               № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от               02.07.2013 года № 185-ФЗ, вступившего в силу с 01.09.2013 года), ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пришел к выводу о том, что В.А. Червинский должен быть обеспечен жильем по месту жительства на территории <адрес>, а обязанность по предоставлению ему жилого помещения лежит на администрации Костромской области.

 Данный вывод основан на материалах дела, подробно мотивирован судом с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания его неправильным отсутствуют.

 Судом установлено и материалами дела подтверждается, что В.А. Червинский,         ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

 До приобретения статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, истец проживал и был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, ранее предоставленном его матери Л. колхозом <данные изъяты>. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года указанное жилое помещение было признано не соответствующим установленным для жилых помещений требованиям в связи с утратой отдельными частями помещения эксплуатационных характеристик и не пригодным для проживания.

 Приказом Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства № 2 от ДД.ММ.ГГГГ года № В.А. Червинский включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

 С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года истец обучался в ОГБУ СПО <данные изъяты>, по окончании которого ему было выдано свидетельство о начальном профессиональном образовании.

 Также судом установлено, что В.А. Червинский собственником жилого помещения, нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя не является, на данный момент временно работает в <адрес> и проживает там в съемной квартире, официально не трудоустроен, когда не работает, живет с братом в <адрес> в квартире, предоставленной последнему <данные изъяты>.

 Таким образом, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора о предоставлении В.А. Червинскому жилого помещения.

 Действующим законодательством, а именно положениями ст. 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 года № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» (в редакции Закона Костромской области от 28.12.2012 года № 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01.01.2013 года),                           ст.10.1 Закона Костромской области № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», введенной Законом Костромской области от                28.12.2012 года № 322-5-ЗКО, обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.

 С учетом изложенного суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению В.А. Червинскому специализированного жилого помещения на администрацию Костромской области. Основанием для заключения с истцом договора найма специализированного жилого помещения в данном случае будет являться соответствующее распоряжение ответчика.

 В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Костромской области не заключает договоры найма специализированных жилых помещений с лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, что в ведении администрации отсутствует специализированный жилищный фонд Костромской области, а ее участие в обеспечении жилыми помещениями лиц указанной категории заключается только в принятии распоряжения о предоставлении жилого помещения, не могут являться основанием к отмене решения суда.

 Судебная коллегия полагает несостоятельной и ссылку в жалобе на невозможность рассмотрения дела без привлечения к участию в нем в качестве соответчика департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, поскольку данный орган принимал участие в процессе в качестве третьего лица, ходатайства о привлечении его в качестве соответчика администрация не заявляла.

 Из содержания положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года            № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от               02.07.2013 года № 185-ФЗ, вступившего в силу с 01.09.2013 года) и ст. 109.1 ЖК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

 По настоящему делу такие юридические факты установлены, поэтому доводы жалобыотносительно порядка приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на правильность выводов суда не влияют. Отсутствие в жилищном фонде Костромской области свободных жилых помещений не должно ограничивать гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.

 Дело судом правильно рассмотрено в порядке искового производства, поскольку между сторонами по делу имеет место спор о праве истца на предоставление жилого помещения, в связи с чем с доводом апелляционной жалобы по указанному вопросу согласиться также нельзя. При этом решение вопроса об обеспечении жилыми помещениями категории лиц, к которой относится истец, не связывается с их малоимущностью, что следует из указанных выше законодательных актов как федерального, так и регионального уровня.

 Поскольку доводы жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

 Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 о п р е д е л и л а:

 Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 08 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области по доверенности А.П. Афанасьева - без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: