Судья Зарубина В.В. Дело № 33-2176
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ярославль
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего Равинской О.А.,
судей Кутузова М.Ю., Парменычевой М.В.,
при секретаре Маточкиной М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Равинской О.А.
17 апреля 2014 года
дело по апелляционной жалобе представителя ООО «Масис» по доверенности ФИО3, индивидуального предпринимателя ФИО4 на решение Дзержинского районного суда города Ярославля от 26 ноября 2013 года, которым постановлено:
«Взыскать с ООО «Масис» в пользу ООО «Росгосстрах» в возмещение материального ущерба <данные изъяты>, возврат госпошлины <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>.
В остальной части иска и в иске к ФИО4 отказать».
По делу установлено:
<дата> в городе Ярославле на Юбилейном мосту произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля АВТОМОБИЛЬ 1, принадлежащего и под управлением ФИО4, автомобиля с прицепом ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, принадлежащего ООО «ИнтерАвто+» под управлением ФИО5, автомобиля АВТОМОБИЛЬ 3, принадлежащего ООО ТД «Метелица Плюс» под управлением ФИО6, автобуса АВТОМОБИЛЬ 4, принадлежащего ФИО7 под управлением ФИО8
<дата> в возбуждении административного дела было отказано, ввиду отсутствия состава административного правонарушения, поскольку водитель автомобиля АВТОМОБИЛЬ 1 ФИО4 нарушил пункт 10.1 Правил дорожного движения и совершил наезд на стоящий автомобиль с прицепом ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, который произвел наезд на стоящий автомобиль АВТОМОБИЛЬ 3, в свою очередь автомобиль АВТОМОБИЛЬ 3 произвел наезд на стоящий автобус АВТОМОБИЛЬ 4.
Прицеп ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО был застрахован ООО «ИнтерАвто+» в ООО «Росгосстрах» по договору КАСКО. ООО «Росгосстрах» выплатил собственнику прицепа страховое возмещение в сумме <данные изъяты>.
ООО «Росгосстрах» обратился в суд с иском к ФИО4, ИП ФИО4, ООО «Масис» и просил с учётом уточнения исковых требований взыскать с надлежащего ответчика сумму ущерба <данные изъяты>, расходы по уплате госпошлины <данные изъяты>. В обоснование требований указано, что страховщиком в пользу выгодоприобретателя по договору КАСКО выплачено страховое возмещение в размере <данные изъяты>. Гражданская ответственность ФИО4. была застрахована ОАО СК «Альянс», поэтому истцом зачтён лимит ответственности <данные изъяты>, а также стоимость годных остатков прицепа <данные изъяты>.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в части взыскания денежных сумм с ООО «Масис» и принятии по делу в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении требований. Доводы апелляционной жалобы сводятся к недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствию выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушению и неправильному применению норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав в поддержание доводов жалобы ФИО4, являющегося генеральным директором ООО «Масис», представителя ООО «Масис» по доверенности ФИО3, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит оснований к отмене постановленного судом решения.
Разрешая спор по существу, суд исходил из того, что ущерб собственнику прицепа ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО был причинен по вине водителя АВТОМОБИЛЬ 1 ФИО4; истцом обязательства по договору добровольного страхования транспортного средства прицепа выполнены в полном объёме, поэтому истец имеет право на возмещение убытков в порядке суброгации; надлежащим ответчиком является ООО «Масис», с которым на момент ДТП ФИО4 состоял в трудовых отношениях; размер ущерба, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца, должен быть определен исходя из стоимости восстановительного ремонта прицепа ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО без учёта износа.
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается и считает их правильными, основанными на материалах дела, соответствующими нормам материального права.
Доводы жалобы о нарушении норм процессуального права несостоятельны.
Из материалов дела видно, что ООО «Росгосстрах» обратилось в суд с настоящими требованиями к ФИО4, указав его как физическое лицо (водителя и собственника автомобиля АВТОМОБИЛЬ 1), виновное в ДТП. Требования к ответчику ООО «Масис» были предъявлены истцом в ходе рассмотрения спора по существу, без изменения процессуального положения сторон, привлеченных к участию в деле первоначально.
Учитывая, положения статьи 22 ГПК РФ, статей 27 и 28 АПК РФ, то обстоятельство, что ФИО9 хотя и имел статус индивидуального предпринимателя, но в момент ДТП осуществлял трудовые функции перед работодателем ООО «Масис», правовых оснований для прекращения производства по делу в связи с неподведомственностью спора суду общей юрисдикции не имеется.
Доводы жалобы о пропуске истцом срока для обращения в суд с настоящими требованиями основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктами 1и 2 статьи 965 ГК РФ к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 1079 ГК РФ вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 1064).
В силу статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
На обязательства из причинения вреда распространяется установленный статьей 196 ГК РФ общий трехгодичный срок исковой давности.
Согласно статье 201 ГК РФ перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.
В правоотношениях по настоящему делу к страховщику ООО «Росгосстрах», который произвел страховые выплаты, в порядке суброгации перешло право требования к лицу, причинившему вред. Срок для защиты права по указанному иску устанавливается в три года, который исчисляется в данном случае со дня возникновения ущерба, то есть с <дата>. С иском в суд истец обратился <дата>, к ООО «Масис» требования предъявлены <дата>, т.е. в пределах срока исковой давности.
Доводы жалобы о том, что суд необоснованно отверг заключение ООО СБК «<данные изъяты>», составленное оценщиком ФИО1, и принял заключение, выполненное ИП ФИО2, о стоимости восстановительного ремонта прицепа ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, в целом сводятся к переоценке доказательств. Судебная коллегия считает, что оценка представленных по делу доказательств выполнена в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ и правовых оснований для вмешательства в данную судом оценку у судебной коллегии не имеется.
Указание в жалобе на то, что суд необоснованно при определении стоимости восстановительного ремонта указанного транспортного средства исходил из нулевого износа, судебная коллегия находит несостоятельными.
Согласно Правилам установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 мая 2010 года № 361, которое подлежит применению лицами, занимающимися установлением размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, возраст комплектующего изделия, подлежащего замене при восстановительном ремонте транспортного средства, рассчитывается в полных годах с даты начала эксплуатации транспортного средства либо с даты замены такого комплектующего изделия.
Из материалов дела следует, что прицеп ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, <дата>, ввезен на территорию России из Сербии в <дата>, паспорт на данное транспортное средство выдан <дата> (т.1 л.д. 196). Прицеп был предметом договора купли-продажи от <дата> и согласно данному договору автомобиль является новым, ранее в эксплуатации не находился (т. 2 л.д. 69-75). ООО «ИнтерАвто+» приобрело прицеп по договору финансовой аренды (лизинга) автотранспортных средств от <дата>, прицеп передан по акту приема-передачи предмета лизинга в лизинг <дата>, зарегистрирован органами ГИБДД <дата> (том 1 л.д. 13, 17-29).
<дата> в отношении прицепа ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, <дата>, ООО «ИнтерАвто+» с ООО «Росгосстрах» был заключен договор добровольного страхования. Как видно из акта осмотра транспортного средства страховщиком указанный прицеп был застрахован как новый, без пробега, исходя из этого рассчитана страховая премия и сумма страховой выплаты, также в акте указано на отсутствие повреждений прицепа (том 1 л.д. 199).
Из указанных обстоятельств следует, что в материалах дела имеются сведения о том, что прицеп ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО был принят в эксплуатацию только в <дата>, повреждения получил в ДТП <дата>, т.е. приблизительно через 4 месяца после начала эксплуатации. Доказательств того, что прицеп находился в эксплуатации в период с момента его выпуска в <дата> до момента ввоза в <дата> на территорию России, в материалах дела не имеется, ответчиками суду не представлено.
С учётом изложенного, оснований для определения стоимости восстановительного ремонта прицепа с учётом износа не имеется, поскольку возраст запчастей, подлежащих замене, рассчитывается в полных годах с даты начала эксплуатации транспортного средства, а прицеп ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО эксплуатировался до ДТП менее 1 года.
Указания в жалобе на то, что при определении стоимости восстановительного ремонта прицепа необходимо исходить из тех повреждений, которые указаны в первичном акте осмотра прицепа от <дата>, акт осмотра от <дата> является недопустимым доказательством, несостоятельны.
Как видно из акта осмотра транспортного средства от <дата> специалистом перечислены видимые повреждения прицепа, указано на необходимость выполнения контрольного замера геометрии рамы (т.1 л.д. 33). Повторный осмотр прицепа производился <дата>, из акта осмотра следует, что дополнительные повреждения установлены после промера геометрии рамы и задних мостов. В ходе осмотра производилось фотографирование прицепа (т.1 л.д. 41-83).
То обстоятельство, что ответчики не были извещены об осмотре прицепа, само по себе не ставит под сомнение результат осмотра и наличие выявленных повреждений прицепа. Ответчики не оспаривают, что на фотоматериалах зафиксирован именно прицеп, получивший повреждения в ДТП.
Учитывая, что при повторном осмотре прицепа производились дополнительные работы, в ходе которых были установлены все повреждения, повреждения, указанные в актах осмотра, не противоречат тем повреждениям, которые указаны сотрудниками ГИБДД в справке о ДТП, и на которые указывал водитель прицепа ФИО5, суд обоснованно исходил из того, что размер восстановительного ремонта прицепа правильно определен на основании вышеуказанных актов осмотра транспортного средства.
Доводы жалобы о том, что копия акта осмотра от <дата> является недопустимым доказательством, поскольку представлен данный документ в ксерокопии, не заверенной надлежащим образом, несостоятельны. Истцом в суд предъявлены иск и приложенные к нему документы на 114 листах, в прошитом и пронумерованном виде, все копии документов скреплены печатью истца и подписью должностного лица ООО «Росгосстрах» (т. 1 л.д. 2-115). Поскольку в соответствии с частью 2 статьи 71 ГПК РФ к письменным доказательствам относятся копии документов, заверенные надлежащим образом, в данном случае копии актов осмотра прицепа от <дата> и <дата> являются допустимыми письменными доказательствами и могли быть положены в основу решения суда.
Доказательств того, что прицеп мог участвовать и в иных ДТП в период с <дата> по <дата>, ответчиками не представлено, доводы жалобы в указанной части являются голословными и не принимаются во внимание судебной коллегией.
Руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя ООО «Масис» по доверенности ФИО3, индивидуального предпринимателя ФИО4 на решение Дзержинского районного суда города Ярославля от 26 ноября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи