Судья – Мелкозерова О.М. Дело № 33-21756/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 октября 2014 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Роговой С.В., Башинского Д.А.,
по докладу судьи Башинского Д.А.,
при секретаре Мамееве И.В.,
с участием прокурора Стукова Д.Г.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя администрации муниципального образования Гулькевичского район по доверенности ФИО1 и директора муниципального образования Гулькевичский район Муниципальное предприятие «Водоканал» ФИО2 на решение Гулькевичского районного суда от 04 июля 2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Гулькевичский район обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Гулькевичский район об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на объекты недвижимости, к муниципальному предприятию «Водоканал» муниципального образования Гулькевичский район об обязании зарегистрировать право хозяйственного ведения на объекты недвижимости.
В обоснование своего заявления указал, что прокуратурой Гулькевичского района проверено исполнение органами местного самоуправления законодательства, регулирующего использование муниципального имущества, в том числе, имущества, используемого в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам, решение которых входит в компетенцию муниципального района, в частности относится владение,; пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, а также создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Помимо этого, право органов местного самоуправления самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемым в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления закреплено в ст. 51 вышеуказанного федерального закона, Согласно ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие, вещные на недвижимые вещи, ограничения этих прав их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Аналогичные требования о государственной регистрации права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним предусмотрены, ст. 4 Федерального закона РФ от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Кроме того в нарушение требований законов на территории Гулькевичского района есть объекты недвижимости не зарегистрированы на праве муниципальной собственности.
Так же проверкой установлено, что администрация МО Гулькевичский район МП «Водоканал» МО Гулькевичский район на праве хозяйственного введения переданы все вышеуказанные объекты недвижимости. Проверка показала, что в нарушение ст. 131 Гражданского кодекса РФ, МП «Водоканал» МО Гулькевичский район право хозяйственного ведения на указанные объекты недвижимости не зарегистрированы, что подтверждается информацией предприятия на запрос прокуратуры района.
В судебном заседании помощник прокурора Гулькевичского района Колесников А.Н. настаивал на удовлетворении иска, поддержав его доводы.
Представитель ответчика администрации МО Гулькевичский район ФИО1 в суде с иском не согласилась, пояснила, что право муниципального образования Гулькевичский район возникло на указанные в исковом заявлении объекты в 1992 году на основании Решения малого Совета Гулькевичского районного Совета народных депутатов от 27.03.1992г., согласно которому имущество Многоотраслевого жилищно-коммунального хозяйства было передано в муниципальную собственность. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. В исковом заявлении указано, что «непринятие администрацией муниципального образования Гулькевичский район мер по государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в которых располагаются объекты ЖКХ приводит к тому, что администрация МО Гулькевичский район не имеет возможности должным образом осуществлять право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом, в том числе передачу объектов недвижимости на праве хозяйственного ведения МП «Водоканал» муниципального образования Гулькевичский район для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению населению Гулькевичского района», при этом, возникает вопрос, каким образом отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты водоснабжения может повлиять на обеспечение бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения. Отсутствие государственной регистрации права на указанные объекты совершенно не препятствуют «повышенной эффективности деятельности, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение».
Представитель ответчика МП «Водоканал» ФИО3 в суде с иском не согласилась, пояснила, что объекты недвижимости переданы МП «Водоканал» администрацией муниципального образования Гулькевичский район в хозяйственное ведение из состава объектов, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Гулькевичский район на основании договора о взаимоотношении сторон и закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 30.04.2005 г. № 33/259. Зарегистрировать право хозяйственного ведения на объекты недвижимости до настоящего времени не представлялось возможным, в связи с отсутствием государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования Гулькевичский район. Кроме того, для выполнения требований законодательства, в части установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а именно: государственная регистрация права хозяйственного ведения необходимы средства в размере не менее 20 млн.рублей. В связи с тем, что тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения подлежат обязательному государственному регулированию и формируются с минимальным уровнем рентабельности. В перечень статей затрат, утверждаемых РЭК ДЦиТ Краснодарского края, расходы, связанные с проведением работ по технической инвентаризации, межеванию, постановкой на кадастровый учет, регистрацией и т.д. не могут быть включены. Эти затраты предприятие может нести только за счет собственной прибыли. А поскольку прибыль предприятия минимальна, проведение мероприятий, направленных на исполнение вышеуказанных требований за счет собственных средств не представляется возможным. Отношения между МП «Водоканал» и потребителями услуг регулируются заключенными договорами водоснабжения и водоотведения. Условия договоров со стороны МП «Водоканал» не нарушаются.
