Судья Русецкая А.А. Дело №33адм-2171/2013
Докладчик Крылов Н.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 августа 2013 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего
Крылова Н.А.,
судей
Качура И.О. и ФИО1,
при секретаре
ФИО2
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Корсаковского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации Корсаковского городского округа о возложении обязанности принять меры по организации и осуществлению на территории Корсаковского городского округа муниципального контроля
по апелляционной жалобе представителя администрации Корсаковского городского округа ФИО3 и апелляционному представлению прокурора Абжалимова Р.Х. на решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 30 мая 2013 года, которым требования прокурора удовлетворены.
На администрацию Корсаковского городского округа возложена обязанность принять меры по организации и осуществлению на территории Корсаковского городского округа муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, земельного контроля за использованием земель городского округа, муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, муниципального лесного контроля, муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей, муниципального контроля на территории особой экономической зоны, муниципального жилищного контроля.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Крылова Н.А., судебная коллегия
установила:
12 апреля 2013 года Корсаковский городской прокурор обратился в Корсаковский городской суд с заявлением в интересах неопределённого круга лиц к администрации Корсаковского городского округа о возложении обязанности принять меры по организации и осуществлению на территории Корсаковского городского округа муниципального контроля. В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения администрацией Корсаковского городского округа прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении муниципального контроля, реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 года «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено отсутствие административных регламентов проведения проверок, что свидетельствует о неисполнении администрацией обязанности по организации и осуществлению муниципального контроля на территории Корсаковского городского округа. Отсутствие муниципального контроля создает благоприятные условия для совершения правонарушений, в том числе коррупционных, способствует безнаказанности нарушителей и может повлечь нарушение прав индивидуальных предпринимателей, утрату, порчу и хищение муниципальной собственности. Просил возложить на администрацию Корсаковского городского округа обязанность принять меры по организации и осуществлению на территории Корсаковского городского округа муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, земельного контроля за использованием земель городского округа, муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, муниципального лесного контроля, муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей, муниципального контроля на территории особой экономической зоны, муниципального жилищного контроля.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, представитель администрации Корсаковского городского округа ФИО3 с требованиями не согласился.
Судом принято вышеприведенное решение, которое обжалуют представитель администрации Корсаковского городского округа ФИО3 и прокурор.
В апелляционной жалобе представитель администрации Корсаковского городского округа ФИО3 указывает, что в силу положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ организация муниципального контроля является правом органа местного самоуправления, а не его обязанностью. Разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. На территории Сахалинской области порядок разработки и принятия административных регламентов не установлен. Отмечает, что суду первой инстанции предоставлены доказательства осуществления муниципального контроля за содержанием автомобильных дорог местного значения, за использованием земель и муниципального жилищного контроля. Обращает внимание на не проведение на территории Корсаковского городского округа муниципальных лотерей, отсутствие особо охраняемых природных территорий, лесных участков и особой экономической зоны. Просит решение отменить.
В апелляционном представлении прокурор не соглашается с мотивировочной частью принятого решения, просит ее дополнить ссылками на нормы Жилищного и Земельного кодексов Российской Федерации, Федеральных законов «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», «Об особо охраняемых природных территориях», «О лотереях», «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Письменных возражений на апелляционную жалобу и апелляционное представление не поступило.
Проверив материалы дела в порядке пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалобы и представления, обсудив их доводы, выслушав представителя администрации Корсаковского городского округа ФИО4, поддержавшего жалобу, прокурора Овчеренко Д.А., возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в части возложения на администрацию Корсаковского городского округа обязанности принять меры по организации и осуществлению на территории Корсаковского городского округа муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, земельного контроля за использованием земель городского округа, муниципального жилищного контроля.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу статьи 16 названного Федерального закона № 131-ФЗ и статьи 8 Устава муниципального образования «Корсаковский городской округ» Сахалинской области» к вопросам местного значения относятся, в частности, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, земельного контроля за использованием земель городского округа, муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, муниципального лесного контроля, муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей, муниципального контроля на территории особой экономической зоны.
Согласно части 2.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В системном толковании вышеприведенные нормы законодательства не предполагают усмотрения органа местного самоуправления при организации и осуществлении муниципального контроля. В этой связи довод представителя администрации Корсаковского городского округа со ссылкой на часть 1 статьи 17.1 Федерального закона № 131 – ФЗ о праве, а не обязанностьи органов местного самоуправления по организации и осуществлению муниципального контроля является несостоятельным.
Согласно части 2 статьи 17.1 этого же Федерального закона к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В силу пункта 4 статьи 2 указанного Федерального закона муниципальный контроль – деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В соответствии со статьёй 6 названного Федерального закона определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что администрацией Корсаковского городского округа по состоянию на 24 декабря 2012 года в сфере муниципального контроля разрабатываются проекты муниципальных правовых актов.
При таких обстоятельствах, когда в Корсаковском городском округе органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, их организационная структура, полномочия, функции и порядок их деятельности не определены, муниципальные правовые акты в указанной сфере не приняты, решение суда первой инстанции в указанной части является законным и оснований к его отмене судебная коллегия не усматривает.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о фактическом принятии администрацией Корсаковского городского округа мер по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, земельного контроля за использованием земель городского округа, муниципального жилищного контроля правильности выводов суда не опровергают.
Согласно пункту 8 Постановления Правительства Сахалинской области от 21 июня 2011 года № 233 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг» органам местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области рекомендовано разработать и принять порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципального образования Сахалинской области административных регламентов исполнения муниципальных функций.
При таких данных необходимое правовое регулирование для разработки административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности имелось, а довод апелляционной жалобы об отсутствии соответствующего нормативно – правового акта Сахалинской области является несостоятельным.
Вместе с тем из дела видно, что на территории Корсаковского городского округа отсутствуют особо охраняемые природные территории местного значения, муниципальные лесные участки, не созданы особые экономические зоны и не проводятся муниципальные лотереи.
В связи с отсутствием объектов контроля судебная коллегия приходит к выводу о необходимости исключения из резолютивной части обжалуемого решения указание на возложение обязанности на администрацию Корсаковского городского округа принять меры по организации и осуществлению на территории Корсаковского городского округа муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, муниципального лесного контроля, муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей, муниципального контроля на территории особой экономической зоны.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 30 мая 2013 года изменить.
Исключить из резолютивной части решения обязанность, возложенную на администрацию Корсаковского городского округа, принять меры по организации и осуществлению на территории Корсаковского городского округа муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, муниципального лесного контроля, муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей, муниципального контроля на территории особой экономической зоны.
В остальной части тоже решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 30 мая 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации Корсаковского городского округа ФИО3 и апелляционное представление Корсаковского городского прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий Крылов Н.А.
Судьи Качура И.О.
ФИО1