ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2177/19 от 08.05.2019 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик Лысенин Н.П. Апелляционное дело № 33-2177/2019

Судья Шопина Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 мая 2019 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Лысенина Н.П.,

судей Агеева О.В., Александровой А.В.,

при секретаре судебного заседания Федорове В.С.,

рассмотрев гражданское дело №2-268/2019 по исковому заявлению ФИО4 к Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании решения об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконным, признании права на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе представителя ФИО4 – ФИО5 на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 4 марта 2019 года,

УСТАНОВИЛА:

ФИО4 обратилась в суд с иском (с учетом уточнения – л.д.76-82) к Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее – Минтруд Чувашии) о признании решения об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконным, признании права на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Иск мотивирован тем, что истица является вдовой участника Великой Отечественной войны (ВОВ) ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего 04.10.2006. Заключением Межведомственной комиссии от 25.11.2013 № 72 дом <адрес>, в котором она проживает, признан непригодным для проживания и не подлежащим ремонту. Постановлением администрации Калининского сельского поселения Вурнарского района от 19.12.2013 № 75 она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет. 25.12.2013 истица была включена в сводную очередь на улучшение жилищных условий как вдова погибшего участника ВОВ. 18.07.2018 истица обратилась с письмом в Минтруд Чувашии об улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, но получила отказ по тем основаниям, что её муж не принимал непосредственного участия в боевых действиях. Истица полагает данный отказ незаконным, поскольку она имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с п.п. 4 п. 1 и п.п. 3 п. 2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». Истица считает, что по смыслу указанной нормы обладает самостоятельным, а не производным от прав самого ветерана правом на предоставление мер социальной поддержки, поскольку ст. 21 названного закона не содержит ссылки на положения ст. ст. 14,15,17 этого же закона. Ссылаясь на Указ Президента Российской Федерации от 08.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», Федеральный закон № 327-ФЗ, истица просила требования удовлетворить.

В суде первой инстанции представитель истицы ФИО5 исковые требования поддержал, представители ответчика Минтруда Чувашии ФИО6, третьего лица КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики ФИО7 полагали исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 04.03.2019 в удовлетворении исковых требований ФИО4 отказано в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, представитель ФИО4 ФИО5 подал апелляционную жалобу на предмет отмены решения по мотивам его незаконности и необоснованности. Сторона истца, приводя обстоятельства, указанные в исковом заявлении, ссылаясь на п.п. 4 п.1, п.п.3 п.2 ст.21, ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» полагает, что истица, являясь вдовой участника ВОВ, не вступившей в повторный брак, имеет право на меры социальной поддержки, что подтверждается выданным ей удостоверением вдовы умершего участника ВОВ. Статья 21 Федерального закона «О ветеранах» не подразделяет вдов по различным категориям и не отсылает к статьям 14, 15, 17 закона. Соответственно, вдовы участников ВОВ по характеру предоставляемых мер социальной поддержки имеют единый статус. Из буквального содержания Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» следует, что его действие распространяется на ветеранов ВОВ и членов их семей, к каковым относятся и вдовы, при наличии двух условий: 1) нуждаемость в улучшении жилищных условий; 2) наличие права на соответствующую меру социальной поддержки по обеспечению жильем по Федеральному закону «О ветеранах». С 03.01.2010 в силу вступил ФЗ № 327-ФЗ, который разрешает улучшить свои жилищные условия всем нуждающимся ветеранам и их вдовам, независимо от даты постановления на учет. Функции по предоставлению отдельным категориям граждан, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» возложены на Минтруд Чувашии. По сведениям, предоставленным представителям Минтруда Чувашии ФИО2 и ФИО3 в Ленинский районный суд по гражданскому делу № 2-3498/2017, истица как вдова участника ВОВ состоит на учете на улучшение жилищных условий с 19.12.2013 и в сводном списке граждан - получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по состоянию на 2017 год значится под номером 5, выдача свидетельства будет произведена в порядке очередности. Исходя из того, что ее очередь не подошла, а право на внеочередное получение единовременной денежной компенсации на приобретение жилья она не имеет, решением суда от 21.11.2017 в удовлетворении ее требований отказано. Однако согласно сообщению Администрации Вурнарского района Чувашской Республики ее очередь подошла еще в 2015 году и из официальных источников Минтруда Чувашии видно, что за 2014-2017 годы выдано 519 свидетельств, за 2018 год - 14 свидетельств. Таким образом, ответчиком очередность предоставления мер социальной поддержки не соблюдается.

В судебном заседании представители Минтруда Чувашии ФИО6, третьего лица КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии ФИО8 возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

Истица ФИО4, ее представитель ФИО5, надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327-1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что ФИО4 является вдовой умершего 04.10.2006 ветерана - участника ВОВ ФИО1

Заключением Межведомственной комиссии администрации Вурнарского района Чувашской Республики №72 от 25.11.2013 жилой дом <адрес>, в котором проживает ФИО4, признан непригодным для проживания и не подлежащим ремонту.

Постановлением администрации Калининского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики № 75 от 19.12.2013 ФИО4 признана нуждающейся в жилом помещении, поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданами, имеющими право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской федерации», утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.11.2007 № 289, администрацией Вурнарского района Чувашской Республики в Минтруда Чувашии 25.12.2013 был направлен список ветеранов ВОВ, членов погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищный условий, в который была включена истица (л.д.64, 84).

Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 21.11.2017 по делу № 2-3498/2017 установлено, что по состоянию на день рассмотрения дела в суде истица состоит в сводном списке граждан – получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, сформированном Минтруда Чувашии, под номером 5 и в удовлетворении исковых требований ФИО4 к Минтруду Чувашии о возложении обязанности выдать жилищный сертификат на приобретение жилья как вдове умершего участника Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. было отказано в связи с тем, что правом на внеочередное получение сертификата в обход очереди она не обладает.

18.07.2018 ФИО4 обратилась в Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики по вопросу улучшения жилищных условий.

Письмом Минтруда Чувашии от 03.08.2018 №13/15-9427 ФИО4 отказано в предоставлении социальной выплаты по тем основаниям, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» и Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья имеют инвалиды и участники Великой Отечественной войны, принимавшие непосредственное участие в боевых действиях в воинских частях, входящих в состав действующей армии. Поскольку муж истицы ФИО1 проходил военную службу в различных полках, не входивших в состав действующей армии, он имел право на получения жилья лишь в случае выселения из служебного жилого помещения. Поскольку права истицы производны от прав мужа, правом на обеспечение жильем в соответствии с указанными нормативными актами она не имеет.

Согласно архивной справке от 23.10.2013 №ОСО/98 ФКУ «Военный комиссариат Чувашской Республики» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил военную службу: - с октября 1944 года по июнь 1945 года в составе 27 запасного артиллерийского полка, который в состав действующей армии не входил; с июня 1945 года по декабрь 1945 года в составе 586 арт. бригады учебной батареи, который в состав действующей армии не входил; с декабря 1945 года по сентябрь 1946 года в составе 2272 гаубичного артиллерийского полка; с сентября 1946 года по апрель 1947 года в составе 540 отдельного стрелкового полка; - с апреля 1947 года по август 1951 года в составе в/ч 10026.

Справками Центрального архива МО РФ подтверждается, что 27 запасной артиллерийский полк и 586 дивизионная артиллерийская бригада в состав действующей армии не входили.

Данные обстоятельства установлены судом первой инстанции, подтверждаются материалами дела, сторонами по делу не опровергнуты, и сомнений в их достоверности не вызывают.

Статьей 1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.

Возможность приобретения гражданами прав и льгот, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах», поставлена в зависимость от того, обладают ли эти лица признаками, необходимыми для их отнесения к соответствующей категории ветеранов. Признаки эти прямо поименованы в статьях 2-7 Закона применительно к каждой категории ветеранов.

Подпунктом «з» п.п. 1 п. 1 статьи 2 указанного Федерального закона предусмотрено, что к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники ВОВ, в частности, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 по 03.09.1945 не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Муж истицы относился к указанной категории участников ВОВ.

Меры социальной поддержки данной категории ветеранов указаны в статье 17 Федерального закона «О ветеранах», пунктом 4 которого предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Истица претендует на получение единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, как вдова умершего участника ВОВ в соответствии с положениями ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».

Согласно п.п. 4 п. 1. 1 ст. 21 Федерального закона нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации предоставляются меры социального обеспечения. В силу указанной нормы правом на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем обладают и члены семьи участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей участников ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ войны и участников ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Кроме того, в силу п.п.3 п. 2 ст. 21 Федерального закона супруга (супруг) погибшего (умершего) участника ВОВ, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.

Суд первой инстанции согласился с доводами ответчика о том, что право членов семьи участников ВОВ производно от прав самого участника и поскольку ветераны ВОВ, указанные в п.п. «з» п.п. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», имеют право на обеспечение жильем лишь в случае выселения из служебного жилого помещения, то и члены его семьи обладают правом на улучшение жилищных условий лишь при выселении из служебных жилых помещений.

Судебная коллегия находит выводы суда ошибочными. По смыслу п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» лица, не являющиеся ветеранами, а отнесенные законодателем к иной категории граждан - членов семей погибших (умерших) участников ВОВ, обладают самостоятельным, а не производным правом на предоставление мер социальной защиты и данное право не зависит от объема прав ветерана. (Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.07.2015 № 43-КГ15-3).

Пунктами 1 и 2 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункты 4,6 ст. 23.2).

В силу п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона Чувашской Республики № 42 от 17.10.2005 «О регулировании жилищных отношений» к иным категориям граждан, определенным настоящим Законом в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики (далее - иные категории граждан), относятся как граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01.01.2005, так и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В силу части 4 статьи 11 указанного Закона полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 4, 5 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации. Указанные категории граждан обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий.