Обжалуемым решением Гулькевичского районного суда от 04 июля 2014 года, суд иск прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Гулькевичский район к администрации муниципального образования Гулькевичский район об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на объекты недвижимости, к муниципальному предприятию «Водоканал» муниципального образования Гулькевичский район об обязании зарегистрировать право хозяйственного ведения на объекты недвижимости - удовлетворил.
Обязал администрацию муниципального образования Гулькевичский район зарегистрировать право муниципальной собственности на следующие объекты: <...>
Обязал МП «Водоканал» муниципального образования Гулькевичский район зарегистрировать право хозяйственного ведения после государственной регистрации права муниципальной собственности на следующие объекты: Канализационные сети (асбест), <...>
С указанным решением суда представитель Администрации Муниципального образования Гулькевичского район по доверенности ФИО1 и директор Муниципального образования Гулькевичский район Муниципальное предприятие «Водоканал» ФИО2 не согласились и подали апелляционные жалобы, в которых просят отменить указанное решение суда, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации МО Гулькевичский район по доверенности ФИО1, прокурора Стукова Д.Г., судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела: прокуратурой Гулькевичского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства, регулирующего использование муниципального имущества, в том числе, имущества, используемого в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В ходе проверки выявлено, что на территории Гулькевичского района не зарегистрированы на праве муниципальной собственности выше приводимые объекты недвижимости.
Администрацией муниципального образования Гулькевичский район МП «Водоканал» муниципального образования Гулькевичский район на праве хозяйственного ведения переданы все вышеуказанные объекты недвижимости. МП «Водоканал» муниципального образования Гулькевичский район право хозяйственного ведения на указанные объекты недвижимости не зарегистрированы.
По факту отсутствия государственной регистрации переданного на праве хозяйственного ведения муниципального имущества МП «Водоканал» муниципального образования Гулькевичский район 22.08.2011 прокуратурой района вносилось представление об устранении нарушений Федерального закона от 06,10,2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ответу администрации муниципального образования Гулькевичский район от 29.09.2011 ведется работа по изысканию необходимых средств, для поэтапного проведения работ технической инвентаризации объектов недвижимости, в том числе и линейных объектов, находящихся в хозяйственном ведении МП «Водоканал».
В 2013 году прокуратурой района 22.08.2013 вносилось представление об устранении нарушений земельного законодательства, законодательства, регулирующего использование муниципального имущества по факту отсутствия регистрации права собственности на объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности, в том числе, расположенные в <...> переданные в хозяйственное ведение МП «Водоканал» МО Гулькевичский район.
Согласно ответу администрации муниципального образования Гулькевичский район от 30.09.2013 МП «Водоканал» проводит работы в части подготовки технической документации на объекты водоснабжения и водоотведения, находящихся в хозяйственном ведении предприятия и постановке их на государственный кадастровый учет.
За указанный период администрацией муниципального образования Гулькевичский район зарегистрировано право муниципальной собственности на 8 объектов, расположенных по адресу: <...>, находящихся в хозяйственной ведении МП «Водоканал» муниципального образования Гулькевичский район.
Непринятие администрацией муниципального образования Гулькевичский район, МП «Водоканал» муниципального образования Гулькевичский район мер по государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в которых располагаются объекты жилищно-коммунального хозяйства, приводит к тому, что администрация муниципальное образование Гулькевичский район не имеет возможности должным образом осуществлять право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом, в том числе передачу объектов недвижимости на праве хозяйственного ведения МП «Водоканал» муниципального образования Гулькевичский район для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению населению Гулькевичского района.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Гулькевичский район об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на объекты недвижимости, к муниципальному предприятию «Водоканал» муниципального образования Гулькевичский район об обязании зарегистрировать право хозяйственного ведения на объекты недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку направлены на ошибочное толкование норм материального права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
В этой связи, судебная коллегия считает, что суд вынес по делу законное и обоснованное решение.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно. Нарушений материального, либо процессуального права, влекущих отмену решения при рассмотрение настоящего иска не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гулькевичского районного суда от 04 июля 2014 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя администрации Муниципального образования Гулькевичского район по доверенности ФИО1 и директора муниципального образования Гулькевичский район муниципальное предприятие «Водоканал» ФИО2 – оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: