ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2173/2016 от 18.10.2016 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Хадаханэ А.Д. Дело № 33-2173/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 18 октября 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Болат-оол А.В.

судей Кочергиной Е.Ю., Канзая А.А.

при секретаре Бичике Ю.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Канзая А.А. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах неопределённого круга лиц к Главе Тоджинского района Республики Тыва об обязании отменить распоряжение № ** от 24 декабря 2015 года по апелляционному представлению прокурора Тоджинского района Республики Тыва, апелляционным жалобам Ч.., Главы-Председателя Хурала Представителей Тоджинского кожууна Г. на решение Тоджинского районного суда Республики Тыва от 21 июля 2016 года,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Тоджинского района Республики Тыва обратился в суд с иском к Главе Тоджинского района Республики Тыва об обязании отменить распоряжение № ** от 24 декабря 2015 года в части возложения обязанности исполняющего обязанности председателя администрации Тоджинского района на Ч. в день вступления судебного решения в законную силу и обязании администрации Тоджинского района уволить Ч. с занимаемой должности исполняющего обязанности заместителя председателя администрации Тоджинского района по социальной политике по основаниям, предусмотренным п. 11 ст. 77, ст. 84 Трудового кодекса РФ в день вступления решения в законную силу.

Решением от 21 июля 2016 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, прокурор Тоджинского района Республики Тыва, Ч.., Глава-Председатель Хурала Представителей Тоджинского кожууна Г. подали апелляционные представление и жалобы, в котором просят решение суда отменить и принять по делу новое решение.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, составляют предмет регулирования Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

В силу статей 2, 4, 5 данного Федерального закона муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Профессионализм и компетентность муниципальных служащих, единство основных требований к муниципальной службе являются основополагающими принципами муниципальной службы. Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы.

Должности в органе местного самоуправления, в аппарате избирательной комиссии муниципального образования образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации (части 1, 2 и 3 статьи 6).

Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам функциональных признаков должностей, определяемых с учетом исторических и иных местных традиций. В реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица (части 1 и 2 статьи 7).

Все должности муниципальной службы подразделяются на пять групп: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности муниципальной службы. Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 8).

Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Указанные квалификационные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации. Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы. Классные чины указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы (части 1, 2 и 3 статьи 9, часть 1 и 2 статьи 9.1).

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона Республики Тыва от 12 января 2000 года N 389 "О муниципальной службе" (далее - Закон Республики Тыва), должности муниципальной службы подразделяются на группы: высшие должности муниципальной службы, главные должности муниципальной службы, ведущие должности муниципальной службы, старшие должности муниципальной службы, младшие должности муниципальной службы.

Частью 2 ст. 8 указанного Закона Республики Тыва установлено, что должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом Республики Тыва.

В силу ст. 8.1 Закона Республики Тыва для замещения должностей муниципальной службы в Республике Тыва (далее - должности муниципальной службы) квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) (далее - стаж муниципальной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований, определенных в приложении 1 к настоящему Закону.

Приложением 1 к указанному Закону установлено, что для замещения должностей муниципальной службы определяются следующие типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования: для высших, главных, ведущих должностей муниципальной службы, а также категории "специалисты" старших должностей муниципальной службы - наличие высшего профессионального образования.

Приложением 3 к указанному Закону установлены квалификационные требования к стажу муниципальной и (или) государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности, необходимым для исполнения должностных обязанностей, для муниципальных служащих устанавливаются дифференцированно по группам должностей муниципальной службы:

для высших должностей муниципальной службы категории "руководители" - стаж муниципальной службы на главных должностях муниципальной службы и (или) стаж государственной службы на главных должностях государственной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет;

для замещения главных должностей муниципальной службы категории «руководители» необходим стаж государственной службы на ведущих должностях муниципальной службы и (или) стаж государственной службы на ведущих должностях государственной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет.

В силу ч. 1 ст. 3 Закона Республики Тыва от 04 мая 2009 года N 1244 ВХ-2 "О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Тыва" реестр должностей муниципальной службы в Республике Тыва представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы в Республике Тыва, классифицированных по органам местного самоуправления, группам и функциональному признаку должностей (категории), и утверждается приложением к настоящему Закону.