Согласно частям 1 и 2 ст. 11.1 Закона мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пункте 4 части 1 статьи 11 настоящего Закона, осуществляется в форме однократного предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики по договору социального найма либо единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений, определяемой законом Чувашской Республики.

Жилые помещения государственного жилищного фонда Чувашской Республики по договору социального найма либо единовременные денежные выплаты на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, указанным в пункте 4 части 1 статьи 11 настоящего Закона, предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Законом Чувашской Республики от 14.12.2015 № 80 в Чувашской Республике определена форма предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, и граждан, указанных в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, - предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений.

Согласно п.1.1 Порядка предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.11.2007 № 289, настоящий Порядок в соответствии с Законом Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» определяет порядок предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» на улучшение жилищных условий по установленным жилищным законодательством Российской Федерации основаниям и вставшим на учет до 01.01.2005, и гражданам, имеющим право в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» на улучшение жилищных условий по установленным жилищным законодательством Российской Федерации основаниям.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений (далее - единовременные денежные выплаты) гражданам, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из федерального бюджета республиканскому бюджету Чувашской Республики на указанные цели (п.1.2).

Анализ указанных выше нормативных правовых актов, позволяет сделать вывод о том, что истица, являясь вдовой участника ВОВ, не вступившей в повторной брак, признанная в установленном законом порядке нуждающейся в предоставлении жилья, поставленная на учет нуждающихся в улучшении жилищный условий после 01.01.2005, включенная в сводный список граждан-получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» по Чувашской Республике, и продолжающая стоять в указанном списке по состоянию на 01.01.2019 под номером 5, имеет право на получение единовременной денежной выплаты в соответствии с п.п. 4 п. 1 и п.п. 3 п. 2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» в порядке очередности за счет средств федерального бюджета, выделяемых Чувашской Республике в виде субвенций на обеспечение жильем граждан в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и отказ Минтруда в признании за ней этого права, выраженный в письме от 03.08.2018, является незаконным.

Доводы представителя ответчика о том, что такого права истица не имеет при отсутствии факта признания недействительными решений о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в сводный список, не могут быть приняты во внимание.

Истицей заявлено требование о признании незаконным отказа ответчика в выдаче свидетельства о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилья, признании за ней права на получение мер социальной поддержки в виде предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилья и возложении на ответчика обязанности по выдаче свидетельства о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилья.

Вместе с тем, разделом II Порядка, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.11.2007 № 289, свидетельство оформляется Минтрудом Чувашии на основании заявлений граждан о предоставлении единовременных денежных выплат и документов, указанных в пункте 2.5 настоящего Порядка, в пределах лимитов бюджетных обязательств с учетом очередности, установленной сводным списком.

В материалы дела доказательства подачи истицей соответствующего заявления с приложением полного перечня документов, указанных в пункте 2.5 Порядка, в 2018 году не представлено, а из содержания обращения истицы к ответчику и письма Минтруда не следует, что он является официальным отказом в выдаче свидетельства по результатам рассмотрения полного пакета документов. По существу, письмо Минтруда Чувашии от 03.08.2018 является ответом на обращение истицы по вопросу улучшения жилищных условий, в котором выражен отказ в признании за ней права на получение ЕДВ.

При таких обстоятельствах, отменяя решение суда в части отказа в признании незаконным решения Минтруда и признания за истицей права на получение мер социальной поддержки, судебная коллегия выносит новое решение о признании незаконным отказа Минтруда в признании за истицей права на получение мер социальной поддержки в виде предоставления единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» и признании за ФИО4 - вдовой участника ВОВ, не вышедшей повторно замуж, нуждающейся в улучшении жилищных условий, права на получение мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты за приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета, выделяемых Чувашской Республике в виде субвенций на обеспечение жильем граждан в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

Оснований для отмены решения суда в части возложения на ответчика обязанности выдать ФИО4 свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья, в качестве последствия признания отказа в признании права, не имеется, поскольку выдаче свидетельства должна предшествовать соответствующая процедура, предусмотренная разделом II Порядка. Однако, отказ в удовлетворении данного требований, не снимает с ответчика обязанности при наличии лимита бюджетных обязательств, предусмотренных из федерального бюджета республиканскому бюджету Чувашской Республики на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, по выполнению требований Порядка в отношении ФИО4, право на получение мер социальной поддержки которой подтверждено судебным постановлением.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 4 марта 2019 года в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО4 к Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании решения об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконным, признании права на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отменить и вынести в указанных частях новое решение.

Признать незаконным отказ Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики в признании за ФИО4 права на получение мер социальной поддержки в виде предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».

Признать за ФИО4 - вдовой участника Великой Отечественной войны, не вышедшей повторно замуж, нуждающейся в улучшении жилищных условий, право в соответствии со ст.21 Федерального закона «О ветеранах» на получение мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета, выделяемых Чувашской Республике в виде субвенций на обеспечение жильем граждан в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

Апелляционную жалобу ФИО4 на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 4 марта 2019 года в остальной части оставить без удовлетворения.

Председательствующий: Н.П. Лысенин

Судьи: О.В. Агеев

А.В. Александрова