Согласно п. 1 ч. 2 данного закона должности муниципальной службы в Республике Тыва по функциональному признаку подразделяются на следующие категории: руководители - должности председателя администрации (в случае замещения должности по контракту).

В соответствии с разделом 4 Реестра должностей муниципальной службы в Республике Тыва должность заместителя председателя администрации муниципального района отнесена к главной группе должностей категории «руководители».

Таким образом, для замещения должности председателя администрации муниципального района является обязательным стаж государственной службы на главных должностях государственной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет, для замещения главных должностей муниципальной службы категории «руководители» необходим стаж государственной службы на ведущих должностях муниципальной службы и (или) стаж государственной службы на ведущих должностях государственной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет.

Как установлено судом первой инстанции и видно из материалов дела, распоряжением и.о. председателя администрации муниципального района «Тоджинский кожуун Республики Тыва» Ч. с 24 декабря 2015 года временно принят на должность заместителя председателя администрации кожууна по социальной политике.

Распоряжением Главы муниципального района «Тоджинский кожуун Республики Тыва» № ** от 24 декабря 2015 года на исполняющего обязанности заместителя председателя администрации кожууна по социальной политике Ч. с 24 декабря 2015 года возложено исполнение обязанности председателя Администрации Тоджинского кожууна.

Ч. получил высшее образование в 1999 году, окончив Тувинский филиал Красноярского государственного аграрного университета по квалификации «Ученный агроном» по специальности «Агрономия».

Как видно из трудовой книжки Ч.. до назначения на должность исполняющего обязанности председателя администрации Тоджинского района Республики Тыва не имел необходимого стажа муниципальной службы, не имел необходимого стажа работы по специальности – 3 года (имел фактически после получения диплома 10 месяцев 20 дней).

Судебная коллегия не принимает во внимание доводы представителей ответчиков о наличии у Ч.. стажа работы по специальности, так как при отсутствии специального образования нельзя сделать вывод, что лицо, занимающее какие-либо должности, работает именно по специальности.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Ч.. не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к стажу работы необходимому для замещения указ Тоджинского кожууна Республики Тыва анных должностей.

В соответствии с абзацем первым части 7 статьи 1.1 Закона Республики Тыва от 6 апреля 2005 года N 1237 ВХ-1 "О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Тыва" в связи с истечением срока полномочий председателя администрации, мэра города Кызыла, досрочным прекращением полномочий, до проведения конкурса на должность председателя администрации, мэра города Кызыла и его последующего назначения, а также при отстранении от должности, его обязанности временно исполняет лицо, назначаемое на должность Хуралом представителей.

Аналогичные требования содержатся в Уставе Тоджинского кожууна Республики Тыва (п.15 Устава).

Из данной нормы закона следует, что при отсутствии председателя администрации муниципального района, его обязанности временно исполняет лицо, назначаемое на должность Хуралом представителей.

В этой связи является незаконным распоряжение Главы муниципального района «Тоджинский кожуун Республики Тыва» № 28 от 24 декабря 2015 года, поскольку данное решение Хуралом представителей Тоджинского кожууна Республики Тыва не принималось.

В силу п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ основанием прекращения трудового договора является, в том числе нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 настоящего Кодекса).

Согласно ст. 84 Трудового кодекса РФ, трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (п. 11 ч. 1 ст. 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в том числе, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Поскольку единственным способом устранения нарушения законодательства является прекращение трудового договора и освобождение Ч.. от занимаемых должностей, то суд обоснованно возложил данную обязанность на Главу муниципального района.

Доводы апелляционных жалоб, представления не содержат правовых оснований к отмене судебного решения в части удовлетворенных исковых требований истца. Эти доводы повторяют правовую позицию ответчиков и третьего лица, выраженную ими в суде, являлись предметом исследования и нашли правильную оценку в решении суда, сводятся к неверному толкованию норм материального права, не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, в силу чего правового значения не имеют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Тоджинского районного суда Республики Тыва от 21 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционные представление, жалобы – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 октября 2016 года.

Председательствующий

Судьи